Согласно исследованию Sostav, объем всего национального рекламного бюджета в 2019 году составил 494 млрд. рублей. В рейтинге участвовали основные каналы для продажи рекламы: ТВ, интернет, наружная реклама, радио и пресса.
- Телевидение. ТВ в топе по рекламным бюджетам и сильно опережает остальные каналы для продвижения. Согласно исследованию, объем затрат на рекламу составил 69,3 млрд. рублей.
- Интернет. Доля бюджетов ведущих брендов подбирается к 15 млрд. рублей. Интересен тот факт, что самые крупные digital-площадки сами продвигаются у конкурентов – на телевидении.
- Наружная реклама. Количество рекламы на остановках и уличных билбордах сократилось, но не сильно – бренды потратили 6,7 млрд. рублей.
- Радио. Крупнейшие рекламодатели потратили примерно 1,3 млрд. рублей на радиорекламу.
- Пресса. Совсем смешные или плачевные цифры показывает реклама в печатных медиа – 675 млн. рублей.
Топ рекламодателей
В тройке лидеров за 2019 год больше всего денег потратил Pepsi Co – 4,97 млрд. рублей. Практически сразу идет Nestle – 4,68 млрд. рублей, оттеснив на третью позицию Reckitt Benckiser с бюджетом 4,45 млрд. рублей.
Сильнее всего сократил расходы Unilevel (28,2 %), сменив 11 строчку на 28 по сравнению с 2018 годом. В 2019 году компания потратила 2,34 млрд. рублей на продвижение.
Новичком общего рейтинга стал ВТБ, сразу занявший 19 строчку с бюджетом 2,69 млрд. рублей. Вместе с ним появились Mail.Ru Group (29 место, 2,26 млрд. рублей) и «Спортмастер» (30 место, 1,94 млрд. рублей).
Интересные факты:
- Volkswagen замечен в топ-5 трех площадок, занимая первое место по вложениям в рекламу в интернете и на радио, и четвертое в прессе.
- На «наружку» больше всего тратит «М.Видео – Эльдорадо», а в топ-5 прорвался McDonald’s.
- Ferrero впервые вошла в топ-5 по рекламе на ТВ.
- На радио друг за другом в топ-5 стоят «Теле2», «Мегафон» и «МТС».
- Скатившаяся до 28 пункта Unilevel, входит в топ-5 по вложениям в прессу.
Стоп реклама
Объемы – дело хорошее, только мир уже несколько месяцев потряхивает. Из-за пандемии крупнейшие игроки рынка не могут дать ответа, когда рынок придет в норму. Согласно опросу WFA ожидается, что глобальные рекламные бюджеты сократятся на 36 % в первой половине года. В этом же опросе говорят, что 52 % опрошенных крупных транснациональных корпораций будут сдерживать расходы на рекламу в течение шести и более месяцев.
Больнее всего пандемия ударит по печатным изданиям – минус 37 %, и наружной рекламе – минус 49 %. Радио же потеряет до 25 % доходов. Ожидается, что телевидение, традиционно крупнейший медиа-канал, в первом полугодии может сократить бюджеты на 33 %.
Digital-сфера тоже сокращает траты на рекламу, но не так глобально: благодаря тому, что расходы в этой области не столь значительны, видеореклама сократится на 7 %, а контекстная – 14 %.
Как быть
92 % опрошенных согласны с тем, что этот кризис окажет длительное влияние на работу бизнеса, а 84 % считают, что это возможность «переосмыслить маркетинг». Столько же опрошенных говорят, что они направят ресурсы в digital.
По мнению Екатерины Алексеевой, директора по инвестициям Publicis Groupe Russia, рынок полностью пересмотрит каналы продвижения. А пандемия послужит хорошим толчком развитию онлайн-торговли.