Если вы составляете план для себя, то можно пользоваться Excel, если же работать по нему будете не только вы, то я рекомендую Google.Docs.
Добавьте графу для темы материала. Это может быть как полноценный заголовок, так и просто тема. Не забывайте делать примечания к темам, чтобы потом не забыть, что хотели написать. Хорошо будет, если вы сразу решите, какого типа это будет контент: видео, текст, инфографика и так далее. Ключи лучше тоже записывать сразу.
Дальше, если у вас несколько исполнителей, оставьте отдельную графу. Дедлайн и дата публикации обязательны. Если у вас очень много исполнителей, добавляйте либо ссылку на их страницу в соц. сети, либо адрес электронной почты. Ссылка на готовый или опубликованный материал тоже будет кстати, если вы захотите все перепроверить.
Получается примерно такой контент-план:
Разным площадкам – разные контент-планы: для рассылки, для блога, для карточек, для социальных сетей. Даже если все от одной компании.
Это все минимальные требования к составлению удобного контент-плана, а теперь перейдем к конкретным примерам.
Блог фрилансера или агентства
Разве мог я начать с кого-то, кроме меня?
Это тот случай, когда вы составляете план для себя и особо не беспокоитесь о понятности – все равно смотреть будете только вы.
У меня публикации каждый день, кроме праздников. Вы же можете заранее придумать праздничные публикации.
Паблики с большой аудиторией
Со временем аудитория сообществ разрастается, поэтому одного поста в день становится недостаточно.
Публикации расписаны не только по дням, но и по часам. В выходные становится больше развлекательного контента.
SEO-статьи
Писать статьи исключительно для поисковой оптимизации – гиблое дело. Но даже для такого контента нужен план.
Карточки товаров
Интернет-магазинам лучше заполнять карточки товаров по мере их поступления. Начали продавать простыни – сразу же заполняйте карточку для страницы.
Видеоконтент
Если у вас трудится несколько человек над одним материалом, вы можете сделать для них либо общий дедлайн, либо отдельный.
Наполнение контент-плана
Теперь, когда вы знаете, как будет оформлен план, можно заняться его наполнением. Первое, что нужно сделать – проанализировать аудиторию. Что ей интересно? Какой контент ей нужен? Какого контента мало в сети?
Информацию можно собирать в тематических пабликах, форумах, сайтах конкурентов и так далее. Также хорошо работает прямой контакт с представителем ЦА. Например, в студенческие годы я завел новых друзей, которые любили активный отдых. Больше всего мы играли в настольный теннис. И когда мне пришлось работать над блогом теннисной тематики, я не постеснялся узнать, что было бы интересно прочесть моим друзьям.
Нельзя основываться только на аудитории – ваши возможности тоже нужно учитывать. Иначе вы либо совсем не сможете выпускать материалы, либо они будут низкого качества.
Выбор рубрик и форматов
Когда у вас появится портрет ЦА и ее интересов, начинайте придумывать рубрики и форматы. Для музыкального паблика, рубрики могут быть такими:
- История музыки.
- Музыкальные инструменты.
- Музыкальные группы.
- Сольные исполнители.
- Композиции.
И писать об этом можно в разных форматах. Например, вы можете сделать обзор на какой-нибудь инструмент, а можете просто описать, как он повлиял на развитие музыки. Для композиций подойдет формат ТОПов и подборок. Например, «Вы не знали, что эти песни каверы».
Рубрики для магазина сантехники:
- Унитазы.
- Ванны.
- Смесители и так далее.
Тут вы можете взять формат «Как сделать X» – «Как установить смеситель». Обзоры тоже хорошо подойдут.
Рассчитайте, какие рубрики с какой частотой будут выходить. Это может зависеть от сложности и стоимости производства материала. Например, вы можете часто выпускать статьи о том, как правильно снимать фильмы – подробный разбор одной темы в одной статье. Но вот сами фильмы, даже короткометражные, часто выпускать не получится.
Если у вас есть сложные форматы, можете нанять для работы несколько человек – пока одни работают над небольшими материалами, другие готовят большие. Это позволит сохранить регулярность публикаций.
Причем желательно, чтобы снимали фильмы и учили их снимать одни и те же люди, иначе аудитория усомнится в компетентности тех или других. Если у вас достаточно большой коллектив, можете чередовать выпуск материалов: сначала одни снимают, а другие учат – потом меняются.
Подбор тем
Составлять план лучше на полгода вперед – этого достаточно, чтобы потом скорректировать план, но не слишком много, чтобы усилия по его составлению пропали даром, если проект окажется бесперспективным.
Пока можно добавлять в план вообще все, что приходит в голову: описание фишек, обзоры, картинки и так далее. Ничего не редактируйте и не убирайте – пусть будет столько тем, сколько вы придумали. Когда идеи кончатся, выпейте чаю, а потом повторите предыдущий шаг.
Как только вы уже не сможете ничего добавить, посчитайте, на какой срок можно растянуть эти публикации. Например, если вы собираетесь публиковать что-то каждый день, то вам нужно будет примерно 180 тем, чтобы составить план на полгода. Если два раза в неделю, то хватит и 48 тем.
