Объем публичных новостей в ленте сократится на 20 %

В минувшую пятницу Марк Цукерберг объявил о втором грандиозном изменении в алгоритмах «Фейсбука». Публичные новости в ленте будут не только сокращены в пользу личных сообщений, но и ранжированы по уровню доверия к ним.

«Слишком много сенсаций, дезинформации и поляризации в сегодняшнем мире», — пишет Цукерберг. По его мнению, социальные медиа усиливают этот негатив, если не предпринимать специальных мер к его обузданию.

«Фейсбук» проведет некое исследование, где замерит уровень доверия пользователей к источникам информации. Как следует из заявления Цукерберга, пользователей будут спрашивать, знакомы ли они с источником информации, и если да, то доверяют ли ему. Далее алгоритм будет руководствоваться этим индексом доверия при выдаче новостей в ленту. Кроме того, алгоритм будет учитывать, насколько новости «информативны» и релевантны с точки зрения местонахождения пользователя.

Ожидается, что решение о ранжировании источников по степени их надежности, информативности и географической релевантности поможет «Фейсбуку» избежать упреков в предвзятости, когда он начнет убирать СМИ и прочие публичные источники из ленты. Компания не решилась самостоятельно определять приоритеты и предпочла положиться на коллективное мнение пользователей.

Трафик СМИ Словакии до и после тестового запуска «Фейсбуком» нового алгоритма.

Трафик СМИ Словакии до и после тестового запуска «Фейсбуком» нового алгоритма. Источник: Filip Struhárik

Дело в том, что в 2016 году «Фейсбук» уже пытался фильтровать публичный контент. Тот эксперимент был направлен вовсе не на отсечение фейк ньюс, а на захват еще большего внимания и времени пользователей. Состоящая из людей редакция отбирала новости СМИ и блогов в рубрику Trending Topics. В те времена «Фейсбук» еще дорожил невмешательством в контент. Новости выбирались исключительно с точки зрения потенциала популярности. Однако после того как стало известно, что молодые прогрессивные редакторы избегают консервативных источников и тем самым искажают подборку новостей в либеральную сторону, разразился скандал.

Но тот скандал не идет ни в какое сравнение с нынешним, когда «Фейсбук» обвиняют в попустительстве фейк ньюс и предполагаемому российскому влиянию на выборы в США. Поэтому соцсеть решила, что не может больше оставаться нейтральной платформой и должна выстроить для контента определенные фильтры.

Между тем Марк Цукерберг объявил в прошедшую пятницу также о целевых показателях реформы. Объем новостей будет сокращен до уровня 4 % ленты. Раньше они занимали 5 %. То есть объем публичного контента сократится на одну пятую. Сам Цукерберг называет это очень большим изменением. Тем не менее, он признает, что новости всегда будут важным поводом для начала общения. Просто теперь их будет меньше и они будут отобраны с точки зрения качества.

Отбор новостей по уровню доверия к источнику, «информативности» и геолокации все равно оставляет вопросы. Как оценить уровень доверия, например, по отношению к источникам эмоциональной информации? Будучи спрошены, люди начнут взвешивать свои пристрастия рационально и могут устранить из ленты важные ресурсы, в которых они находили, например, эмоциональную отдушину, даже если не доверяли контенту. Этот эффект известен предвыборным социологам: на опросах люди отвечают одно, а к кандидатам относятся по-другому – так и голосуют.

Кроме того, даже устранение из повестки действительно недостоверных новостей таит свои риски. Оно ломает калибровку системы, искажает ориентиры, снижает информационный иммунитет людей.

Наконец, главная проблема предлагаемых фильтров описана в законах робототехники Азимова. В некоторых фантастических сценариях бунта машин искусственный интеллект захватывает власть над людьми именно для того, чтобы защитить людей от них самих. Примерно это сейчас заявляет «Фейсбук». Взявшись фильтровать такие сложные материи, решив отделить хорошее от плохого ради блага людей и успокоения критиков, Цукерберг играет в Бога.

#
SMM Facebook
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.