За реальной картиной мира надо ходить не на центральные ТВ-каналы — а в Google Trends.

TexTerra выяснила, что в марте интересовало россиян больше всего – и почему.

Какие запросы стали лидерами в своих тематиках

Здесь приведены 10 самых интересных тематик – и 3 топовых запроса в каждой из них. Более полный список – по ссылке.

Бизнес и промышленность: бумага а4 купить (сверхпопулярный запрос), снегурочка бумага (+1 650 %), презентация apple 2022 (+500 %)

Законодательные и правительственные акты: объясняем рф (сверхпопулярный запрос), технический дефолт (+3 800 %), отмена масочного режима (+3 600 %)

Интернет и телекоммуникации: бесплатный vpn (+500 %), vpn для телефона (+350 %), телеграм (+180 %)

Веб-приложения и онлайн-инструменты: приложение 1.1.1.1 (сверхпопулярный запрос), icloud для windows (+700 %), face finder (+300 %)

Веб-поиск: условия использования гугл (сверхпопулярный запрос), как сделать ссылку на телеграм в инстаграм (сверхпопулярный запрос) россграм (+4 750 %)

Поисковые системы: яндекс перенос музыки, сверхпопулярный запрос, глобальный интернет, сверхпопулярный запрос, bao moi, сверхпопулярный запрос

Красота и фитнес: российские бренды косметики (+1 150 %), inditex (+1 000 %), многоразовые прокладки (+950 %)

Наука: контрибуция (сверхпопулярный запрос), репарация и контрибуция (+4 700 %), ядерная зима (+350 %)

Продукты питания и напитки: молока рыбы это (+1 800 %), chitir chicken (+1 400 %), pepsico,(+650 %)

Финансы: unionpay (сверхпопулярный запрос), кредитные каникулы 2022 (+4 250 %), дефолт (+1 700 %)

Откуда данные

  1. Мы использовали сервис Google Trends, который показывает, как выросла популярность запросов в разных тематиках за указанный период (в нашем случае – 30 дней) и в указанной стране (в нашем случае – Россия).
  2. В каждой тематике исключили несколько запросов:
    • те, которые прямо относятся к текущим политическим событиям. Такие запросы мы не приводим и не рассматриваем – они всем знакомы, и, скорее всего, каждый из нас такие делал;
    • явно «мусорные» запросы. Сервисы поисковых систем пока не такие умные, как люди, и некоторые запросы попадали явно в чужие категории. Например, в теме «Дикие и домашние животные» лидируют запросы с фамилией Волков (российский боец UFC) и с названием страны Кот-д’Ивуар;
    • дубли запросов – некоторые релевантны сразу нескольким тематикам, поэтому приводить их в топах нескольких категорий не стали;
    • очень схожие запросы, например, «предсказания ванги для россии» и «предсказания ванги россия».
  1. Сделали скриншоты запросов, о которых хотим рассказать подробнее (ниже). В статье два вида скриншотов:
    • собственно, запросы с процентом роста или пометкой «Сверхпопулярность». «Сверхпопулярными» Google считает запросы, которые выросли чрезвычайно сильно (возможно, потому, что они новые и массовый поиск по ним раньше просто не делался);
    • графики динамики запроса. Число 100 в шкале слева обозначает не число запросов, а 100 % – то есть максимальный интерес к теме в указанный период. Остальные точки на графике показывают интерес в процентах от максимума.

Отражение жизни. Вот она такая в марте

Запросы, как и искусство, отражают жизнь. Всегда или почти всегда, что бы ни происходило (даже сейчас, например), в лидерах телепрограмма, футбол и онлайн-игры. Но есть темы, особенно ярко характеризующие месяц, – их мы и разобрали подробнее.

Попытки узнать будущее: Северная Корея, Ванга и Интернет Всемогущий

Есть ли жизнь в Корее, нет ли жизни в Корее…

Здесь показан график не за 30 дней, а за 12 месяцев — для наглядности:

Россияне решили заранее изучить самый очевидный вариант развития событий (правда, не будем забывать еще «лайтовый» китайский сценарий)

Запрос «северная корея запреты» вырос за месяц на 500 % (иначе говоря, в пять раз), а запрос «как живет северная корея» стал сверхпопулярным:

Где КНДР — там и ракеты. Впрочем, отдельно ядерные взрывы тоже гуглили – мы разберем это ниже

Народная фрустрация

Еще в категорию сверхпопулярных попал запрос «когда кончится [спецоперация]».

