Среди 9 сценариев – возможность увеличить средний чек и сократить расходы!
Судя по прогнозам, число пользователей на рынке электронной коммерции к 2029 году составит 3,6 млрд. К июню 2024 года доля трафика с мобильных устройств достигла 60,74%, тогда как с ПК — 37,1%, а с планшетов — 2,17%. Учитывая, что потребители охотнее покупают в онлайне, бизнесу не стоит игнорировать «мобильных» пользователей — иначе есть риск потерять потенциальных клиентов.
Какие задачи решает мобильное приложение
В 2023 году количество загрузок мобильных приложений достигло 257 миллиардов. Через мобильные приложения зафиксировано 73% продаж малого бизнеса и брендов. Это означает, что у потребителей выросла потребность в совершении покупок с мобильных устройств. Вот чем может помочь бизнесу разработка своего мобильного приложения.
1. Повысить продажи
Исследования Яндекса подтверждает, что количество россиян совершивших покупки со смартфона, достигает 67%. И этот показатель продолжает расти — с компьютеров и ноутбуков оформляют треть онлайн-заказов. Анализ показал, что импульсивные покупки совершили 77% онлайн покупателей — за счет того, что решение о покупке в мобильном приложении принимается быстрее, так как заказать товар легко в два щелчка.
Плюсы покупки в онлайне:
- Можно сравнить цены сразу в нескольких мобильных точках магазинов;
- можно совершать покупки в любое время и из любого места;
- можно прочитать отзывы других покупателей
Мобильные приложения лучше конвертируют и продают, чем сайты за счет того, что:
- Приложения быстрее загружаются и реагируют на действия пользователя;
- В приложении с грамотным юзабилити пользователю нужно совершить меньше манипуляций для целевого действия;
- Люди все больше покупают на ходу, а многие приложения позволяют это делать в пару кликов за счет удобного интерфейса, сохраненных платежных данных и активного использования голосового ввода.
- Приложения хранят данные о покупках, визитах и перемещениях, что позволяет автоматизировать персонифицированные предложения;
Никита Бородкин, начальник отдела iOS-разработки департамента мобильной разработки ITFB Group:
«B2C-приложения упрощают бизнесу привлечение и удержание клиентов, а также улучшение клиентского опыта. Розничные приложения направлены на рост продаж и выручки, их целевая аудитория — конечный пользователь.
B2B-приложения направлены на оптимизацию бизнес-процессов. Пример улучшения клиентского сервиса за счет мобильного приложения — сервис оплаты по фото платежного поручения в мобильном приложении Почта Банка. Перед нами стояла задача доработать и упростить ввод реквизитов для пользователя при оплате коммунальных услуг, телефонии, образования, налогов, проведения платежей. Мы интегрировали в мобильное приложение сервис ITFB EasyDoc PhotoPay. Теперь квитанцию в приложении онлайн-банка можно оплатить в два клика. Сервис за несколько секунд распознает платежные реквизиты с фотографии документа, а извлеченные данные автоматически попадают в АБС для выполнения платежа».
Инга Паныч, директор по цифровой трансформации продаж AB InBev Efes:
«Приложение позволяет выстроить удаленное и бесконтактное взаимодействие с партнерами и клиентами наиболее удобным для них способом в графике 24/7. Принцип работы — заявка клиента поступает через мобильное приложение, затем идет к дистрибьютору. Приложение и сама платформа дают возможность клиентам максимально удобно делать заказы в режиме онлайн в любое время дня и ночи. Выдает аналитику, персонализированный сервис, уникальные скидки, а также возможность покупать не только пивоваренную продукцию компании, но и широкий ассортимент товаров, доступных у других дистрибьюторов и вендоров».
