Часто клиенты в пяти словах обрисовывают функциональность и просят сразу назвать ориентировочную цену мобильного приложения. К сожалению, пяти слов недостаточно – без подробного описания проекта сделать это невозможно.

Любые расчеты по калькулятору или вилке цен только вводят в заблуждение, потому что обозначают нижний предел. Реальная стоимость ожидаемой функциональности часто оказывается в 2–3 раза больше.

Рассказываем, какие факторы влияют на цену мобильного приложения, и что о них нужно знать, чтобы не платить за работу, малозначимую для результата.

Количество мобильных платформ

В 2018 году Android и iOS заняли 99,9 % рынка операционных систем для мобильных устройств. Устройств на других мобильных платформах сейчас так мало, что создавать для них приложения нет смысла. Дело в том, что операционные системы различаются, и создать приложение, которое будет одинаково хорошо работать везде, не получится. Разработка под Windows или BlackBerry OS сейчас не окупится.

iOS и/или Android

Разработка под Android и iOS учитывает следующие различия операционных систем:

  • Взаимодействие приложения с архитектурой мобильного устройства: процессором, оперативной памятью, графическим ядром и другими компонентами.
  • Дизайн. На iOS на предыдущий экран возвращает свайп слева-направо, а на Android – щелчок по навигационной панели. На «Айфоне» навигационной панели нет, поэтому при адаптации «чужого» приложения ее нужно вырезать. Если вам нужен качественный дизайн мобильного приложения, обращайтесь к нам.
  • Пользовательский опыт. На Android дата выбирается по календарю, похожему на карманный. В iOS он напоминает окошко игрового автомата. С непривычным календарем пользователю будет сложнее оформить доставку или записаться на услугу.
Различия календаря IPhone и Android

Можно создать приложение, которое будет работать только на iOS или только на Android. Это позволит сэкономить на разработке, но «отрежет» пользователей одной из платформ. Приложение для обеих платформ будет стоить дороже, но даст полный охват мобильной аудитории.

Как выбрать, с какой платформы начать разработку приложения при ограниченном бюджете?

Алексей Богданов,
руководитель отдела мобильной разработки

При ограниченном бюджете есть три пути развития.

Первый – запустить приложение только на одной платформе. В этом случае мы изучаем идею, задачи, конкуренцию и совместно с заказчиком решаем, на какой операционной системе будет проще и выгоднее стартовать.

Второй – использовать кроссплатформенную разработку и создать одно приложение на две платформы. У этого направления есть минусы, но часто оно является оптимальным способом сократить затраты на запуск, если нужно, например, проверить нишу с максимальным охватом.

Третий – сократить количество функций до необходимого минимума. Всегда хочется сразу сделать хорошо, но, по нашему опыту, лучше начать с минимума, оценить спрос и реакцию аудитории, а потом постепенно улучшать приложение обновлениями. Так мы распределяем инвестиции в проект на длительный срок и можем оценить, какие функции подключить прежде всего.

Анализ целевой аудитории

Пользователи iOS

Портрет пользователя iOS на основе анализа покупателей IPhone 7 и 7s в салонах «Билайн»

Мобильными устройствами на iOS пользуются 19 % владельцев смартфонов и планшетов. Частые покупатели «Айфонов» и «Айпэдов» – люди до 45 лет, проживающие в крупных городах. У них есть собственный бизнес или высокооплачиваемая работа, автомобиль, они часто путешествуют и делают покупки через интернет.

Мобильные устройства активно используются для работы, деловых контактов и автоматизации бытовых задач. Владельцы IPhone чаще пользуются социальными сетями и мессенджерами, рабочими приложениями и инструментами, сервисами для заказа еды, такси, каршеринга, онлайн-покупок и прочего.

Пользователи iOS спокойно относятся к покупкам в мобильном приложении, поэтому его проще монетизировать платными версиями с расширенной функциональностью.

Впрочем, пользователей IPhone можно встретить и в автобусе за игрой в Zuma Deluxe.

