И зачем нужна LSI-семантика.

Что такое поисковые подсказки

Подсказки – варианты поисковых запросов, которые предлагает Google и «Яндекс» при вводе основного запроса. Поисковые подсказки формируются на основе реальных запросов пользователей. Например, для фразы «купить кроссовки» подсказкой будет «купить кроссовки спб женские».

Что такое LSI фразы, и чем они отличаются от подсказок

LSI-фразы – похожие по смыслу и околотематические словосочетания. Эти фразы и слова помогают поисковым роботам правильно понимать тематическое содержание текста. К примеру, для того же поискового запроса «купить кроссовки» примером LSI-фразы будет «улучшенная амортизация». Как видите, ни о каких синонимах речи вообще не идет.

Поисковые подсказки для одного и того же запроса имеют разный интент (намерение, которое пользователь вкладывает в поисковую фразу). Но их можно распределить по кластерам (смысловым группам). У LSI-фраз интент и кластеры отсутствуют.

Пример LSI-фраз и поисковых подсказок

LSI-семантика – это все семантически близкие главному ключу фразы и слова. Сюда относятся: околотематические, релевантные, синонимичные слова. Это и те слова, которые пользователи поиска указывают вместе с главным ключом.

LSI-семантика может включать в себя поисковые подсказки. Вот как такая семантика будет выглядеть для запроса «построить дачу»:

В правой колонке «Яндекс.Вордстат» обычно выводятся околотематические, похожие, переформулированные поисковые подсказки, синонимичные фразы

В качестве LSI-фраз могут выступать даже абсолютно не схожие с главной фразой слова, потому что часто к ним относятся вообще любые слова, если они достаточно часто указывались с основным запросом.

Поисковые подсказки представляют собой вариации первоначальной поисковой фразы.

Не все варианты в левом столбике являются поисковыми подсказками

Как определяется вес LSI-слов и поисковых подсказок

LSI с точки зрения математического метода – это сингулярное разложение терм документной матрицы, проще говоря: документов по конкретному запросу. Далее – определяется вес каждого термина/фразы в зависимости от их популярности в документах. По факту, полученная матрица имеет мало общего с фразами из «Вордстата» или поисковыми подсказками. Ведь эта семантика (подсказки, синонимы, околотематические слова) может иметь разный интент и полностью несовпадающие кластеры.

Поисковые подсказки указываются самими пользователями поиска и не вычисляются искусственными алгоритмами. Чем больше пользователи указывают определенную фразу с другой, тем вероятнее, что этот вариант появится в подсказках.

Зачем собирать поисковые подсказки и LSI-фразы

Главное назначение поисковых подсказок заключается в максимальном расширении семантики. Благодаря им вы можете сформировать точное представление о том, что именно пользователи ищут здесь и сейчас, а затем использовать эти данные при создании нового контента.

Поисковые подсказки можно добавлять в заголовки, подзаголовки, названия разделов. Так они будут улучшать видимость страницы по низкочастотным запросам. Правильно будет собрать подсказки в отдельный список – еще на этапе формирования семантического ядра.

LSI – словосочетания, которые нужно использовать для написания контента страницы, чтобы увеличить тематическую близость и соответствие документам из топа. Если говорить упрощенно: мы наполняем текст специальными околотематическими словами и поисковыми подсказками, чтобы поисковые системы считали нашу страницу более релевантной.

Для наглядности рассмотрим пример некачественного SEO-текста (без LSI):

Ключевое слово зачем-то выделено подчеркиванием и даже взято в кавычки. Доменное имя сайта вынесено прямо в текст. Обратите внимание на искусственность подачи материала в угоду ключевым фразам

А вот так выглядит текст, который можно построить из нескольких поисковых подсказок, околотематических фраз (всё это можно назвать LSI-семантикой):

Продающих ключей нет, а полное раскрытие темы достигается благодаря второстепенным словам, задающим тематику главной фразы – «тонировочные пленки»

Обратите внимание на текст выше: в нем присутствует большое количество дополнительной информации. Хотя и этот вариант нельзя назвать экспертным, он гораздо лучше, чем простой SEO-текст.

Не следует злоупотреблять слишком частым повторением ключей на одной странице: не нужно использовать не более 2-3 ключевых фраз на 2000 символов.

Лучше не гнаться за идеальными параметрами тошноты, водности, вхождений, а просто сделать текст по-настоящему полезным и экспертным. Наличие узкоспециализированных LSI-фраз на странице – один из индикаторов экспертности контента для поисковика

Если текст пишет эксперт, то вы автоматически получите множество LSI-фраз. Эксперт, если он знает, о чем пишет, полноценно раскроет тему и употребит все специализированные слова по теме, которые должны быть в тексте. Не нужно вписывать их специально, как в классическом SEO.