Окончание [спецоперации] волнует только тех, кто называет ее тем самым запрещенным словом

К сожалению, в интернете ответа на этот вопрос нет. Тем не менее, в попытках узнать будущее пользователи не сдаются. Запросы насчет предсказаний Ванги тоже выросли:

Авторы запросов, если вы здесь, напишите в комментариях, нашлось ли что-то интересное?

Разнообразных запросов про предсказательницу настолько много, что они объединились и выбились в топ как отдельная тема:

Рост на 2 600 %, то есть в 26 раз (!) за последние 30 дней. Если еще вспомнить, что недавно подскочили продажи эзотерических книг, становится не по себе

В конце позапрошлого и начале прошлого века было примерно то же самое: обезумевшие от социально-экономических потрясений люди тоже массово обращались к эзотерике — просто сейчас мы видим эти тенденции онлайн, а не из исторической перспективы.

Народную фрустрацию, кстати, в полной мере выражает запрос, выросший за месяц на 650 %:

Есть подозрение, что автор запроса не одинок

А можно попроще вот это все?

Среди запросов по этой нашей новой реальности в топ вышли «денацификация», «демилитаризация», «буква Z на военной технике», «дефолт», «санкции» и «свифт», конечно же.

До марта этого года поисковики сомневались, что выдавать по слову «свифт» — Джонатана Свифта или Тейлор Свифт? Сейчас с высокой вероятностью автор такого запроса просто хочет узнать, не отрубится ли у него возможность платить картой

Окей, гугл, куда деть деньги?

Верните мне мой девяносто седьмой

Кто-то вкладывается в гречку и туалетную бумагу… а, нет, это тренды предыдущего конца света, сейчас в топе сахар и прокладки — а кто-то покупает лотерейные билеты:

У запросов, включающих слово «столото», примерно такая же картина

Из-за того, что запросы заканчиваются словами «тираж 1421» можно подумать, что интерес к лотереям всегда был примерно одинаковым, а сверхпопулярность получили только запросы, касающиеся именно последнего тиража. Новичков в SEO, кстати, такие рассуждения могут навести на ложный след.

Но сервис подбора ключевых слов «Букварикс» показывает, что тренд действительно растущий:

Посмотрите на графики справа — все понятно даже без цифр

Чтоб ты жил в интересные времена… — еще один инвестиционный тренд марта-2022

По интернету гуляет красивый фейк о том, что у древних китайцев было проклятие «Чтоб ты жил в интересные времена» (фактчекеры из Provereno.media сделали интереснейший разбор на эту тему и выяснили, что нигде такое не задокументировано).

Как бы то ни было, время сейчас действительно интересное — аудитория массово интересуется покупкой… китайской валюты:

Юани плотно забили топы популярного, но турецкие лиры дышат им в спину. Правда, по запросам не видно намерения закупиться последними

Судя по тому, как стремительно укрепляется русско-китайская дружба, это более здравый инвестиционный тренд, чем вложение в лотерейный билет. У нас есть сайд-проект по продвижению сайтов в Китае (в этом году ему семь лет!), и там мы как раз недавно писали о том, зачем открывать счет в юанях.

Лучшая защита — это нападение: россияне сами удаляют приложения (но не у всех получается)

Это вы еще из «Одноклассников» удалиться не пробовали!

Некоторые пользователи решили удалить все приложения компании, признанной экстремистской, чтобы не задело летящими щепками:

Запросов про удаление этого приложения стало в пять с половиной раз больше, чем в предыдущем месяце

Эта соцсеть тоже пострадала, но меньше

Видимо, с той же целью удалить все от греха подальше аудитория ищет, какие еще продукты принадлежат компании:

Еще у компании есть WhatsApp — но пока его блокировать (вроде бы) не собираются

Хорошо, что «Одноклассники» — российский продукт. Потому что оттуда удалиться — это настоящий квест, настолько сложный, что у нас есть отдельный гайд на эту тему.