Пользователи Android

На Android приходится 80 % рынка мобильных устройств. Портрет типичного пользователя размыт из-за сильного разброса цен на устройства. Есть:

  1. Бюджетные смартфоны за 3–4 тысячи рублей.
  2. Популярные у среднего класса «Хоноры», «Сяоми», «Мейзу» за 10–15 тысяч.
  3. «Убийцы флагманов» за 15–25 тысяч.
  4. Настоящие флагманы за 50–80 тысяч рублей, по уровню сопоставимые с «Айфонами».

По данным сети «Связной-Евросеть», средняя цена смартфона в 2018 году составила 15 000 рублей. Причем в ценовом сегменте свыше 40 тысяч модели IPhone продаются лучше флагманов от Samsung, Honor и Xiaomi. Значит, основные продажи устройств на Android приходятся на бюджетный и средний ценовой сегмент.

Среднестатистический пользователь Android имеет средний доход или ниже среднего, при этом стремится получить адекватное качество за небольшие деньги, предпочитая камере мощное железо и батарею с большой емкостью. Социальными сетями, мессенджерами и рабочим софтом он пользуется менее активно, чем играми и развлекательными приложениями.

Вообще-то я не андроид, а дроид...

В магазинах много бесплатных приложений для Android, платят пользователи не так активно, поэтому чаще встречается монетизация рекламой.

Выделяя целевую аудиторию пользователей Android, учитываются факторы большого количества версий операционной системы и размеров экранов.

Поддержка версий Android

Пользователи «Андроид» менее охотно обновляют операционную систему, потому что ресурсов бюджетных и устаревших устройств недостаточно для более требовательных свежих версий ОС. Разрабатывая мобильное приложение для Android, необходимо учитывать, какие версии операционной системы будет поддерживать устройство, и от этого зависит цена.

Чтобы определить, какие версии ОС должно поддерживать приложение, приведем пример службы такси:

  • Такси в онлайне чаще всего заказывают продвинутые пользователи со средним доходом и выше, поэтому приложение для пассажира должно поддерживать последние версии ОС, оперативно дорабатываться и обновляться. Необходимости в поддержке старых версий при этом нет.
  • Водители, наоборот, часто используют для работы бюджетные модели смартфонов, поэтому поддержка Android 6.0 или даже 5.0 для них обязательна. Обновлять приложение для водителей можно не так оперативно, как пассажирское, потому что устройства не заменяются регулярно.

Поддержка экранов и мобильных устройств

iOS отличается от Android и тем, что количество оснащенных ей моделей устройств ограничено. Обеспечить стабильную работу приложения на каждом из них намного проще.

На «Андроиде» же работают тысячи устройств с разными экранами и вариациями операционной системы, доработанными производителями «железа». Разработчики приложений для Android постоянно сталкиваются с тем, что оно не работает или работает некорректно на том или ином устройстве.

На основе анализа целевой аудитории определяется список приоритетных мобильных устройств, к которым приложение должно быть адаптировано в первую очередь. От количества устройств в списке зависит цена.

Обычный день разработчика мобильных приложений

Нативное или кроссплатформенное приложение

Нативное приложение пишется специально для iOS или Android с учетом архитектуры выбранной мобильной платформы, особенностей дизайна и пользовательского опыта. В этом случае для каждой платформы создаются самостоятельные приложения.

Плюсы нативной разработки:

  • Более высокая скорость работы.
  • Большая индивидуальность благодаря меньшему количеству ограничений в интерфейсе и дизайне.
  • Возможность осуществлять сложные расчеты и реализовать любые функции, поддерживаемые устройством.
  • Дизайн и юзабилити полностью адаптированы к пользовательскому опыту владельца устройства на данной ОС.

Недостаток:

  • Высокая цена.

При кроссплатформенной разработке создается только одно приложение, которое при помощи специального программного обеспечения адаптируется к обеим платформам.

Плюсы:

  • Относительно низкая цена.
  • Проект запускается быстрее из-за меньшего количества работ с кодом.

Минусы:

  • Приложение работает медленнее нативного, потому что не оптимизировано к архитектуре «чужой» операционной системы.
  • Возможно, не получится использовать некоторые функции устройств.
Различия нативной и кроссплатформенной разработки

В каких случаях можно использовать кроссплатформенную разработку?

