Когда-то я тоже хотела свой бар. Поэтому, когда мне подвернулся случай написать эту статью, я вцепилась в нее клещами. Интересно же – а правильно ли мы рассуждали, тому ли уделяли внимание, что из этого получилось бы?

Общаясь с героем, я через слово узнавала себя – свои планы, мысли рассуждения. Разница только в том, что они с братом СДЕЛАЛИ и теперь точно знают, что было правильно, а что – нет. Спойлер: без ошибок не обошлось.

Статья пригодится всем, кто только подумывает открыть похожий бизнес или уже мониторит каталоги оборудования и крафта. Вначале приведу короткую предысторию, а потом пошагово расскажу, как ребята открывали бар. В конце вы узнаете об ошибках, без которых проект развивался бы быстрее.

Мы не упоминаем название бизнеса и имена героев, чтобы материал не был рекламным.

В поисках своего дела

Братья работали в одном цехе на нефтяном заводе «Лукойла». Мысли о бизнесе у них были давно. Ситуация стандартная: основная работа надоела, хотелось нового, своего. Постоянно думали то купить фуру и возить грузы, то еще что-то. Бизнес ребята все-таки открыли, но совершенно в другой нише.

Владелец бара

– В конце 2017 все сложилось одно к одному. Я только из Грузии вернулся в Нижний и кое-как заставил себя выйти на работу – ноги не несли. Грузия – страна свободная, но бедная. Людям работать негде, у каждого второго – свой бизнес. Все довольны и счастливы, живут спокойно и расслаблено. Захотелось также :-) А тут еще брат пришел и говорит: «Я открываю магазин разливных напитков». Я ему: «Да слабо!». Так и завертелось.

Сказать легко, труднее сделать. Младшему брату было проще. Для старшего самым сложным оказалось решиться и уволиться. Когда тебе уже не 20, есть семья, этот шаг дается особенно тяжело. Но на надоевшую работу ходить очень не хотелось, а воспоминания о Грузии были еще свежи.

Поехали!

От спонтанной идеи до первых клиентов

Решившись, братья стали искать подходящий формат и способ начать. Варианты рассматривали разные, но о баре тогда еще даже не думали – готовились открыть магазин разливных напитков и первым делом стали смотреть объявления о продаже готовых точек.

Купить готовый бизнес или начать с нуля

Выкупить работающий магазин – путь наименьшего сопротивления. У такого подхода масса преимуществ:

  • налаженное взаимодействие с поставщиками;
  • сформированная аудитория;
  • раскрученная точка;
  • отлаженная бизнес-модель;
  • оборудованное и приспособленное помещение.

Однако все это справедливо только для нормальных «рабочих» магазинов. Но вот беда:

Прибыльный бизнес продают редко.

– Чаще все эти «переезжаю», «надоело», «хочу зайти в другую нишу», «решил дауншифтить», «познал просветление и больше не хочу торговать зеленым змием» – не более чем отмазки, чтобы спихнуть убыточный магазин. В чем герои и убедились, объехав и просмотрев с десяток точек.

Цены на магазины разливных напитков в Нижнем Новгороде на май 2019

Вот основные недостатки, с которыми братья столкнулись, пока ездили по объявлениям.

  1. Засилье сетевых алкомаркетов. В Нижнем Новгороде много точек «Бристоль», «Красное и Белое» и других сетей. Обороты позволяют им держать низкие цены. Одиночному маленькому магазинчику конкурировать с ними – значит работать в минус.

Большинство точек, которые ребята объехали, судя по всему, когда-то работали нормально. Но когда рядом открылись сетевые магазины, бизнес начал умирать. В том же «Красном и Белом» разливное пиво стоит дешевле, чем может себе позволить маленькая одиночная точка. Цены за литр стартуют от 40 руб. Для сравнения: аналогичный сорт ребята покупают у поставщиков по 60 руб. за литр. Чтобы было дешевле, нужно покупать тоннами.

