Компании пересматривают роли специалистов, строят контент-заводы и ищут баланс между технологиями и креативом. Читайте прогнозы экспертов о том, как будет развиваться контент-маркетинг в ближайшие годы.
Компании уже доверяют нейросетям создавать тексты и изображения, придумывать идеи и анализировать данные. Согласно опросам HubSpot, более 70% маркетологов уверены, что к 2030 году AI станет базовым инструментом для работы.
Мы обратились к экспертам, чтобы узнать, каким они видят контент-маркетинг в ближайшие три года. Какие тренды могут возникнуть, насколько актуальны будут собственные редакции и смогут ли нейросети для создания контента заменить живых специалистов.
Гибридные контент-команды как самая эффективная модель работы
Представители бизнеса единогласны: период, когда контент создают только люди, подходит к концу. Однако нейросети пока еще заменяют человека не везде и не на всех этапах. По данным исследования Ahrefs лишь около 4% компаний публикуют AI-контент без редактирования человеком. При этом 60% тех, кто пока не использует нейросети, считают их главной проблемой неточность ИИ-материалов и риск дезинформации.
Сложно сказать, насколько улучшится качество AI-контента через 3 года, но пока самый вероятный сценарий организации работы контент-команд — гибридные редакции. Это формат, где вся подготовительная работа — например, генерация идей и создание контент-плана — производится с помощью нейросети. А люди фокусируются на том, что машинам пока недоступно: креатив, экспертиза и голос бренда.
Нейросети возьмут на себя всю рутину: собирать фактуру, писать черновики, подбирать иллюстрации. А люди останутся кураторами — проверять, убирать бред, добавлять голос бренда и отвечать за достоверность. Никакого «ИИ заменит всех». Он заменит скучную работу, но не опыт и позицию.
Большинству компаний не будет смысла содержать штат редакторов, копирайтеров и дизайнеров — останутся менеджеры по контенту и стратегии, которые возьмут на себя управление сетью внешних исполнителей и работу с ИИ.
Далеко не все компании имеют возможность нанимать креативные команды на работу фултайм, и, будем честны, далеко не всем это надо. В идеале в команде маркетинга должны быть менеджеры, ответственные за креатив и бренд-стратегию. Они работают в связке с подрядчиками и реализуют идеи. Со временем базы подрядчиков в компаниях будут расширяться — форматы контента постоянно меняются, растут требования к качеству и разнообразию материалов.
Некоторые эксперты признаются, что из-за активного использования AI-генераторов контента начали сокращать штат сотрудников — без потери в качестве.
Через три года наиболее выгодным форматом станет небольшой, но эффективный внутренний контент-отдел. Классические громоздкие редакции, где задача проходит семь кругов согласований, станут анахронизмом. Бизнесу нужны скорость и результат.
Наша практика в Prodamus показала: команда редакторов с ИИ работает вдвое продуктивнее и обходится дешевле. Мы попрощались с авторами и корректорами.
Автономные контент-заводы и AI-агенты — самые смелые сценарии работы с нейросетями
Большинство экспертов не уверены, что через три года искусственный интеллект сможет работать без контроля человека. Однако некоторые специалисты считают, что самые технологически продвинутые компании могут перейти к почти полной автономии. Многоагентные ИИ-системы будут иметь доступ к данным организации, самостоятельно планировать кампании, создавать креативы, проверять гипотезы и публиковать материалы.
Автономные контент-заводы сами планируют кампанию, генерируют и тестируют креативы, запускают A/B-тесты, оптимизируют бюджет и отчетность с минимальным участием людей. Индустрия уже движется сюда, но широкое внедрение упрется в зрелость технологий, толерантность к рискам и регулированию на уровне площадок и государства.
В будущем ИИ позволит решать более сложные задачи, а искусственные агенты станут персональными помощниками специалистов. Они смогут самостоятельно общаться с клиентами, создавать черновые версии кода и прототипы. Например, по версии Gartner к 2029 году агентные ИИ-системы будут самостоятельно обрабатывать до 80% запросов клиентов без участия человека.
Самый смелый сценарий – контент-агенты, которые, опираясь на аналитику и CRM, сами запускают микро-кампании под сегменты, тестируют гипотезы и пересобирают воронку в реальном времени. Но с обязательным контролем со стороны реальных людей.
Персонализация контента на основе данных и цифровых аватаров
Вместо работы с абстрактной целевой аудиторией бизнес сможет создавать и использовать библиотеки цифровых аватаров. Составлять детализированные профили клиентов станет возможным на основе цифровых данных, аналитики поведения и социально-демографических характеристик.
Мы перестанем «стрелять пушкой по воробьям», создавая универсальный контент для всех. У каждой компании появится своя библиотека цифровых аватаров аудитории: собранные на основе данных CRM профили, где учтены интересы, привычки и даже стиль общения. ИИ-модели будут не просто генерировать текст или видео, а подстраивать их под конкретный сегмент этих аватаров.