2. Стимулировать повторные покупки
Приложение обычно сохраняет на экране телефона и постоянно попадается на глаза, если скачали его один раз (и даже, если его удалили потом).Найти знакомую иконку можно без труда, когда появится потребность в товаре. Это намного быстрее, чем заходить в браузер и искать нужный сайт. Кроме того, иконка на мобильном телефоне привлекает внимание, даже если человеку неудобно заказать прямо сейчас, можно зайти присмотреться и покидать в корзину нужные товары. Еще один хитрый трюк — пуш — уведомления. Это отличный способ возвращать клиентов, напоминать им об акциях и выгодных предложениях Например, у россиян самая привлекательная акция — бесплатная доставка, хотя ее ценность немного снизилась в сравнении с 2021 году, но она по-прежнему занимает лидирующие позиции:
3. Увеличить средний чек
Эта задача решается за счет того, что приложения имеют более высокую конверсию и меньший процент отказов на стадии завершения покупки. Кроме того, в приложениях чаще всего покупают авторизованные пользователи. Зная о них больше, вы можете делать им более персональные предложения, в том числе — и апп-сейл. Это подтверждается и исследованиями Data Insight.
4. Повысить лояльность клиентов
Быстрое и удобное приложение работает на лояльность уже само по себе. Например, приложение Яндекс такси всегда под рукой. Способов работать с лояльностью с помощью мобильных приложений много. Вы можете разработать специальную программу для авторизованных пользователей с бонусами, скидками, персональными предложениями, добавить в приложение дополнительный полезный функционал, за который пользователи скажут спасибо, или просто облегчить клиентам жизнь, сократив временные и трудозатраты на решение какой-либо задачи — запись на маникюр, получение результатов анализов, оплату интернета.
5. Автоматизировать бизнес-процессы
Рабочие процессы компании могут автоматизировать не только внутренние решения, но и приложения, созданные для клиентов. Например, основная функция приложения такси — быстрый и удобный вызов машины. В то же время оно автоматизирует прием, обработку и распределение заказов. Без приложения заказы поступают по телефону или с сайта. Их обрабатывает живой оператор, выбирает ближайшего водителя, отправляет на адрес. В том же Яндексе эти функции выполняет приложение. Все это автоматизация.
Никита Шевляков, CEO айти-агентства Фьюче, разработчик:
«Внутренняя автоматизация в компании — очень популярное направление разработки, которое напрямую денег не приносит, но помогает экономить, работать быстрее, систематизировать знания или наладить HR-направление и внутреннюю коммуникацию. У тех же застройщиков и банков в этом хороший опыт: одно приложение может служить деловым календарем, корпоративным мессенджером, ежедневником или CRM. При этом оно защищено особым образом, у сотрудников есть личные кабинеты, и вообще задумка персонализирована. Однажды мы реализовывали документооборот в виде мобильного приложения. Его особенность — работа даже пользователь находится офлайн. Например, условный руководитель, находясь в поездке, может загрузить в приложения документы, а отправятся они другим сотрудникам на подпись тогда, когда будет интернет. И, наконец, самый очевидный плюс мобильного приложения — повсеместная доступность и высокая вовлеченность».
Антон Мишин, SEO и основатель ИТ-компании Proscom: «Мы создали мобильное приложение, которое помогает отслеживать время работы и получать информацию о текущих и прошедших проектах. Сотрудники могут запускать таймер и следить за отработанным временем, вносить данные вручную, редактировать их и видеть список отработанных за неделю часов. С помощью этого решения мы сэкономили 1 миллион рублей за год».
6. Упростить коммуникации с клиентами
Наличие мобильного приложения для iOS или Android по сути делает ненужной рассылку сообщений и e-mail — клиентам, у которых стоит приложение. Всю необходимую информацию можно доставлять прямо на экран гаджета через пуши: скидки и акции, готовность заказа, доставка в пункт выдачи, напоминание о записи на сеанс, коды подтверждения для банковских и платежных сервисов. Через приложение удобно делать чаты с менеджерами, консультантами или службой поддержки. При этом у оператора на той стороне может отображаться вся информация об авторизованном пользователе, чтобы ему было проще решать проблемы и отвечать на вопросы. Например, компания Суточно.ру сделала чат клиента с арендодателем, это очень удобно. Для уточнения деталей проживания гостям необязательно звонить владельцу жилья, прямо в приложение можно начать переписку:
7. Принимать платежи
Прием платежей — базовая для многих коммерческих приложений функция, будь то служба такси, интернет-магазин, онлайн-сервис для контроля личных финансов или электронная библиотека. Платить за все это в один клик с помощью сохраненных данных банковской карты удобно. А ведь чем меньше действий человеку нужно совершить для покупки, тем с большей вероятностью он дойдет до конца. Вводить каждый раз данные карты — это лишнее время, да и психологически проще расстаться с деньгами, когда все, что нужно сделать — это нажать «Оплатить».