356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
  1. Плохое место. Некоторые магазины просто не понравились внешне, местоположением, планировкой, организацией.

Когда продаешь крафтовое пиво, важно интерьером, вывесками и другими деталями создавать правильное впечатление – здесь качественные напитки для ценителей, а не ширпотреб, которого навалом в любом супермаркете. Обшарпанная мебель из ДСП, затертый черно-белый прайс А4 и линолеум на полу не подойдут.

  1. Мертвые точки. Попадались магазины, где и сетей рядом нет, а вечером в самый пиковый час покупателей – 2 человека. С чем это связано – можно только предполагать. Правду владелец не скажет, ему продать надо. Возможно, репутацию испортили – обманывали, хамили, просрочкой торговали. Исправлять такое – проще с нуля начать. Люди не знают, что владелец сменился – как не ходили, так и не будут.

Все эти варианты ребята отметали сразу, так и не нашли ничего годного. Но кое-какую пользу из поездок все-таки вынесли.

Как магазин трансформировался в бар

Просматривая объявления, братья наткнулись на одно необычное место. Вывеска стандартная – «Магазин разливных напитков», тут же обещание «100 сортов для истинных ценителей пенного». А внутри – настоящий бар: столики, стулья, напитки разливают и в бутылки, и в бокалы. По наблюдениям, большинство посетителей не берут с собой – за столиками всегда есть народ.

Увидев такой формат, ребята поняли, что нужно двигаться в этом направлении. Маленькому магазину с сетевиками конкурировать бесполезно, другое дело – бар. Цены и наценки другие, ведь люди платят не за литр, а за отдых, атмосферу и хорошую компанию.

Владелец бара

– Мы думали, чтобы подавать напитки в зал, ты должен быть полноценным общепитом – с кухней и питанием. Оказалось, можно без них. Нужно указать код ОКВЭД 56.30: «Подача напитков», это нам в местном Роспотребнадзоре подсказали. Чтобы не было проблем, мы решили работать по стандартному для магазинов режиму продажи алкогольных напитков – у нас в Нижнем Новгороде это с 9:00 до 22:00.

Так идея магазина превратилась в проект бара.

К сожалению, тот магазин-бар, который навел на мысль об этом формате, не продавался. Братья стали искать помещение, планировать ремонт, подбирать оборудование и поставщиков.

Запускать бизнес с таким подходом дольше и сложнее, но и тут есть свои плюсы:

  • Можно сразу выбрать свой формат.
  • Формировать репутацию с нуля проще, чем исправлять испорченную.
  • Проходя весь путь сначала, постепенно изучаешь нюансы на своем опыте.
  • Можно не бояться неожиданностей в виде долгов и проблем с госорганами.

УСН, ЕНВД, ЕГАИС и другие страшные аббревиатуры

Оформить бар немногим сложнее, чем интернет-магазин, но нюансы есть. Пойдем по порядку.

  1. Оформиться в качестве индивидуального предпринимателя и заплатить госпошлину 800 руб. Братья сделали это через МФЦ за 2 недели. Если сделать это в налоговой, то все займет 3–5 дней.
  2. Перейти на УСН. Уведомление о том, что будет применять упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы» со ставкой 15 %, ребята подали сразу после получения свидетельства о регистрации ИП.

Если не сделать этого в течение 30 календарных дней, налоговая будет считать, что предприниматель применяет общую систему налогообложения. А это бухучет, НДС, бухгалтер и прочие «радости».

УСН 15 % от прибыли выбрали, потому что для «купи-продай» это выгодно – есть расходы и их можно обосновать. Рассматривали ЕНВД, но посчитали коэффициенты и поняли – дорого. Система хороша для островков в ТЦ на 8 кв. м. В баре было 49 кв. м, 30 из которых – торговая зона, с которой и начисляется «вмененка». Получалось около 45 тыс. руб. в квартал. Для сравнения, на УСН налог иногда вообще платить не надо, если прибыли нет или его покрывают социальные взносы.

