22 февраля 2019 года глава направления B2B-маркетинга компании Viber Дебби Догерти объявила, что с 1 апреля с владельцев чат-ботов будет взиматься плата в 4 500 долларов в месяц. За эти деньги они смогут отправлять до 500 000 сообщений. Получить до 1 000 000 сообщений можно за 6 500 долларов.
По словам Догерти, новые тарифы нужны для повышения качества контента:
Боты могут быть опубликованы бесплатно, однако, чтобы обеспечить качество контента, в ближайшее время мы представим коммерческие обязательства для владельцев ботов. Ключевая цель этого хода в том, чтобы обеспечить пользователей готовым потоком релевантного контента, поэтому платная основа – это ключевой инструмент для этого.
Зачем нужны боты в Viber
Чат-боты в Viber используются для взаимодействия с пользователями. С их помощью заменяют:
- онлайн-консультантов;
- сервис рассылки;
- справочную службу и многое другое.
С помощью ботов компании экономили деньги на использовании сервисов и найме сотрудников. В отличие, например, от менеджеров, бот моментально отвечает всем пользователям.
Например, можно спросить у бота контакты отдела продаж, адрес офиса или график работы. Так вы сбережете свое время, узнаете все прямо в мессенджере, без скачивания приложения и перехода на сайт. Компания же экономит на сотрудниках, которые должны отвечать на такие вопросы.
Однако разработка и поддержка ботов стоит денег – от оплаты услуг программистов до покупки домена, хостинга и SSL-сертификата. Но даже после этого нет полной уверенности, что бот дойдет до пользователей, ведь нужно еще пройти проверку от администрации, на соответствие правилам компании.
Как реагирует бизнес
Бизнес уже успел крайне негативно отреагировать на это заявление. Уже как минимум 6 компаний, которые разрабатывают ботов для банков, страховых и СМИ, заявили, что не собираются создавать проекты под Viber. Также сооснователь компании Eddy Travels, рассказал, что потратил на разработку бота 6 месяцев, но теперь планирует перейти на Telegram и Facebook Messenger, которые позволяют использовать их платформу бесплатно.
Он заявил, что изначально выбрал Viber из-за открытой документации по подключению к API Viber, однако теперь новые условия не подходят проектам на ранних этапах.
Также негативно реагирует и малый бизнес. В комментариях к этой новости на vc.ru пользователи высказали мнение, что это очередной гвоздь в крышку гроба мессенджера.
Лучше бы это была первоапрельская шутка, потому что ущерб репутации Viber уже нанесен. Мы так и не дождались опровержения или прояснения ситуации. Большинство владельцев ботов не готовы платить по 4 500 долларов в месяц, когда другие площадки позволяют пользоваться им бесплатно.
Также предприниматели жалуются, что их не предупредили заранее о грядущем введении тарифов. Поэтому компания потеряет не только тех, кто собирался запустить чат-бота в Viber, но и тех, у кого он уже есть.