8. Анализировать аудиторию
Об аудитории мобильных приложений можно собирать и анализировать всю ту же информацию, что и о посетителях сайтов. Разница в том, что смартфон у человека всегда с собой, и он может обратиться к нему даже тогда, когда под рукой нет компьютера. Системы аналитики умеют распознавать пользователей на разных устройствах и таким образом собирать более полную информацию об их интересах и предпочтениях. Такая аналитика позволяет составлять более точный портрет аудитории, делать выводы и строить на основе этой информации маркетинговую стратегию. Сбор и обработка данных сильно ограничена законодательством, поэтому не все, что возможно собрать технически, реализуется на практике. Ту же информацию о геолокации сервис может получить только с разрешения пользователя.
9. Сократить расходы
С одной стороны на разработку качественного мобильного приложения требуется бюджет. С другой — грамотные решения могут сэкономить бизнесу расходы на оплату труда и рекламу (что перекроет расходы на разработку приложения).
Экономия происходит и за счет того, что вы:
- Сможете отказаться от некоторых штатных единиц, например, операторов колл-центра — их функции заменит приложение;
- Некоторые операционные процессы будут выполнять быстрее за счет автоматизации — людей потребуется меньше;
- Расходы уменьшаются благодаря пуш-уведомлениям по существующим клиентам, за счет которых можно уменьшить бюджеты на email-рассылки и ретаргетинговые кампании. Да и в целом за счет повышенной конверсии и увеличенного среднего чека компании могут поддерживать нужный уровень продаж с меньшим рекламным бюджетом.
Сценарии использования мобильных приложений
Самый очевидный — для интернет-магазинов, сервисов доставки, билетных агентств, некоторых видов услуг и других бизнесов сценарий. Мобильная точка продаж — это витрина, средства коммуникации с покупателями, канал доставки рекламных сообщений и онлайн-касса в смартфоне клиента.
В зависимости от конструкции мобильного приложения оно может включать следующие функции:
- Каталог предложений;
- акции и скидки;
- чат с оператором;
- вишлист;
- корзина;
- оформление заказа;
- прием платежей;
- пуш-уведомления;
- отслеживания статуса заявки;
- оформление возврата и другие.
Вы скажете, что все тоже самое можно реализовать и на веб-сайте, и будете правы. Разница лишь в том, что смартфон всегда рядом: уведомления доставляются мгновенно, и когда бы пользователь не решил, что ему нужно то, что у вас есть, приложение будет самым простым и быстрым способом получить желаемое.
1. Система лояльности
Инструмент для привлечения покупателей с помощью скидок и бонусов. Так, в Askona есть «Клуб здорового сна», где покупателю автоматически начисляются баллы через 15 дней после полной доставки заказа. Ими можно оплатить 20% стоимости заказа и их действие ограничено.
Никита Шевляков, SEO айти-агентства Фьюче, разработчик:
«Мы провели лекцию на Московском урбанистическом форуме про тренды в веб-разработке у застройщиков Москвы. Оказалось, что 63% застройщиков вообще не имеют мобильных приложений (особенно мало таких в люкс-сегменте) для жителей своих районов, а потребность использовать такие приложения у жильцов есть. Поскольку мы сами ведем мобильную разработку для крупных девелоперов, заметили некоторые тенденции: интуитивно понятное приложение с широким функционалом, где можно не только связаться с УК или передать платежи, а еще и поиграть, что-то купить, просмотреть афишу района, карту ЧП, инфраструктуру и развлечения, будет являться мастхэвом и приведет новых покупателей через реферальные программы».