  1. Отослать уведомление в «Роспотребнадзор» о начале предпринимательской деятельности можно сразу после заключения договора аренды. Раньше не получится – нужно указывать адрес точки. Форма и образец заполнения есть на официальном сайте службы. Его ребята тоже подавали через МФЦ.
  2. Оформить онлайн-кассу и ЕГАИС. Чтобы законно продавать пиво, нужны онлайн-касса и подключение к ЕГАИС. Подключать их можно параллельно с оформлением уведомления в «Роспотребнадзор».

На практике информацию о закупках в систему умеют передавать онлайн-кассы, заточенные под работу с ЕГАИС. С крепкими напитками компании должны фиксировать еще и продажу, с пивом – только закупку.

Тут ребята заморачиваться не стали – взяли кассовый аппарат, с подключением, регистрацией в налоговой и настройкой ЕГАИС пакетным решением у компании, которая помогает автоматизировать торговлю. Пришел человек, принес онлайн-кассу и ноутбук, настроил, дал пароли от личных кабинетов и показал принцип работы.

Фрагмент КП на покупку, установку, подключение и техобслуживание. Из архивов героев
  1. Завести расчетный счет. Ребята открывали его в «Сбербанке» сразу с эквайрингом и не прогадали – больше половины клиентов паба платят картой. Обслуживание обходится в 2 000 руб. в год. Еще снимают 2,4 % за каждую транзакцию через эквайринг.

Владелец бара

– При наших наценках 2,4 % – немного. Если бы делали наценки по принципу обычного магазина, было бы невыгодно.

На этом бюрократия закончилась. Дальше все стандартно – авансовые платежи по УСН и алкогольные декларации в Росалкогольрегулирование раз в квартал, налоговая декларация – раз в год.

Из унылого офиса в концептуальный паб

Насмотревшись на YouTube видео «Как открыть магазин разливных напитков», братья искали помещение в первую очередь под магазин, а не бар – небольшое, в спальном районе. Логика простая – местные жители зайдут попробовать, станут постоянными клиентами и будут ходить регулярно. Да и на окраине обычно дешевле аренда, хотя это не всегда так.

Таких роликов на ютубе десятки

Кроме местоположения обращали внимание на:

  • планировку – торговый зал с возможностью разместить оборудование и 2–3 маленькими подсобками;
  • стоимость – бюджет 35–40 тыс. руб. в месяц;
  • площадь зала – не меньше 30 кв. м;
  • санузел и воду – без этого никак, особенно с подачей напитков в зал.

В итоге подобрали помещение за 35 ты. руб. в месяц. Недалеко от центра, но все-таки в спальном районе – стандартная сталинка, цокольный этаж. Планировка: большой зал в 30 кв. м, маленький туалет, крошечная подсобка и комнатка с раковиной, где можно помыть посуду и что-то хранить.

Помещение было вообще не приспособлено для ведения бизнеса. Раньше там был офис транспортной компании со всеми вытекающими: стены жуткого зеленого цвета и панельные потолки «Армстронг» – стандартный офис, который ребятам нужно было переделать в бар.

Ремонт делали сами. Меняли все – стены выкрасили в черный цвет, на потолке сделали сетку, туалет отремонтировали, установили новую сантехнику. Горячей воды не было, поэтому покупали водонагреватель.

Над мебелью пришлось особенно поработать. Барную стойку сделали сами из досок и массива древесины. Несколько столов купили, остальное – тоже сами.

Владелец бара

– На этом решили не экономить. Готовая мебель в той же IKEA стоит дешево и выглядит соответствующе. Ее за километр видно. Самим дороже и дольше, зато ручная работа из массива дерева выглядит дорого и круто, создает атмосферу и настроение.