Чего еще у нас скоро не будет?

Ну а самые предусмотрительные гуглят, кому принадлежат остальные компании и продукты, чтобы понимать, чего мы еще лишимся совсем скоро:

Смотреть галерею

Основная волна интереса, конечно, пошла по социальным сетям и крупным торговым брендам. А вот над запросом про вроде бы очевидно российский «Яндекс» смеяться не стоит — головной офис у компании в Нидерландах

Отдельный панический тренд — это средства гигиены. Запросы типа «бренд + производитель» — это все опять-таки намерения выяснить, что станет дефицитным, а что вообще пропадет с полок:

Смотреть галерею

Тренд смешной – если не смотреть на цены и вообще наличие товара

Следующие два запроса тоже трендовые – и особенно забавные, причем именно в совокупности:

«Купить сахар оптом» — рост в 22 раза…

«Почему в магазинах нет сахара» — рост в 28,5 раз

Сахара, как видно по Google Trends, нет именно потому, что его истерически скупает население – а вовсе не из-за коварного «Магнита». Остается только пить несладкий чай (оно и полезнее) и смеяться над запросами.

Послание в будущее: если вы читаете эту статью во времена, когда YouTube уже заблокирован, то передаем содержание на словах — это «Место встречи изменить нельзя», момент, где Жеглов грозно спрашивает: «А ну быстро колись — откуда взял сахар?!»

Что там у американцев?

Следующий набор сверхпопулярных запросов в другое время мог бы озадачить:

Ощущение, будто всем срочно понадобилось решить какую-то задачку по физике, да?

Но если покрутить другие запросы про галлоны и литры, все становится на свои места:

Смотрите на похожие запросы — это часто объясняет многое

Актуальная выдача по непонятным запросам тоже может кое-что прояснить

Оказывается, россияне таким образом интересуются, насколько подорожал бензин, а еще хотят посчитать чужое «все плохо» в точных цифрах.

Интересный факт: коронавируса в топах нет.

Отозвал свои штаммы и прекратил работу на территории Российской Федерации…

И бомба (в прямом смысле) напоследок

Снова вернемся к графику Google Trends за 12 месяцев, а не за 30 дней, чтобы показать масштаб интереса к теме ядерных взрывов:

Этот пик — неделя с 27 февраля по 5 марта

Основной запрос, который интересует аудиторию, в общем-то, очень практического плана:

Кто прогуливал ОБЖ – загуглите, освежите информацию

В мартовские лидеры выбился еще один связанный с темой запрос — про йод:

Только не спешите в аптеку — прочитайте абзац ниже

Врачи, кстати, увидели этот тренд раньше сеошников — и настоятельно рекомендуют не пить йод пачками при первой же новости о ядерной угрозе.

Медицинский журналист (а в прошлом — военный врач) Алексей Водовозов еще 28 февраля опубликовал пост об этом. Вот здесь можно прочитать полный текст, а вот самое важное оттуда: «“Для профилактики” или “на всякий случай” йод НЕ РАБОТАЕТ. Вы можете тупо потерять щитовидку или нанести ей тяжелейший урон, который не получится разгрести за всю оставшуюся жизнь. <...> В реальных условиях чаще всего все заканчивается приемом ОДНОЙ ДОЗЫ препарата (одной таблетки)».

К щитовидке сейчас нужно отнестись особенно бережно. Потому что, опять-таки, по запросам видно, что с популярным препаратом гормона щитовидной железы сейчас тоже не очень хорошо:

Эутирокс — очередной препарат, который пропал с аптечных полок

Когда говорят о лекарствах, от слова «аналоги» многим становится больно — и небезосновательно

А хорошего что?

Коронавирус мы с вами в каком-то смысле пережили. Ну да, он с нами навсегда, как грипп или оспа, но все же мы научились жить в новой реальности. Сделали гору качественных мемов (в тяжелые времена, кажется, только они и спасают), научились мыть руки и более-менее эффективно работать на удаленке. И вот это все переживем — пусть и никогда уже не возвращаясь к старой реальности.

#
SEO Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.