Сбор поисковых подсказок при помощи Google и «Яндекс»

Чтобы найти подсказки для единичных поисковых фраз, достаточно воспользоваться возможностями Google и «Яндекс».

Попробуем найти поисковые подсказки при помощи Google. Вводим интересующий ключ в поисковую строку и наблюдаем, какие подсказки нам предлагает поисковая система:

Поисковые подсказки Google по запросу «купить дачу». Регион – Москва

А это поисковые подсказки «Яндекса»:

Поисковые подсказки «Яндекс» по запросу «купить дачу». Регион – Москва

LSI-фразы могут встречаться и в поисковых подсказках. Здесь важную роль играет региональная привязка запроса.

При сборе околотематических фраз при помощи поисковых подсказок совсем необязательно зацикливаться только на одной поисковой системе. Попробуйте изучать подсказки сразу в обоих: такой подход позволит получить наиболее полный лист дополнительных слов.

«Вордстат» (он же «Подбор слов»)

Сервис «Яндекса» незаменим для ручного сбора поисковых подсказок. Просто введите ключ в поисковой строке:

Запросы, похожие на «купить дачу» – это разная семантика, часть из нее и есть поисковые подсказки

Таким образом, мы получили 9 околотематических фраз для выбранной поисковой фразы. При необходимости можно выделить сегменты по интересующему типу устройств:

Доступны данные по показам только для десктопов / мобильных устройств / только телефонов / только планшетов

Можно ознакомиться с историей популярности каждой подобранной подсказки:

История запросов показывает волнообразную популярность фразы

Полезными будут и данные по регионам:

Самая большая популярность – в Москве и Московской области

Сервис полностью бесплатный.

Сбор поисковых подсказок и LSI-фраз при помощи сервисов

Чтобы собрать поисковые подсказки для десятков, сотен и тысяч ключевых фраз, разумнее задействовать автоматические сервисы. Рассмотрим самые удобные из них.

Rush Analytics

Достоинство сервиса в том, что он умеет собирать поисковые подсказки не только из Google и «Яндекса», но и из YouTube. В его составе есть инструмент «Сбор подсказок», позволяющий за пару минут собрать поисковые подсказки для любого ключа:

Найти поисковые подсказки поможет инструмент «Сбор подсказок» Rush Analytics

Регистрируемся в сервисе и создаем новую задачу:

Для сбора поисковых подсказок нужно создать новую задачу

Указываем название задачи (любое) и выбираем источник поисковых подсказок – Google или Yandex:

Выбираем поисковую систему для сбора подсказок + ГЕО запроса

По желанию добавляем перебор символов алфавита. Это влияет на суммарное число собранных фраз:

3 единицы – наиболее глубокий вариант парсинга (настраивается в пункте меню «Глубина парсинга»)

Вот подробное объяснение всех пяти вариантов перебора:

  • «ключевое слово» – подсказки по указанному ключу;
  • «ключевое слово » – то же самое, но с пробелом после ключа;
  • «ключевое слово [a-z]» – после пробела будут подставлены все буквы выбранного алфавита;
  • «ключевое слово [a-я]» – после пробела будут подставлены все буквы русского алфавита;
  • «ключевое слово [0-9]» – после пробела будут подставлены все цифры.

На следующем шаге указываем ключи – эту семантику вы ищете сами, на основе «Вордстат», например. При необходимости – вносим стоп-слова:

Ключи можно добавить вручную или загрузить файлом

Отправляем задачу в работу и ждем. Парсинг может занять различное время: от пары секунд до десятков минут, если ключей очень много.

Поисковые подсказки по фразе «купить дачу». Источник: Google и «Яндекс». Регион – Москва

Стартовый тариф обойдется в 500 рублей за месяц использования.

Serpstat

В Serpstat есть целый отчет – «Поисковые подсказки»:

Отчет по поисковым подсказкам находится в разделе «SEO-анализ»

На бесплатном тарифе доступны только 10 случайных подсказок

Удобно, что перед списком отображается топ самых популярных фраз, которые можно добавить к первоначальному ключу для расширения семантики.

В этом сервисе вы найдете одну из самых больших баз по региональным подсказкам в Рунете.

Сервис ищет поисковые подсказки как из Google, так и из «Яндекса».

Стартовый тариф обойдется в 69 $ за месяц.

Arsenkin Tools

Сервисы Александра Арсёнкина известны многим оптимизаторам. Для сбора поисковых подсказок и тематических слов там есть 2 инструмента. Сперва рассмотрим «Парсинг подсветок Yandex»:

Парсинг подсветок Yandex в Arsenkin Tools

Парсинг подсветок Yandex

Парсинг подсветок Yandex позволяет копировать весь топ-50 поисковой выдачи «Яндекса». Подсветки – слова из сниппетов, выделенные болдом (жирным), а также – дополнительные слова (их еще называют словами, задающими тематику). Таким образом, «подсветки» – это не совсем LSI, но LSI-слова могут встречаться в «подсветках».