Алексей Богданов
руководитель отдела мобильной разработки

Трудно сказать на 100 %, что кроссплатформенная разработка – это добро или зло. С точки зрения обычного пользователя, такие приложения практически не отличаются от нативных. Например, Instagram – до сих пор кроссплатформенное приложение, и это не помешало создателям раскрутить и выгодно продать проект.

Сейчас у кроссплатформенной разработки два существенных минуса. Во-первых, хуже адаптация к архитектуре устройства, поэтому она не подходит для ресурсоемких приложений. Во-вторых, есть зависимость от разработчика платформы, которая обеспечивает «перевод» с языка одной ОС на другую.

Мы создаем нативные и кроссплатформенные мобильные приложения. Даем пожизненную гарантию!Подробнее

Функциональность приложения

Современные мобильные приложения умеют выполнять огромное количество задач. Для примера возьмем функциональность мобильного приложения «Сбербанка», одного из самых нафаршированных в рунете:

  • Демо-режим для новых или потенциальных пользователей.
  • Автоматическая проверка устройства на вирусы при входе.
  • Автоматическая генерация и отправка кода для входа в приложение.
  • Возможность установить PIN-код или графический код для входа в приложение.
  • Отправка уведомлений о событиях.
  • Поиск отделений «Сбербанка» на карте.
  • Операции с картами: отправка платежа, перевод денег между счетами, блокировка карты, ведение истории операций.
  • Операции с платежами: отправка платежа клиенту банка по номеру телефона, номеру карты и номеру счета; платежи по QR-коду, платежи организациям из списка без указания реквизитов; подключение автоплатежей, накопительных счетов, шаблонов платежей.
  • И многое другое.

Разумеется, стоимость разработки подобного приложения измеряется десятками тысяч долларов, но это только пример возможностей. Разберем далее основные функции, которые используются в большинстве случаев и влияют на цену разработки мобильного приложения.

Как определить, какие функции нужны мобильному приложению, а какие – нет?

Алексей Богданов
руководитель отдела разработки мобильных приложений

На самом деле, нет общих рекомендаций, добавлять какую-то функцию в приложение или нет. Ответить на этот вопрос можно только после детального изучения конкретной идеи, проведения исследования, сравнения с конкурентами.

Бывает, что без какой-то функции приложение неконкурентоспособно и запускать его просто нет смысла. Или, наоборот, можно сделать более широкий функционал, чем у других, и стать уникальным. Например, «Юла» в свое время стала серьезным конкурентом «Авито» потому, что дала возможность покупать у частников как в интернет-магазине: с доставкой на дом и оплатой банковской картой.

Скажем так, наибольшим спросом сейчас пользуются функции оплаты заказа онлайн, отслеживания статуса заказа, хранения истории покупок, авторизации в приложении и создания личного кабинета. Они актуальны для бизнеса во многих нишах.

Оплата заказа в онлайне

Функция оплаты заказов из приложения не только повышает удобство пользования сервисом, но и уменьшает оборот наличных денег, избавляет от необходимости оснащать курьеров терминалами для безналичной оплаты.

К тому же исследования показывают, что количество мобильных покупок в 2018 году выросло на 78 %, а уже через несколько лет может сравняться с оборотом рынка десктопных продаж. Причем с вечера пятницы по воскресенье мобильные продажи уже сейчас превосходят десктопные.

Современные мобильные приложения позволяют привязывать банковскую карту к личному аккаунту и проводить оплату автоматически. Для этого нужна функция синхронизации с мобильным агрегатором вроде «Яндекс.Касса».

Когда есть такая функция

Личный кабинет пользователя

Личный кабинет дает пользователю возможность:

  • Быстро делать заказ, не вводя данные для оформления повторно.
  • Просматривать историю покупок.
  • Контролировать статус выполнения заявки.
  • Отменять или переносить заказ на другое время.

Содержание личного кабинета в мобильном приложении зависит от потребностей пользователя. Чтобы сократить затраты на разработку, можно начать с минимального набора и постепенно расширять функциональность.

