Этому созданию уже пять лет!
Яндекс представил интеллектуальную голосовую систему «Алиса» в октябре 2017 года. В этом году у нее маленький юбилей. К празднику команда Яндекса создала поздравительный видеоролик.
Главные вопросы Алисы
Идея проста: пять лет Алиса отвечала на наши вопросы и, наконец, решила задать свои. Главная интрига — о чем же хочет спросить человека искусственный интеллект? Итак, вот вопросы, которыми умная колонка ставит в тупик человеческий разум:
1. «Если сырники делают из творога, почему их не называют творожники?»
Это, пожалуй, самый неудачный вопрос из заданных — по статистике запросов только за последний месяц поисковая система Яндекса отвечала на него больше тысячи раз. Странно, что Алиса за пять лет не смогла разобраться.
2. «Почему всегда теряется второй носок, а не первый?»
Да, Алиса, это нам тоже интересно.
3. «Если помидор — это ягода, то кетчуп — это варенье?»
Именно этот вопрос вызывает у героев видеоролика самые жаркие споры. К слову, у Яндекса и на него есть четкий ответ: кетчуп — это соус. Однако полемика, развернувшаяся между симпатичной девушкой и стесняющимся юношей, подводит Алису к главному вопросу:
4. «Почему людям летать в космос не так страшно, как признаваться в любви?»
Кроме того, искусственный интеллект заинтересовало:
- Почему большой палец назвали «большим», если он меньше всех?
- Почему люди кричат на вещи, когда что-то не получается?
- Почему люди поют в душе, а в туалете читают новости?
- Почему день рождения только раз в году?
Интерфейс приложения «Яндекс.Алиса»
В целом затронутые Алисой темы можно разделить на две группы:
- Лингвистические парадоксы;
- Особенности человеческой психологии.
И то, и другое — основа большинства шуток и мемов, а, значит, цепляет наше внимание и — в этом и была идея авторов — заставляет обсуждать ролик.
Создатели видеоролика предлагают человечеству взглянуть на себя со стороны (глазами ИИ), улыбнуться, мысленно (а можно и в комментариях) поздравить Алису и приобщиться таким образом к компании Яндекс.
Если рассматривать представленное видео, как PR-продукт, — мы видим любопытный имиджевый ролик (кстати, у нас вы можете заказать съемку видео — прим. отдела продаж TexTerra). Для создания имиджевых роликов нет четких критериев, есть главная задача — продвижение бренда через эмоции. Нам не рассказывают о функциональности Алисы, не приводят статистику по пользователям, не предлагают напрямую купить умную колонку. Вместо этого создатели видеоролика, оттолкнувшись от законного инфоповода (пять лет бывает только раз), показывают, что Алиса уже с нами: создает уют в доме, помогает справляться с бытовыми вопросами, радует, поддерживает, избавляет от чувства одиночества. Работает обозначенная в слогане миссия Яндекса — «помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни». И новый имиджевый ролик ее отражает.
То, как Алиса начинает проявлять себя, отсылает ко многим популярным фильмам, которые исследуют природу искусственного интеллекта и очень популярны у зрителей. Для имиджа компании — это грамотный PR. Но можно было бы сделать Алису менее предсказуемой, дать ей больший диапазон. И добавить контрастов: характеры героев очень похожи, а в сценах не хватает парадоксов (они возможны, когда герои абсолютно разные). Это усилило бы идею Яндекса, что для каждого Алиса способна находит свое: и что приготовить, и что поставить, и как пошутить.
Кто озвучивал Алису Яндексовну
Лицо голоса «Алисы»
Миллионы пользователей ежедневно слышат на своих устройствах голос российской актрисы кино и дубляжа Татьяны Шитовой. Ее голосом в кинопрокате говорили несколько голливудских актрис: Скарлет Йоханссон, Камерон Диас, Натали Портман, Эмма Стоун и Линдси Лохан. Правда, для Алисы разработчики сделали апгрейд. Процесс записи озвучивания для искусственного интеллекта происходит не как озвучка кино: голос Алисы синтезируется с помощью склеек и наложения звуков.
Перед разработчиками стояла психологическая задача — создать приятное впечатление от бота-помощника, который, обладая развитым интеллектом, помогает, но при этом не кичится своим развитием и осознает несовершенства в работе. Демонстрируя в ролике Алису с неожиданной стороны, Яндекс заставляет пользователей оценить заложенные в ней функции еще раз. Такая актуализация — хороший прием для продвижения продукта, давно находящегося на рынке. Забирайте в копилку идей этот кейс, чтобы использовать его и в своей работе.