Вернемся к сервису. При необходимости можно установить глубину проверки и топ-10 или топ-20. За один раз можно указать максимум 50 поисковых фраз. Доступен выбор региона и поисковой системы.

Переходим к подсказкам. Для их добычи Арсёнкин приготовил «Сбор поисковых подсказок в Яндексе, Google и YouTube».

Сбор поисковых подсказок в Яндексе, Google и YouTube

У инструмента есть дополнительные возможности:

  1. Перебор символов (по аналогии с Rush Analytics),
  2. Возможность расширенного парсинга по типам подсказок (местные подсказки, подсказки-отзывы, вопросительные подсказки, запросы со словом «купить»).
  3. Можно указать глубину (тщательность) парсинга. 1 – только базовые ключи, 2 – более широкий сбор, за счет включения средне- и низкочастотной семантики, 3 – самый полный метод сбора.

Парсер поисковых подсказок Arsenkin выделяется наличием дополнительных настроек

Благодаря инструменту Арсёнкина можно за считанные секунды собрать подсказки не только из «Яндекса», но и из Google, а также YouTube:

Поисковые подсказки для фразы «построить дачу». Регион – Москва

Стартовый тариф сервиса обойдется в 549 рублей за месяц использования.

JustMagic

«Акварель-генератор» – инструмент, позволяющий находить LSI-фразы и поисковые подсказки в два клика. Выбираем поисковую систему (поддерживается Google и «Яндекс):

Указываем поисковую систему, язык запроса и вставляем проверяемые фразы

Преимущество «Акварель-генератора» в том, что сервис позволяет проверить до 500 фраз за один раз.

Фразы даже для одного ключа «Акварель-генератор» искал довольно долго – более минуты. Зато здесь мы бесплатно получили самый большой список околотематических слов по сравнению со всеми сервисами, которые мы разбирали сегодня:

Результат задачи для фразы «построить дачу»

Для каждой фразы «Акварель-генератор» показывает индекс релевантности, который выводится с учетом всех слов присутствующих в поисковой фразе. Чем выше индекс релевантности, тем фраза ближе главному ключу.

Сервис платный, и проверять большое количество фраз без подписки невыгодно. Стартовая подписка обойдется в 1000 рублей за месяц использования.

Key Collector

Мощный инструмент для составления семантического ядра и дальнейшей оптимизации. Понять масштаб Key Collector можно просто взглянув на его интерфейс:

Интерфейс Key Collector

Вот основные возможности инструмента:

  1. выявляет сложность ключа (она же конкурентность);
  2. дает рекомендации по созданию перелинковки;
  3. помогает определять конкурирующие домены;
  4. выявляет сезонный фактор;
  5. кластеризует любые запросы;
  6. собирает подсказки.

Key Collector имеет один из лучших парсеров, который я видел в таких сервисах. Есть поддержка прокси. А еще можно определять ориентировочную цену ключей, анализировать их популярность, делать массовый съем позиций существующих страниц.

Удобно работать с группами фраз – в Key Collector для этого есть специальный раздел и несколько инструментов.

Но сейчас нас интересуют только поисковые подсказки.

  1. Открываем вкладку «Парсинг»:
  1. Для быстрого сбора подсказок нужно кликнуть по этой иконке:
  1. Теперь указываем, откуда именно собираем подсказки: Yandex, Google, Mail.ru. Подтверждаем выбор.
  2. Откроется новое окно. Здесь нужно добавить поисковые фразы в активную группу:
  1. Нажимаем «Далее» и запускаем парсер. Ждать можно от нескольких секунд до нескольких минут (смотря сколько у вас фраз):

Когда задача парсинга будет завершена, вы получите длинный лист поисковых подсказок для выбранной вами поисковой системы:

Лицензия обойдется в 2200 рублей (навсегда).

Заключение

Что делать с поисковыми подсказками? Во-первых, можете начать мониторинг популярности самых разночастотных запросов. Изучайте динамику их актуальности, а самые перспективные (по частотности) добавляйте в семантическое ядро. Во-вторых, можно оптимизировать непопулярные страницы с учетом релевантных подсказок и попытаться привлечь трафик таким методом. В-третьих – создавать абсолютно новые страницы за счет расширения уже существующей семантики.

Как часто обновлять и проверять подсказки? Чем чаще, тем лучше. Хотя бы 2 раза в месяц делать это точно не помешает. Так вы сможете вовремя заметить тренды и отразить их в своем контенте.

#
SEO Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.