Определять, что причиняет вред, а что – нет, будут эксперты.
По информации издания «Коммерсантъ», четыре ведомства — Минэкономики, Минздрав, Роскомнадзор и Минцифры — работают над законопроектом, согласно которому некоторые игры с «причиняющим вред» контентом будут запрещены в России. Разобрались, как это будет работать и какой контент могут счесть неподходящим.
Запрет на игры в России
Инициировало законопроект Минэкономики и после внутреннего согласования отправило в три другие ведомства, так или иначе имеющие отношение к теме. Основная идея законопроекта состоит в том, что теперь каждый издатель игр будет обязан присваивать своим продуктам возрастную маркировку и не допускать «использование в игровом контенте информации, запрещённой для распространения в РФ».
Планируется, что для такого регулирования будут внесены поправки в законы «Об информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью». Разработчики законопроекта мотивируют необходимость его принятия «профилактикой совершения общественно опасных деяний под влиянием игрового контента».
К слову, споры о том, как жестокие игры могут повлиять на психику детей, идут уже довольно давно. Но многочисленные исследования, в том числе недавние, показывают, что связи между жестокими играми и агрессивным поведением в более взрослом возрасте не наблюдается даже на большой выборке.
Соответственно, игры, содержание которых нарушает законы России, будут запрещены на территории нашей страны. Вероятнее всего, в первую очередь это коснется пропаганды насилия и запрещенных веществ, но может дойти и до запрета игр с ЛГБТ-персонажами.
Задача государства — обеспечить необходимый уровень безопасности общества, защиту истории, культурных и традиционных ценностей и в данной сфере.
Роскомнадзор в комментарии для издания «Канобу»
Сообщается, что если законопроект примут, он может вступить в силу с 1 марта 2024 года. Коснется он не только игр, которые издаются в России отечественными разработчиками, но и тех продуктов, которые распространяются на территории нашей страны через такие площадки как Steam или Epic Games Store. Это касалось бы и магазинов Microsoft и Playstation, если бы они не ушли из России.
Также, если законопроект примут, Роскомнадзор сможет выписывать предписания магазинам игр об удалении продуктов с запрещенным контентом. За невыполнение предписания, как мы уже знаем, могут последовать огромные штрафы и блокировка всего сервиса.
Где еще запрещают игры?
На ум сразу же приходит Китай. Тут за всей распространяющейся в сети и медиа информации следят максимально пристально — под запрет попадают даже безобидные мультики, вроде My Little Pony. В Китае запрещают жестокость, кровь и насилие в играх, а с недавнего времени правительство решило бороться с образами «женственных мужчин» в играх и телешоу.
Но китайский игровой рынок — самый крупный в мире как по объему, так и по количеству игроков. Поэтому издатели игр адаптируют свои продукты под китайский рынок, чтобы пройти государственную цензуру — ножи заменяют, например, на ложки, удаляют кровь и другие атрибуты, которые могут как-то намекать на насилие. Кроме того, в китайских играх запрещены трупы, зомби, скелеты, однополые внутриигровые браки и освещение некоторых событий китайской истории.
В Японии и США за контентом в играх тоже следят пристально. Если в европейских версиях таких игр, как «Ведьмак» или God of War, встречаются обнаженные женщины, то в США и Японии те же персонажи в тех же сценах будут в одежде. Очень трепетно американцы относятся и к сексуализации персонажей — недостаточно закрытые части тела женщин в играх для США, как правило, закрывают еще сильнее, чтобы уж точно ничего не было видно.
В Германии цензура сильнее всего реагирует на нацистскую символику — в любых ее проявлениях свастика и знаки СС запрещены. Поэтому даже в исторических играх издатели подстраиваются под цензуру и заменяют нацистские знаки на что-то другое.
Любой из перечисленных выше видов цензуры в отношении игрового контента может быть введен и в России, ведь пропаганда ЛГБТ, нацизма и расовой нетерпимости запрещена и у нас в стране. Кроме того, в последнее время власти все более пристально следят за проявлением жестокости в кино, играх и другом медиаконтенте. В связи с этим после вступления в силу нового закона в России можно ожидать появления такой же системы цензурирования содержимого игр, как и в других развитых странах.