Один и тот же продукт или услуга будут презентоваться по-разному в зависимости от аватара. Например, эксперту показывается текст с углубленной технической спецификой, новичку — в формате простого чек-листа, а скептику — с упором на отзывы и гарантии.
Возможно появление «живых» ИИ-медиа, которые ведут блоги и каналы практически автономно, но при этом с полной персонализацией под каждого читателя. Для бизнеса это означает возможность поддерживать диалог с аудиторией сразу в десятках ниш и подстраивать контент буквально под каждого клиента.
Трансформация профессий и появление новых ролей
Изменения в подходах к созданию контента неизбежно приведут к трансформации рынка. Профессии вроде копирайтера и дизайнера не исчезнут, но изменятся. Умение работать с ИИ станет частью базовых hard skills любого профессионала в сфере маркетинга.
\Очевидно, что новые стратегии, которые запускаются в последние два года, меняют и структуру команд. Коммуникатор, контент-менеджер или дизайнер избавляются от рутины и поднимаются на уровень «стратега».
Новые роли специалистов, которые востребованы уже сейчас — это ИИ-редактор или промпт-инженер, который понимает, как получать качественный результат, дорабатывая ИИ-материал. Или, например, контент-менеджер гиперперсонализации, который учитывает опыт пользователя каждой ЦА или ее сегмента.
Новые тенденции уже можно заметить на сайтах по поиску работы: работодатели все чаще ищут специалистов, разбирающихся в нейросетях.
На сайтах по поиску работы уже можно найти вакансии, где работа с ИИ — основная обязанность
Так как возможности искусственного интеллекта постоянно растут, бизнесу понадобятся специалисты, которые сумеют закрыть новые запросы. Например, если сейчас на рынке труда уже востребованы ИИ контент-менеджеры, то в ближайшие три года можно ожидать появление следующих специальностей:
-
куратор ИИ-контента — управляет потоком материалов, исправляет ошибки нейросети и дорабатывает материал;
-
фактчекер — проверяет достоверность каждого факта и выявляет неточности;
-
комплаенс-менеджер — работает с юридическими и этическими рисками, проверяет, чтобы материалы соответствовали законодательству;
- менеджер по управлению знаниями — сохраняет фактбазу, тон голоса бренда и его ДНК для обучения корпоративных ИИ-моделей.
Крупные компании уже нанимают шеф-редакторов для работы с AI-контентом. Подобные позиции чаще встречаются в IT-корпорациях и онлайн-экосистемах, где объем контента требует масштабирования
Новые возможности для оптимизации ресурсов
Нейросети ускорят производство контента и сократят его стоимость. К примеру, раньше съемка рекламного ролика требовала немало времени и денег, особенно если при участии в нем селебрити. Нейросети могут значительно сократить эти затраты.
Так, сеть магазинов «Пятерочка» сэкономила четверть бюджета на привлечении актрисы Ольги Медынич для съемок в рекламе. Вместо этого использовали дублера, а лицо актрисы наложили с помощью нейросети.
Использование дипфейков в рекламе помогает брендам сэкономить на съемках: вместо актрисы снимают дублера, лицо накладывает с помощью нейросети.
Эксперты отмечают, что генерация визуальных креативов — весьма перспективное направление работы. Например, в последние два года на рынке появились генераторы рич-контента, которые упрощают создание визуалов, анимаций и интерактивных форматов.
Уже сейчас мы привлекаем ИИ в качестве помощника для создания различных творческих идей, а также генерации визуальных рекламных материалов. Пока у нас в штате работает один специалист по созданию дизайнов с помощью нейросетей, но в скором времени планируем расширяться.
На производство коммерческих видео будет уходить все меньше времени. Даже самые детализированные и необычные локации и героев можно будет генерировать так, как нужно бренду. В прошлом году компания Toys «R» Us одной из первых представила рекламный ролик, созданный с помощью нейросети Sora. Фотореалистичные кадры были сгенерированы AI, а финальную доработку специалисты выполняли вручную. Чтобы оценить качество такой работы, листайте слайдер.
Рост ценности аутентичного контента
По мере того как нейросети возьмут на себя все больше задач по созданию текстов и визуалов, ценность человеческого участия будет расти. Живые блоги компаний или истории клиентов станут выделяться на фоне шаблонных материалов.
Люди захотят большей глубины и аутентичности. Какой бы ни была технология, она не сможет полностью заменить человека, его живой уникальный опыт, его личную историю, внутренние смыслы и переживания. В прошлом году на бизнес-форуме в Дубае Люк Бессон сказал, что в своих фильмах он показывает героев такими, какими видит их лично он, а не кто-то другой. И именно подобная оптика цепляет нас в контенте и делает его особенным.
Обезличенный AI-контент быстро приедается, поэтому популярными форматами будут те, где показаны реальные эмоции и экспертиза. Это могут быть кейсы, личный опыт, истории сотрудников, честные разборы и практические инсайты.