Докупали диванчики, бесконечные полки, светильники и еще 1 000 мелочей. За месяц удалось превратить унылый офис в стильный и атмосферный паб – 18 декабря подписали договор аренды, а 20 января открыли двери первым посетителям.

Оборудование – отдельная история. Чтобы разливать пиво в бутылки и стаканы, нужно много всего:

  • разливочные колонны;
  • краны;
  • пеногасители;
  • охладители;
  • газовые баллоны.

И еще по мелочи – каплесборники, шланги, хомуты, тройники. Самое крупное и дорогое ребята купили в Москве, сразу комплектом. Мелочевку докупали у себя, потому что там не было в наличии.

Минимально необходимый комплект для крафтового бара на 12 сортов

Также для старта решили сразу взять один холодильник для бутылочного крафта и пару витрин под снеки. На начальном этапе для зала в 30 кв. м. этого достаточно.

«Давай привезете сегодня, а заплатим потом?»

С поставщиками проблем не было. Их много, приходят сами – как-то узнают, что открылась новая точка, предлагают свою продукцию. Но это было немного позже, а первых братья нашли в интернете, буквально на первой странице выдачи. Условия у всех поставщиков стандартные – чем больше берешь, тем меньше платишь. Разливное пиво стоит немного – 1,5–2 тыс. руб. за кегу. Основные деньги уходят на крафтовое бутылочное пиво. Закупочная цена бутылки доходит до 200–300 руб. Когда берешь 40 ящиков, цифры получаются космические. Маржа у крафта больше, но и первоначальные вложения внушительные.

Владелец бара

– В Нижнем Новгороде если у тебя в магазине меньше 100 сортов, то ты магазин так себе. Придут и скажут, у тебя выбрать не из чего, мы все это пили. И уйдут. Поэтому в это мы вложились серьезно – нужно быть конкурентным в нише.

Разливное заказали у себя в Нижнем Новгороде, крафтовое в бутылках везли из Москвы – там ассортимент лучше.

Хотя проблем не было и все стандартно, в работе с поставщиками есть нюансы.

Логистика

Местному поставщику сегодня позвонили, завтра он привез все. В Москве ждут, пока наберется поставка, потом отправляют в транспортную компанию, там оформляют и упаковывают, потом везут, снова оформляют – все это время. Результат – непредсказуемость. Можно заказать сегодня, а когда привезут – завтра или через неделю – непонятно. А все уже закончилось. Планировать наличие в такой ситуации сложно, приходится подстраховываться и держать часть оборотных средств в виде запасов.

Когда холодильники пусты

Отсрочка платежа

Сначала ребята всегда платили наличными по факту: привезли → заплатили.

Владелец бара

– Мы были такие скромные парни и всегда выполняли условия той стороны. Просто не знали, что бывает по-другому. Опытные ребята подсказали, что с хорошим оборотом можно смело просить отсрочку. Ну мы к своим поставщикам: «А давайте вы сегодня привезете, а оплата в течение двух недель». Они: «Да без проблем. Будете хорошо платить, 3 недели дадим отсрочку даже 4». Это очень хороший способ по щелчку пальца увеличить оборот в разы.

Одно дело, заказывать партию, исходя из бюджета. Совсем другое – брать, сколько нужно, а платить потом, когда все продашь. Начав работать по отсрочке, ребята сразу набрали ассортимент, и правильно сделали – оборот увеличился, и все равно все разбирают, ничего не залеживается.

Акции

Работая с несколькими поставщиками, можно выбирать более выгодные условия и договариваться. Например, одна компания продает по принципу «3+1» – за 3 кеги платишь, четвертая – в подарок. Можно другому поставщику предложить аналогичную схему, даже если раньше так не работали. И он согласится. Ниша очень конкурентная – не договоришься с одним, других десятки. Это работает.