Планирование функциональности личного кабинета мобильного приложения «Мегафон»

Для организации личный кабинет полезен тем, что можно собрать дополнительную информацию о покупателе: пол, возраст и другие личные данные. Например, узнать марку и модель автомобиля для автосервиса или магазина автозапчастей, породу и кличку животного для ветеринарной лечебницы или магазина товаров для животных. Все это можно использовать в рекламе и допродажах.

Вход в коммерческое приложение по комбинации логина/пароля сейчас не актуален: пользователи не любят хранить лишние коды. Оптимальный способ – авторизация через аккаунт в социальной сети или по номеру телефона. Распространен вариант авторизации в Google, «ВКонтакте» и Facebook. Для игр под Android используется сервис Google Play Games.

Чем больше способов авторизации, тем дороже приложение, поэтому важно проанализировать целевую аудиторию и определить, какие способы для нее предпочтительны. Например, для бизнес-приложений часто актуальнее Facebook, для развлекательных – «ВКонтакте», а ОС Android завязана на аккаунте Google.

Информации о пользователях никогда не бывает слишком много

Контакт с пользователем

В мобильном приложении можно оперативно оповещать пользователей об изменении статуса заказа, времени прибытия курьера или поступления покупки в пункт самовывоза, а также напоминать о приближении заказанных событий, сообщать о новинках и акциях. Можно предусмотреть информирование через личный кабинет, автоматическую отправку SMS-сообщений или push-уведомлений.

Пуш-уведомления – это эффективный маркетинговый инструмент, при помощи которого можно сообщить пользователю об акции, напомнить о себе, если он давно не заходил в приложение, а также проанализировать эффективность. Но, как и любой непрошеный элемент, пуш требует проработки: слишком назойливым программам пользователь может запретить отправку уведомлений или вообще удалить их с устройства.

Не переборщи с активностью мобильного приложения

Чат в мобильном приложении позволяет решать возникающие вопросы без звонков. Письменное общение у пользователей смартфонов преобладает над голосовым, поэтому чат – нативный формат обращения.

В мобильном приложении можно предусмотреть функции набора телефонного номера, заказа обратного звонка и отправки отзыва о заказе. Отзыв из приложения полезен тем, что приходит разработчику напрямую, а не в комментарий на страницу приложения в Google Play или AppStore. Негатив к менеджеру или курьеру, за неимением других способов выразить недовольство, пользователь может донести одной звездой и разгромным комментарием на стене.

Определение местоположения

Приложениям сетевых компаний доступ к GPS/ГЛОНАСС мобильного устройства позволяет автоматически определить местоположение пользователя и передать его местному отделению. Это помогает избежать ошибок в распределении заказов из-за ручного выбора региона.

Синхронизация с картами позволяет показывать местоположение офисов/магазинов и автоматически прокладывать к ним направление по навигатору. Например, «Яндекс.Такси» синхронизирует приложения для водителя и пассажира так, чтобы каждый из них мог видеть местоположение второго. В мобильном приложении для выездных сотрудников – экспедиторов, водителей, курьеров, мерчандайзеров и прочих – можно контролировать посещение промежуточных точек.

Дизайн мобильного приложения

Дизайн в разработке мобильного приложения – это не только кнопочки, анимации, всплывающие менюшки, тени, уникальные шрифты и прочие красивости. Дизайн – это решение запросов пользователей, от которых необходимо отталкиваться, чтобы получить ожидаемый бизнес-эффект.

Цифровое подразделение холдинга «Сибур», например, рвет все шаблоны подхода к мобильному дизайну, потому что приложением пользуются не офисные сотрудники в обеденный перерыв, а технологи, в минус 40 сидящие на трубе на высоте пятиэтажного дома. Условия требуют минимум нефункциональных красивостей, программирование физических кнопок и настройку голосового ввода, чтобы пользоваться устройством, не снимая перчаток и не вытаскивая его из кармана.

На разработку дизайна приходится существенная доля цены мобильного приложения. Стоимость дизайна зависит от двух факторов: сложности и объема работы.