2. Поддержка пользователей
Такое приложение будет полезно операторам связи, интернет-провайдерам, разработчикам ПО, интернет-сервисам и другим бизнесам, которым нужно регулярно поддерживать связь с клиентами и решать их проблемы. Основная функция приложения для поддержки пользователей — коммуникация с клиентами. С таким инструментом людям могут проще и быстрее получить помощь, что повышает лояльность клиентов. Также с его помощью можно стимулировать повторные продажи, рассылая уведомления о новых опциях и продуктах, и автоматизировать процессы в отделе поддержки пользователей.
Алексей Шашкин, менеджер по продукту хостинг-провайдера SpaceWeb:
«Перед запуском собственного мобильного приложения мы поставили главные цели: прирост клиентской базы и увеличение выручки, а также сопутствующие векторы на рост лояльности к бренду и поддержание имиджа современной технологичной компании. Во-первых, мобильное приложение требовалось разместить на площадках App Store и Google Play Market. Для того, чтобы перехватывать клиентов по нашим ключевым запросам — хостинг и домен, нам потребовалась создать функцию регистрации и заказа прямо в приложении. С помощью этого мы собрали в одном месте все якорные услуги нашей компании. Второй момент — мы оперативно добавили платежи по СБП. А в ближайших планах — подключение Yandex Pay, чтобы нашим пользователям было так же легко и быстро платить с телефона, как и в прежние времена. Для того, чтобы клиенты не пропускали оплату, мы используем сервис Push-уведомлений. Оплатить домен и хостинг с переходом в форму платежа за пару кликов — это серьезный аргумент в пользу мобильного приложения. Третье — чат в приложении. На самом старте разработки нашего мобильного приложения мы активно работали с ребятами из Jivo, с которыми уже сотрудничали ранее по другим нашим проектам. Взаимодействие оказалось настолько эффективным, что ребята смогли создать полноценный SDK для мобильных приложений, который впервые был опробован у нас. В итоге все оказались в выигрыше: нашим клиентам стал доступен быстрый чат со службой поддержки, у нас — одно «окно входа» для консультаций из всех точек (сайт, VK, Telegram, мобильное приложение), а у Jivo появился новый продукт, который сейчас успешно развивается и продается. И последнее — это ссылки на приложение на всевозможных ресурсах и каналах».
3. Полезный контент
Приложения брендов, единственное полезное действие которых заключается в доставке контента, встречаются редко. Исключение — приложения медиа, призванные облегчить читателям знакомство с материалами. Чаще получение нужной информации идет бонусом, который повышает ценность приложения в глазах пользователей. Полезный контент не влияет напрямую на продажи и средний чек, но может повысить лояльность клиентов и стимулировать их установить приложение.
Максим Няголов, руководитель студии разработки мобильных приложений, веб-сервисов и сервисов в области ИИ и робототехники в компании DigitMind Technologies LLC:
«DigitMind Technologies разработала приложение для изучения иностранных языков, интегрированное с ИИ. Это приложение адаптируется под уровень пользователя, облегчая обучение и делая его более эффективным.
- Оптимизация рабочих процессов: для юридической фирмы мы создали сервис для сканирования и распознавания документов. Это значительно сократило время на обработку документации и минимизировало ошибки.
- Увеличение охвата аудитории: разработка онлайн площадки для размещения объявлений позволила нашему клиенту привлечь больше пользователей и продавцов, что увеличило трафик на сайте и объем продаж.
- Улучшение пользовательского опыта: мы создали музыкальный плеер с умной функцией рекомендаций песен, которая анализирует предпочтения слушателя и предлагает треки в соответствии с его вкусом. Это приложение увеличило время прослушивания и лояльность пользователей».