Владелец бара

– Но это все приходит с опытом. Сначала ты такой: «Ну да, давайте, нормально», а потом: «Либо давай так, либо никак не надо». Пара кег бесплатно – это хорошие условия. Маржинальность партии сразу увеличивается. Поставщики крафтового бутылочного пива тоже делают акции – могут привезти бесплатно орехи или снеки. Просто нужно об этом знать и не бояться спрашивать – на эти условия соглашаются спокойно, потому что рынок так работает.

Пофилософствовать за кружечкой

Над позиционированием ребята долго не думали. Один из братьев задолго до того, как идея открыть бар вообще появилась, собирал людей в соцсетях и в офлайне, чтобы дискутировать на философские темы, смотреть артхаус, слушать непопулярную музыку. Проводил мероприятия в разных кафе, барах, других пространствах – кинопоказы, концерты, выставки, лекции, диспуты. Когда открылся бар, у сообщества появилась своя площадка, и все мероприятия логично переехали туда. Поэтому посетители в баре были всегда, с первого дня работы.

В афише – интересные и нестандартные мероприятия. Они скорее на любителя, чем на широкую публику. Но такой неформат сейчас и привлекает, массовая культура приелась. Кто пойдет в бар смотреть «Властелина колец» или «Титаник»? А на якутские ужасы и французский артхаус ходят.

Мероприятия – это тоже затраты. В среднем на один вечер уходит 5–7 тыс. руб.: аренда оборудования, материалы для мастер-классов, призы для участников турниров и соревнований, проезд, проживание и питание для приезжих артистов. Гонораров чаще всего нет – уровень не тот, большинство готовы выступать ради искусства. Расходы чаще всего отбиваются сразу. Если выходит «в ноль», то в итоге все равно выходит в плюс за счет расширения аудитории. И это при том, что вход обычно бесплатный, изредка – 200–300 руб., если выступает приезжий артист.

Философские лекции, необычные фильмы и другие подобные мероприятия создают у людей ощущение закрытого клуба только для своих. И в таком клубе хочется быть, поэтому они приходят. Аудитория увеличивалась органически. Люди узнавали о месте через друзей, по сарафанному радио. Приходили их знакомые, приводили своих знакомых, дальше по кругу. Новые лица появлялись практически на каждом мероприятии. Кто-то начинал ходить регулярно.

Стандартным маркетингом почти не занимались. Сделали группу во «ВКонтакте», но таргетинга и прочего SMM не было. Поэтому в подписчиках только те, кто хочет быть в теме и узнавать о новых мероприятиях – постоянные клиенты. Сейчас их чуть меньше 1 000 человек.

Владелец бара

– Смешно, но нам приходилось даже заниматься своего рода демаркетингом. Хотели видеть в баре только тех, с кем самим хотелось бы сесть за стол и поговорить.

Сколько нужно, чтобы открыть бар в городе-миллионнике?

Стартового капитала у начинающих предпринимателей почти не было – своих денег хватило на пару витрин и холодильник – около 30 тыс. руб. Родители дали 150 тыс. руб. и еще 500 тыс. руб. взяли в кредит, итого 680 тыс. руб. Этого хватило на ремонт, оборудование, закупки первых партий и даже небольшую финансовую подушку.

Расходы на открытие крафтового бара в спальном районе города-миллионника

А что с прибылью?

С первого месяца ребята работали в ноль, но какой-то ощутимой прибыли нет до сих пор – ее съедают платежи по кредиту и инвестиции в развитие.

Владелец бара

– Бар – это не интернет-магазин. Нужно время – года два-три примерно. Дело не только в сроке окупаемости. Работаем в ноль – это значит, что бар окупается, хватает заплатить кредиты и раздать долги, но лишних денег нет. На бизнес их хватает, себе хотелось бы больше.

Но ребята не стремятся пока вытаскивать максимум для себя. Сейчас главная цель – развитие. Ради этого с прибылью можно подождать. Например, в апреле 2019 года, через 1,5 года после открытия, заведение переехало в новое помещение в центре, которое в 3 раза больше предыдущего. Здесь большой пешеходный трафик – гуляют горожане, студенты, туристы. После переезда посещаемость увеличилась в 3 раза. А еще у ребят наконец появилась кухня и статус общепита, а значит можно работать хоть до утра.