Сложность дизайна мобильного приложения

Главные требования к дизайну:

  • Функциональность. Лишние элементы увеличивают стоимость приложения и усложняют интерфейс. Если непонятно, зачем элемент нужен и что дает пользователю, его нужно убрать.
  • Понятность. Пользователи мобильного приложения не изучают подробных инструкций по его использованию. Если с первого взгляда не ясно, куда щелкнуть, чтобы оформить заказ, – они удаляют приложение и устанавливают другое.
  • Нативность. У пользователей Android и iOS собственные привычки, которым мобильное приложение должно соответствовать. Не надо делать дизайн приложения для Android как на «Айфоне», потому что там красивее. Непривычный интерфейс гарантирует низкие оценки пользователей и снижение позиций в поиске.

В разработке дизайна важен баланс. Слишком простой и шаблонный плох тем, что приложение будет напоминать игру в Dendy в 2019 году. Ностальгию навевает, но огромные пиксели и примитивные возможности вряд ли кого-то всерьез увлекут.

Sub Zero образца 1995 года выглядит таким же анахронизмом, как олдскульное мобильное приложение для iOS в духе проги под отдающий нафталином Symbian 7.0

Сложные элементы расширяют возможности приложения, а анимация и прочие эффекты делают его более привлекательным, но обратная сторона – высокая нагрузка на «железо», снижение быстродействия на устройствах бюджетного сегмента. Если программа ориентирована на массового пользователя, дизайн должен быть адаптирован к ресурсам недорогих смартфонов и планшетов.

Объем работы дизайнера

Объем работы дизайнера зависит от количества экранов приложения. Экран – это все, что будет видеть пользователь: начиная с приветствия и заканчивая подразделом «О приложении», который читает один из 10 000.

Количество экранов зависит от возможностей приложения: урезая функциональность, автоматически уменьшаем объем работы дизайнера. У небольших приложений 5–7 экранов, у средних их количество вырастает до 10–15, у больших – свыше 20 экранов.

Оптимизировать затраты на дизайн позволяет прототип, на котором отображается общий вид мобильного приложения с предполагаемыми функциональными элементами и указанием пользовательских сценариев.

Прототип экранов мобильных приложений для iOS
Комплексное продвижение от TexTerra

Чек-лист для заказчика мобильного приложения

Техническое задание содержит много технической информации, поэтому создается разработчиком. Но чтобы точно донести идею, желательно заранее знать ответы на следующие вопросы:

  1. Если приложение создается на массовую аудиторию, кто им будет пользоваться (пол, возраст, род деятельности, уровень дохода и любая другая информация, которая влияет на использование приложения)? Какие потребности пользователей приложение закроет?
  2. Какие функции планируется задействовать в первую очередь?
  3. Базовые требования к дизайну: палитра корпоративных цветов, пример дизайна других ресурсов заказчика (например, сайта) или других приложений, на которые стоит ориентироваться дизайнеру.
  4. Планируемый объем работы подрядчика.

Последний пункт может включать:

  • разработку ТЗ и прототипов экранов;
  • программирование и дизайн, проведение испытаний;
  • создание руководств для модератора и администратора;
  • размещение приложения в магазинах Google Play и App Store;
  • продвижение приложения, техническая поддержка и модерация в процессе работы.

Создание приложения под ключ подразумевает полный объем перечисленных работ. Возможны и другие варианты, при которых часть функций на себя берут сотрудники заказчика.

Запомнить:

  • Стоимость разработки мобильного приложения рассчитывается на основе технического задания и прототипа. В этих документах абстрактное «А сделайте нам мобильное приложение...» превращается в конкретную задачу с четко определенным количеством функций и требованиями к внешнему виду.
  • Предварительный расчет цены по конструктору или вилке разработчика почти всегда не совпадает с итоговым, потому что учесть каждый нюанс на этом этапе невозможно. Разница может достигать двух-трех первоначальных ценников, увеличиваются инвестиции и период окупаемости проекта.
Если вам нужно создать мобильное приложение, но вы не знаете, с чего начать, закажите разработку технического задания. Мы учтем все нюансы в плане маркетинга, юзабилити и целей, которые вы перед собой ставите. Вам останется только реализовать наши инструкции.
#
Разработка
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Читайте также