4. Интерактивный сервис и геймификация
Такие приложения помогут выстроить обучение с помощью игровых элементов. Без рутины и скуки. Реализовать сценарий можно в двух направлениях — основном и дополнительном. Для основного направления можно привести пример — обучение английскому языку в Novakid. Ребенок погружается в игру на английском, так незаметно происходит процесс обучения.
Для дополнительного — приложение «Мой налог» для самозанятых. С его помощью можно выставлять счет клиенту, быстро оплачивать налог в лк и другое.
Элина Клименко, операционный директор платформы «Наймикс»:
«Приложение разработанное для вашего бизнеса, помимо взаимодействия с аудиторией может повысить лояльность, а также упростить какой-либо бизнес процесс. У пользователей «Наймикса» есть постоянное желание проверять доступные заказы в их городе, когда они видят иконку приложения. Самозанятый указывает свои данные, необходимые для заключения договора и осуществления выплаты. Также при регистрации в сервисах, связанными с выплатами, часто необходимо приложить фотографию себя с паспортом, что совсем неудобно при регистрации в веб версии. Рекомендуем создать приложение, если вы хотите значительно увеличить его узнаваемость. Ваш бренд будет в постоянном доступе к пользователям мобильных устройств. Представьте, сколько раз пользователь сталкивается с логотипом компании, когда он находится на домашней вкладке с приложениями на телефоне».
5. Навигация
Навигация — частный случай сценария с полезными сервисами. Этот инструмент помогает клиентам быстро найти ближайшее представительство компании и другие точки на карте. Функцию стоит рассматривать скорее как дополнительную — мало кто будет скачивать приложение только ради навигации, когда под рукой есть «Google Карты», «Яндекс.Навигатор» и «2ГИС».
6. Внутренние корпоративные инструменты
Например, «Самокат Про» —приложение для курьеров экспресс-доставки продуктов. Помогает сотрудникам распределить рабочие часы, найти работу недалеко от дома, вести статистику по заказам, следить за балансом чаевых и прочее.
Яна Вдович, руководитель отдела по работе с персоналом Unilever в России и Белоруссии:
«Приложения могут быстро решить кадровые вопросы, упростить коммуникации и ускорять решение рабочих процессов. Наша компания запустила UHRCare, которые интегрировали сервисом HRLink (обеспечивает ЭКДО) и с 1С ZUP (кадровая и зарплатная система). Таким образом все сотрудники смогли дистанционного подписывать документы. Самыми популярными операциями и запросам стали расчетные листы, заказ справок, чат с HR, управление отпусками. Только за часть 2022 года было отработано более 3520 чатов с HR через приложение. В UHRCare сотрудники также могут ознакомиться с должностными инструкциями, локальными нормативными актами компании, скачать шаблоны документов, прочитать корпоративные новости».
Анна Лямина, marketing lead платформы корпоративных коммуникаций eXpress:
«Мы разработали Atom Space, специализированное приложение «Росатома», созданное для общения сотрудников атомной отрасли и взаимодействия с партнерами в контуре корпорации. Оно напоминает знакомые пользователям WhatsApp и Telegram с их чатами и видеозвонками. Задачи, которые решает корпорация с помощью приложения — это защищенная коммуникация, полноценное рабочее место внутри смартфона, который в наше время у каждого под рукой, что позволяет быстро включаться в рабочие процессы и получать необходимую информацию. В разработке мы пошли по пути смарт-аппов. Это мини-приложения внутри единого общего приложения — кадровые сервисы: заказ справок, оформление больничных, портал с новостями компании, обучающие курсы».
Итоги
Таким образом, мобильное решение поможет решить компании множество задач:
- Повысить продажи;
- Стимулировать повторные покупки;
- Увеличить средний чек;
- Повысить лояльность клиентов;
- Автоматизировать бизнес-процессы;
- Упростить коммуникации с клиентами;
- Принимать платежи;
- Анализировать аудиторию;
- Сократить расходы.
Читайте также
Как маркировать рекламные объявление в 2023 году — инструкция