Все это дает основания полагать, что скоро будет и положительная динамика в цифрах, но пока они выглядят так:

Кажется, что бизнес неприбыльный, но нарастив обороты и избавившись от кредитов, бар увеличит чистую прибыль

5 советов тем, кто хочет открыть бар

Владелец бара

– Если бы сейчас у меня спросили, что бы я сделал по-другому, я бы ответил – все. Когда ты начинаешь какое-то дело в первый раз, всегда ошибаешься.

1. Выбирайте хорошее местоположение

Для магазина разливных напитков спальный район, может быть, и хороший вариант, для бара – нет. В будни могло весь день быть по 2–3 человека в зале. Спасали мероприятия и философское комьюнити. Благодаря им бар сразу вышел в ноль и весь год работал «слегка в плюс». Но чтобы не топтаться на месте, лучше сразу выбирать место с хорошим пешеходным трафиком. В Нижнем Новгороде – центр. Другой вариант – внушительная финансовая подушка, чтобы ждать 5 лет и сделать это место культовым. Если нужно быстрее, то это однозначно центр.

2. Не хватайтесь за первое попавшееся помещение

Когда первый раз открываешь подобный бизнес и ищешь первое помещение, смотришь на чистоту, планировку, внешний вид. Все это важно. Но еще нужно обращать внимание на пожарную и охранную сигнализации, тревожную кнопку, план эвакуации, огнетушители. Помещение должно быть максимально упаковано. Это все в любом случае надо будет делать. Если за счет арендодателя, ты экономишь деньги, но все равно тратишь время и прилагаешь усилия.

3. Ищите свой формат

Сначала ребята обрадовались возможности объединить магазин с баром и подавать напитки в зал без заморочек с общепитом. Но потом поняли, что это ошибка. В бар приходят, чтобы провести вечер после работы или в выходные, часто – засидеться до утра. Закрываясь в 22:00, заведение теряет деньги.

Владелец бара

– Мы думали, что будем работать и как магазин, и как бар. Кто-то с собой взял, кто-то сел за столик. Не получилось ни того, ни другого. Для магазина слишком дорого, а для бара место не то и до 22:00. Многие в 6 вечера только открываются. К нам полдесятого приходили клиенты, а в десять мы такие: «Ребят, у нас тут все, допиваем, собираемся».

Поэтому, если бар, то бар – никаких полумер. Оформляешься сразу как надо: с общепитом, лучше – с крепким алкоголем. Это сложнее, но того стоит. Народ спрашивает крепкое.

4. Делегируйте

Не нужно тащить все самому. Братья работали целый год вдвоем – сами сделали ремонт и сами потом за стойку встали по графику 2/2. В итоге у одного не хватало времени делать мероприятия, у второго – решать административные задачи.

Владелец бара

– Ты 2 дня стоишь за барной стойкой – не самая легкая работа. Потом день отсыпаешься, день делаешь какие-то домашние дела – все, больше времени ни на что не хватает.

Чтобы быстрее развиваться, лучше сразу нанимать персонал. На первый взгляд, это невыгодно, да и платить нечем, но это заблуждение. Когда владелец делегирует рутинную работу, появляется время на развитие и продвижение, прибыль растет.

5. Занимайтесь продвижением

Нужно заниматься классическим интернет-маркетингом – сайт, SMM, таргетинг, контент. Ребята выезжали на мероприятиях и своем комьюнити, но с интернет-маркетингом дело пошло бы быстрее. Без классических приемов продвижения можно, но долго.

Мы в TexTerra не только полностью согласны, что полноценный SMM незаменим для заведения, но и с радостью поможем, продвинуть бар, ресторан или фастфуд ;-)

#
Бизнес
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.