Аудитория быстро устанет от одинаковых «идеально гладких» текстов. Работать будут только истории с конкретикой: кейсы, цифры, ошибки. Инструкции нейросеть напишет сама, а вот рассказ кофейни из Саранска, которая придумала флешмоб и попала в новости, или компании, которая нашла клиентов через блог, останется ценным.
Одна из проблем, волнующих профессиональное сообщество, — потеря голоса бренда. Генератор контента ИИ пишет стандартные, общие по смыслу тексты, и даже грамотный промт не всегда решает проблему.
Уверен, что если полагаться полностью на ИИ в контенте, то вскоре такую компанию ждет тотальное падение вовлеченности аудитории вследствие безликости и потери уникального голоса бренда. Люди все чувствуют, им неинтересны похожие посты в соцсетях и видео одинакового формата. В контенте бренда должна ощущаться искренность, а это всегда участие человека.
Интересно, как воспринимают коммерческие тексты и изображения сами покупатели. Исследования 2025 года показывают: не так важно, кто создал рекламу — человек или нейросеть — если эта реклама вызывает нужные эмоции.
Например, если зрители не знали, что изображение создано искусственным интеллектом, их реакция не отличалась от отклика на «человеческий» контент. Но когда факт ИИ-генерации подчеркивался, особенно при слабом результате, аудитория реагировала с раздражением.
Это подтверждает история Coca-Cola, которая уже второй год подряд использует ИИ в своем знаменитом рождественском ролике с целью удешевить и ускорить производство рекламы. Однако зрители разочарованы, и в 2025 году ролик с грузовиками Coca-Cola снова получил массу негативных откликов.
Пример того, как бренды экспериментируют с ИИ-контентом: рождественская реклама Coca-Cola вызвала негативную реакцию зрителей.
Усиление юридический ответственности за коммерческое использование ИИ-контента
Государства начинают регулировать коммерческое использование искусственного интеллекта. В Европе уже действует AI Act. Этот закон требует маркировать контент, который создан нейросетями. В России эксперты ожидают принятие похожих норм.
С учетом сложившегося в России гибридного подхода к регулированию искусственного интеллекта, изменения вряд ли будут иметь радикальный характер. Можно предположить, что законодатель пойдет по пути стимулирования развития технологий. В этом случае могут быть ослаблены ограничения, связанные с использованием охраняемых объектов интеллектуальной собственности для обучения ИИ. От таких изменений выиграют разработчики.
При этом законодатель может также ввести и дополнительные обязанности для пользователей — например, маркировать весь контент, сгенерированный ИИ.
Изменения могут коснуться и авторского права. Нейросети обострят проблему плагиата, поскольку с их помощью перерабатывать контент можно быстрее и в больших масштабах.
У бизнеса часто есть иллюзия: если текст пропустить через нейросеть, он автоматически становится уникальным. На практике это не так. У нас был яркий случай: агентство брало материалы из нашего Pressfeed.Журнала, прогоняло их через ИИ-синонимайзер и публиковало на vc.ru как свои. Структура, фактура и даже формулировки оставались прежними, менялись только отдельные слова.
Мы обратились к ним напрямую, но после отказа удалить публикации пришлось идти в суд и защищать свои права. Мы выиграли, хотя процесс был долгим и муторным. Зато впервые в России бренд-медиа выиграло дело о заимствовании контента, и случился прецедент.
Каким будет контент-маркетинг в 2028 году
Во многих компаниях нейросети уже стали привычными инструментами для рутинных задач с постоянно расширяющимся функционалом. Кратко подытожим, что нас может ожидать дальше.
-
Сократятся затраты на производство всех видов контента.
-
ИИ будет использоваться практически в каждой компании для рутинных задач, а люди сосредоточатся на творчестве и стратегиях.
-
Крупные компании внедрят ИИ-агентов для полного цикла работы с контентом.
-
Библиотеки цифровых аватаров позволят создавать контент под любые сегменты аудитории.
-
Возрастет спрос на живой контент с человеческим опытом и эмоциями.
-
Бизнес будет делать выбор в пользу универсальных специалистов, которые умеют работать с ИИ в качестве стратега.
-
Государства введут обязательную маркировку ИИ-контента и внесут изменения в авторское право.
Контент-маркетинг сегодня меняется быстрее, чем когда-либо. Поэтому стратегия, системность и умение создавать ценный контент становятся основными конкурентными преимуществами.
Если вы понимаете, что компании не хватает времени, знаний или опыта, чтобы создать ресурсную стратегию — напишите нам в Telegram или на почту. Обсудим задачу и подскажем, как выстроить контент-маркетинг с прицелом на будущее.
Читайте также:
Как распознать ИИ-контент и стоит ли его бояться
Как получать лиды из ChatGPT и других нейросетей — подробный гайд «Текстерры
Как TexTerra использует нейросети: реальные кейсы и промпты от команды