Загадка: «На Западе отменяют, у нас хотят ввести». Правильный ответ – не санкции, а принцип сетевого нейтралитета, вокруг которого было много шума в прошлом году.

Только факты: 1 августа состоялось заседание Совета по развитию цифровой экономики. По его итогам принято решение направить в правительство предложение законодательно закрепить в России принцип сетевого равенства.

Фактически еще нет ни закона, ни законопроекта – только идея, которая в ближайшие недели воплотится в официальном документе. Учитывая, что законы в РФ принимаются не за один день, сетевой нейтралитет вступит в силу не раньше следующего года (если правительство вообще его одобрит).

Но стрела уже в полете. В Рунете уже вовсю обсуждают перспективы и последствия будущего закона.

Великий уравнитель

Сетевой нейтралитет предполагает равномерное распределение трафика между ресурсами, не содержащими запрещенного контента. Иными словами, видео с YouTube и какого-нибудь мелкого видеохостинга будет загружаться с одинаковой скоростью.

Для рядовых пользователей это плюс. А вот операторы могут остаться в большом таком минусе. Введение сетевого нейтралитета лишит их возможности увеличивать трафик для партнерских ресурсов – онлайн-кинотеатров, интернет-магазинов и т.п. Кроме того, это ограничит тарифные пакеты с предложениями трафика:

Это сделает невозможными, например, предложения для абонентов, когда не тарифицируется трафик социальных сетей – считает вице-президент «Ростелекома» Борис Глазков.

В МТС считают, что в сети и так все справедливо:

Комфортные для всех участников рынка правила взаимодействия закреплены базовым документом ФАС по сетевой нейтральности – заявил ТАСС представитель компании.

Речь идет об этом документе, разработанном еще в 2016 году.

А вот в Mail.Ru Group инициативу одобрили, отметив, что узаконенный принцип сетевой нейтральности поставит всех участников рынка в равные условия, без дискриминации как крупных компаний, так и стартапов.

В общем, мнения разделились.

Если принципы сетевой нейтральности законодательно будут закреплены, то я буду сильно удивлена. В таком случае мы можем назвать Россию куда более демократичной страной, чем США, в которой их уже отменили.

Позиция большинства провайдеров понятна и последствия закона Яровой, как всегда, ложатся на плечи конечных потребителей. За отмену принципов выступают те, кто желают компенсировать расходы на его исполнение.

Будем надеяться на одобрение законопроекта, это здорово.

Лия Канарская, автор блога TexTerra

Нужен лендинг, корпоративный сайт или интернет-магазин – обращайтесь. Подробнее

А как у них?

Власти США ввели принцип сетевого нейтралитета в 2015 году, в эру Обамы. Он был направлен против монополии крупных телефонных и кабельных операторов. Манипулируя распределением трафика, они продвигали выгодные для себя тарифы и услуги.

«Вы пользуетесь Google, а ваш сосед предпочитает Bing. Bing платит вашему провайдеру, и тот ограничивает трафик Google. Чтобы такого не было, нужен сетевой нейтралитет» – объясняет один из сторонников принципа, блогер TayZonday.

Но недолго музыка играла. В декабре 2017 года Конгресс США поддержал инициативу по отмене сетевого нейтралитета, выдвинутую фракцией демократов. Иронично, что в 2015 году именно они инициировали сетевое равенство. О таких ситуациях говорят – «переобулись». Ведь это было уже при республиканце Трампе, который всегда выступал против сетевого нейтралитета.

Не помогли даже многочисленные петиции и флешмобы, в которых участвовали гиганты рынка. Акцию под названием «Битва за интернет» поддержали Google, Mozilla и Netflix, а также многие блогеры и звезды шоу-бизнеса. Народ помахал табличками, раскидал репосты, и на этом все закончилось. С 14 декабря в США нет сетевого нейтралитета.

С 14 декабря в США нет сетевого нейтралитета.

Чего ждать дальше?

Предположим, что в России таки введут принцип сетевого равенства. Аутсайдеры рынка смогут увеличить аудиторию. Конечно, если у них получится завлечь пользователей. Ведь если человек привык смотреть видео на YouTube и покупать на Amazon, он не будет изменять проверенным ресурсам, если не найдет что-то лучше. Лидеры рынка, в свою очередь, попытаются удержать аудиторию. Так что можно прогнозировать, что и крупные, и мелкие компании сделают ставку на улучшение услуг. Нам, рядовым пользователям, это на руку.

Но не будем обольщаться. Пока закон находится в фазе эмбриона, его могут повернуть в любую сторону:

Закрепление принципа сетевой нейтральности в законе выглядит очень популистски. Представитель МТС правильно говорит, что в новом законе предлагается закрепить уже действующий принцип, вытекающий из конституционных норм о свободе предпринимательской деятельности и свободном получении информации (статьи 29 и 34).

И всё же во второй половине 19-го века судебная система Российской империи признавалась самой демократичной в мире, так почему бы и в вопросе сетевого нейтралитета не выйти вперёд?

Алиса Маркина, юрист

Что думаете по этому поводу, читатели?

#
Новости
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.