Большинство осознает, что переоценило свои силы и на самом деле не может написать так много, как думало, потому что нет такого количества тем, в которых оно бы разбирались.
Если создавать контент вы планировали в одиночку, то стоит отложить эту идею до тех пор, пока вы не сможете быть уверены, что у вас внезапно не кончатся темы в самый разгар активности аудитории. Коллективу же легче собрать необходимое количество тем, потому что каждый может сделать вклад в составление контент-плана.
Теперь еще один важный момент – проверьте придуманные темы:
- Нужны ли они вам в блоге?
- Как много вы можете о них сказать?
- Не слишком ли они избиты?
- Актуальна ли информация, которую вы хотите донести?
- Эта тема несет в себе хоть какую-нибудь пользу или досуг?
Задайте эти вопросы каждой теме, а потом удалите весь мусор. Если у вас все еще достаточно строчек в контент-плане, можете переходить к следующему шагу.
Сортировка тем
Уже подготовленные темы нужно отсортировать так, чтобы они органично смотрелись в блоге.
Допустим, вы пишете о программировании на C++. Будет логично, если в первой статье вы объясните, какие у языка преимущества и недостатки, кому и для каких целей его лучше использовать.
Во второй статье можете посоветовать среду и компилятор, подробно описав установку и настройку. В третьей – объясните простейшие функции и синтаксис.
Это сортировка от простого к сложному. Она эффективна, если темы взаимосвязаны или если это серия статей.
А теперь представьте, что вы писали о создании обучающейся программы на C++, а потом начали объяснять, что это за C++ такой. Получается слишком большой контраст, а аудитория подумает, что вы больше не можете ничего сказать по прошлой теме, поэтому решили написать хоть что-то.
Когда дополнять план
Если вы собрали достаточное количество тем, а потом начали их публиковать и они зашли аудитории, то проанализируйте реакцию читателей и приступайте к поиску новых тем.
В ходе анализа вы можете выяснить, какие темы были интересными, а какие не зашли совсем. Какие привели больше лидов, а какие отпугнули клиентов. Также вы можете узнать, какие рубрики и форматы были интересными. Если аудитории зашли мастер-классы, то их нужно делать больше. Если что-то не зашло, можно совсем отказаться или сократить количество подобных публикаций.
Естественно, нельзя анализировать ситуацию по одному опубликованному материалу каждого типа. Пусть выйдет хотя бы 3 статьи одного формата. Оцените их – может заголовок был недостаточно цепляющий, а может текст был ни о чем. Если с текстами беда, не спешите отказываться от рубрик – приложите больше усилий на создание качественного контента.
Если же контент качественнее некуда, то тогда можно быть уверенным, что проблема в рубрике или формате.
Частота публикаций
Этот фактор зависит от количества авторов и размера аудитории. В самом начале достаточно будет и двух публикаций в неделю. А потом нужно будет переходить на 2 публикации в день.
Если вы выкладываете что-то регулярно, то делайте это в одно и то же время или хотя бы в один и тот же день – каждые вторник и четверг в 09:45, например. Это поможет вашим постоянным читателям знать, когда следующая публикация. Следовательно, пик просмотров будет сразу после публикации.
Хаотичный выбор времени может привести к тому, что аудитория просто не увидит ваших публикаций. Особенно это актуально, если вы продвигаетесь в социальных сетях. Пользователь ждал ваш пост, но так и не дождался и лег спать, хотя в 23:55 вы все-таки его добавили. Потом в ленте этого поста никто не увидит – утром он затеряется среди новых публикации от других людей и пабликов.
И не стоит делать разные интервалы между новыми публикациями. Иначе постоянные читатели запутаются, и решат, что вы перестали создавать контент. Тогда вас ждет уменьшение аудитории, так как она решит от вас отписаться.
Для тех, кто получает основной трафик из социальных сетей и не рассчитывает на постоянного читателя, этот момент не так важен.
Также от частоты публикаций зависит их объем – нельзя каждый день писать качественные лонгриды. И нельзя раз в несколько недель публиковать пост на 500 символов – аудитории не будет хватать этой информации, и никто не удержит ее от того, чтобы поискать ее в другом месте.
Изменение плана
Вы можете двигать запланированные темы, если появилась важная новость.
Будьте готовы, что от некоторых тем придется отказаться – вы собирались написать о кувалдах, но раскрыли всю информацию в статье о молотках. Другие темы могут устареть, а третьи перестанут вызывать интерес аудитории.
Может прийти в голову идея для статьи, которую нужно опубликовать срочно. Например, если ее нужно добавить в серию статей. Если спешки нет, можно поставить новую тему в конец.
Старайтесь делать большой разрыв во времени между сдачей и публикацией статьи, чтобы успеть подготовить новый материал в связи с изменениями плана.
