Этот инструмент не подходит большинству интернет-магазинов
Что такое турбо-страницы
Турбо-страницы – технология «Яндекса», в 15 раз ускоряющая загрузку веб-страниц на мобильных устройствах. При этом оптимизируется вес документа, упрощается его структура (выкидываются лишние скрипты). Код страницы не меняется.
Турбо-страницы выглядят как облегченные версии сайта. В идеале они должны увеличивать охват мобильной аудитории
Контентные (информационные) сайты подключают турбо-страницы через RSS-фид, коммерческие формируются из YML-файла.
Настройка страницы оформления заказов для турбо-страниц
Минусы турбо-страниц
Подключение турбо-страниц, по словам «Яндекса», дает одни преимущества: вы можете рассчитывать на попадание в рекомендательный блок, выгодное представление в поиске и других сервисах «Яндекса». Конечно, и на глобальное улучшение пользовательского опыта ссылаются: скорость загрузки страниц с мобильных устройств становится очень быстрой.
Однако те, кто уже внедрил турбо-страницы на сайт, часто сталкиваются с колоссальным ростом отказов и даже снижением привычного процента конверсии.
Почему так происходит?
- Функциональное представление сайта становится хуже. Например, в турбо-версиях становятся недоступны формы, собирающие лиды.
- Упрощение воронки. В обычной версии сайта воронка продаж для всех видов трафика продумывается на этапе создания (особенно когда речь об адаптивном шаблоне). При переходе на турбо-страницы многие механизмы теряются.
- Визуал становится хуже, если сравнивать с полной версией сайта. Турбо-версия имеет простой дизайн.
- Пользователь «теряется». На турбо-странице посетитель может не найти то, что ему нужно, и сразу уйти с вашего домена к конкуренту.
Иногда упрощение и унификация дизайна идет сайту на пользу, иногда вредит.
Кейс
В июле 2021 года я внедрял турбо-страницы на одном из клиентских сайтов.
Ко мне обратился интернет-магазин специфического промышленного оборудования. Ниша не перегретая и перспективная. Конверсия коммерческих страниц (если быть точным, то это были только листинги) до внедрения турбо-версий составляла 1,8 % (среднее значение за полгода).
После внедрения турбо-страниц конверсия на листингах упала до 0,5 %.
Интересно, что из поведенческих факторов улучшилась только скорость загрузки страниц и минимально – глубина просмотра. Все остальное осталось на месте или незначительно снизилось (кликабельность сниппетов в мобильном поиске, время на сайте, % отказов).
Снижение метрики «Время на сайте» после подключения турбо-страниц. После отключения турбо-версий произошел возврат к привычному уровню метрики. Выделен только сегмент мобильных пользователей
Технологию тестировали всего два месяца: заказчика оттолкнули негативные изменения. Был осуществлен возврат к адаптивной версии сайта для мобильных пользователей, а турбо-версии полностью удалены с сайта.
Почему конверсия в этом кейсе так сильно снизились? Я считаю, дело в функциональных возможностях сайта, которые значительно пострадали из-за внедрения турбо-страниц. Мобильные посетители не смогли воспользоваться калькулятором величин, стал недоступен подборщик запчастей-аналогов для ремонта оборудования + исчезло привлекательное визуальное представление сайта.
По коммерческим запросам в мобильной выдаче «Яндекса» на первой / второй / третьей / странице вы не найдете турбо-версию ни у одного интернет-магазина. Похоже, успешные игроки не пользуются этой технологией.
Резюме
В рунете о турбо-страницах мы встречаем исключительно комплиментарные кейсы. Но на практике далеко не всегда за появлением турбо-страниц следует рост эффективности сайта и конверсий.
Внедряя турбо-страницы на коммерческом сайте, будьте готовы к сложностям и негативным последствиям.
Мобильный трафик очень важен для конверсий в любых нишах, и проводить на нем эксперименты может быть опасно. Турбо-страницы могут урезать функционал, ухудшить внешний вид (почти всегда) и юзабилити – отсюда и идет снижение конверсий.
Не бойтесь турбо-страниц и тестируйте их. Но лучше делать это на информационных страницах (если они у вас есть) или на контентных сайтах (блоги, «статейники», тематические сайты). Внедрять коммерческие турбо-страницы можно только в случае, если текущий уровень конверсии для вашего бизнеса остается абсолютно неприемлемым.
Подключение турбо-страниц к проекту – всегда неоднозначное.
С одной стороны, мы получаем классную технологию. Она позволяет лучше ранжировать страницы блога для пользователей с мобильными устройствами / медленным интернетом. Даже если на сайте будут проблемы, пользователи все равно смогут получать с него полезный контент.
Кроме того, подключение турбостраниц позволяет улучшить поисковый сниппет по брендированным запросам:
С другой стороны, у турбо-страниц есть и явные минусы. Например, на них появляется блок с РСЯ, по которому пользователи могут уйти к вашим конкурентам.
Еще турбо-страницы влияют на показатели времени, проведенного на сайте, так как взаимодействовать с облегченной страницей намного проще.
Мой опыт показывает, что подключение турбо-страниц – это хороший дополнительный источник трафика на сайт с «Яндекса», а не альтернатива его получению на обычной странице.
Если вы подключите формы и живосайт для контентных турбо-страниц блога, по моему мнению, это будет полезным решением для качественных страниц.
При этом у вас появится блок с рекламой, вероятно, ваших конкурентов. К сожалению, решения данной проблемы нет.
Для интернет-магазинов подключать турбо-страницы я не спешу. Я бы не хотел допустить к товарам своего клиента рекламу конкурента с более дешевыми товарами в торговом фиде. Кроме того, именно на коммерческих ресурсах наблюдается падение трафика после подключения турбо-страниц.