Если вы в самом начале не показали себя как излишне серьезного человека или компанию, то вы можете добавлять эмоциональные статьи. Людям нравится читать о том, как у кого-то накипело злости по поводу какого-нибудь события. Разумеется, лучше писать об этом сразу, как только вас что-то задело. Только не лейте негатив в чистом виде – обоснуйте, почему событие вызвало такое сильное негодование с вашей стороны.
20 вещей, о которых нужно помнить при создании контент-плана
- Контент-план невозможно создать одним днем – каждый день он должен пополняться чем-то новым.
- Когда вы пишете материал в ваш блог, держите файл с контент-планом открытым. Вам непременно в процессе погружения в тему, над которой вы работаете, придет сразу несколько новых тем.
- Не нужно писать статьи по порядку, как они заявлены в контент-плане. Прежде чем взяться за написание очередного материала (или поручить его создание копирайтеру), просмотрите новости рынка – возможно, именно сегодня появилась широко обсуждаемая новость, которую просто нельзя игнорировать. Отложите все другие темы, беритесь за актуальное. Все самое ценное рождается спонтанно – следите за пульсом рынка и в нужный момент публикуйте актуальный материал. Ньюсджекинг - проверенный способ получить взрывной рост трафика.
- Не ограничивайтесь рунетом при поиске идей для ваших материалов.
- Темы, которые вы заявляете в контент-плане, должны быть интересны прежде всего целевой аудитории вашего сайта.
- Но! Если они не будут интересны вам – ничего хорошо в результате не выйдет.
- Представьте себе максимально конкретный образ представителя вашей целевой аудитории на основе известных вам о ней данных. Создавайте темы, интересные именно этому человеку, пишите статьи, которые понравились бы именно ему.
- Контент-план может и в идеале должен быть плодом «коллективного интеллекта». Привлекайте к его созданию как можно больше членов своей команды.
- Не спешите отбраковывать не понравившиеся вам на старте идеи. Лучше создать в документе с контент-планом подраздел с вашим «контент-резервом» - отложенными до лучших времен темами. Возможно, они еще пригодятся, если вы правильно сформулируете их и расставите нужные акценты. Не стоит недооценивать проблему дефицита идей – не разбрасывайтесь ими. В этом вопросе лучше быть жадиной, чем беспечным транжирой.
- Заимствовать идеи – это плохо. Да что вы! Не верьте в это. Мир построен на заимствованиях. Разве сейчас, читая эту статью, вы не заимствуете опыт, которым мы делимся с вами? Заимствовать - это нормально. Плохо - воровать. Заимствуйте и сами делитесь идеями. Просто помните главное: темы - общие, а вот мысли у всех по их поводу свои.
- Разнообразьте ваш контент-план различными форматами материалов. В нем должны быть и обзорные статьи, и гайды, и инструкции по применению продуктов, и новости, и аналитика, и определенное количество материалов развлекательного, популярного формата по вашей тематике (какое именно количество – зависит, конечно, от вашей ниши, от вашей ЦА, вашего брендбука и формата вашего блога, может, не будет ни одного, а возможно, будет очень много).
- Планируйте публикацию инфографики хотя бы раз в две недели.
- В вашем редакционном портфеле должны присутствовать и сценарии видеоматериалов. Контент – это не только тексты.
- На стадии создания контент-плана продумывайте, у какого именно эксперта можно взять интервью по каждой отдельной теме.
- Если писать материал по теме будете не вы, следует сделать подробную аннотацию с описанием аспектов, которые следует раскрыть в статье.
- Никогда не пишите контент-план «для себя», пишите его «для других».
- Заявленная тема материала должна звучать так, чтобы вы могли легко вспомнить, о чем планировали написать материал.
- Не обязательно сразу придумывать готовые заголовки материалов, можно сначала создать рабочие версии.
- Но если вы хотите сделать действительно хороший материал, не берите на вооружение предыдущий пункт. Готовый заголовок будущего материала в контент-плане – не обязателен, но крайне желателен. Создавая его, вы «прочувствуете» будущую статью, поймете, какой именно она должны быть.
- Но вы должны понимать: все ваши «готовые» хедлайны в контент-плане вам только на стадии его создания будут казаться готовыми. С точность 99% можно предсказать, что после написания материала все ваши заголовки изменятся. Но это не значит, что над ними не стоит работать еще на этапе формирования контент-плана. Пытайтесь придумывать готовые заголовки сразу – поверьте, игра стоит свеч. Чем больше вы будете думать над статьей, тем лучше она выйдет в итоге.
Заключение
Составление крутого контент-плана – не гарант успеха. Это лишь инструмент, помогающий добиться регулярности публикаций, которые будут интересны аудитории. Нужно позаботиться и о том, чтобы публикуемые материалы были отличного качества.
Только если вы не сомневаетесь в качестве материалов, можно делать выводы об эффективности контент-плана.
Читайте также:
Как повысить узнаваемость бренда в сети: подробное руководство
Как вырастить трафик почти в 400 раз – кейс «МедСервис 24»
Как мы с нуля настроили CRM и сквозную аналитику для онлайн-магазина