Вы точно сталкивались с конкуренцией, если занимаетесь бизнесом. Конкуренты встречают вас практически в любой нише. Они появляются рядом, даже если вам удалось найти свой голубой океан. Сегодня воды всех бизнес-океанов очень быстро окрашиваются в красный цвет благодаря развитию интернет-технологий. И в первую очередь это касается онлайн-рынков.
Вы знакомы с конкуренцией не понаслышке, если продвигаете проекты в интернете. Бренды постоянно увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу и другие методы маркетинга, о чем мы писали в статье о быстрой раскрутке сайта. Из-за этого молодые проекты не могут пробиться в топ поисковой выдачи.
Цифровая конкуренция отличается от борьбы за потребителя в офлайне. Благодаря интернет-технологиям, вашими конкурентами часто становятся компании и люди, работающие в другом географическом регионе. Более того, они иногда даже не планируют работать с вашими потенциальными клиентами, так как имеют собственную базу потребителей в другой части мира. Но вы все равно вынуждены соревноваться с виртуальными конкурентами, так как покупатели имеют возможность сравнивать и искать лучшее, просто запустив браузер.
Ваши прямые конкуренты также пользуются практически неограниченными возможностями интернета. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда клиенты выбирают заведомо худшее предложение, что сложно объяснить с точки зрения классического маркетинга. Однако в цифровую эпоху лидерами часто становятся те, кто вовремя захватил топ выдачи, собрал ботов в тематических сообществах социальных сетей и громче всех рассказал клиентам, кто лучший.
Конечно, рынок рано или поздно расставляет все по местам. Потребители разбираются, какие предложения действительно заслуживают внимания, а «Яндекс» и Google определяют по поведенческим факторам, какие ресурсы захватили топ благодаря поисковым манипуляциям. Однако бизнес обычно не может пассивно ждать восстановления справедливости, поэтому предпочитает активно бороться с конкурентами.
Ниже вы найдете описание семи способов борьбы с конкурентами в интернете. Используя их, вы защититесь от игроков, которые раскручивают свои проекты за счет нападок на ваш бизнес.
1. Говорите прямо, оставайтесь честными
Открытость и публичность часто остается лучшим оружием против нападок со стороны конкурентов. Вы можете обсудить аргументы, используемые против вас, на пресс-конференции или в ходе онлайн-обсуждения. Ни в коем случае не оправдывайтесь. Вы должны осветить с разных сторон проблему, указанную недоброжелателями.
Найдите в ней позитив для клиентов. Например, крупные страховые компании часто сталкиваются с обвинениями в затягивании выплат. В данной ситуации руководство компании должно объяснить клиентам, почему убытки не урегулируются быстро. Страховщик заботится о клиентах, тщательно расследуя страховые события, рассчитывая величину убытка и выявляя случаи мошенничества.
2. Используйте пассивно-агрессивный подход
Этот метод отлично работает, когда конкуренты, совершающие нападки на ваш бизнес, хорошо известны потребителям. Напишите в блоге или в социальном профиле, что некие завистники и недоброжелатели распускают негативные слухи о вашем бизнесе. Объясните аудитории, что эти действия связаны с трудностями, с которыми столкнулись ваши конкуренты.
Не называйте имен и названий компаний. Клиенты и конкуренты должны самостоятельно понять, о ком идет речь. Данный подход наверняка поставит ваших недоброжелателей в неудобное положение — они будут сами вынуждены оправдываться.
3. Используйте прямые сравнения
Используйте этот подход, чтобы подчеркнуть свои сильные стороны. Например, сравните стоимость ваших продуктов с аналогичными продуктами конкурентов. Публикуйте любые подтвержденные данные, которые демонстрируют ваше превосходство. Результаты исследований удовлетворенности потребителей, сравнение доли рынка, эффективность технологий, скорость обслуживания, — это только некоторые данные, которые заинтересуют клиентов.
4. Публикуйте кейсы
Расскажите аудитории, как вы решили проблему клиента. Уделите внимание потребителям, которым не смогли помочь конкуренты. Однако фокусируйтесь именно на обслуживании клиента, лишь вскользь упоминая его неудачный опыт сотрудничества с другими компаниями.
Прямо не называйте имен конкурентов, чтобы избежать обвинений в клевете и судебных разбирательств. Однако вы можете намекнуть, кто из ваших недоброжелателей не способен обеспечить потребителям достойного уровня обслуживания.
5. Дифференцируйтесь
«Дифференцируйся или умирай», — говорит в одноименной книге гуру маркетинга Джек Траут. Делайте все иначе. Если ваши недоброжелатели демпингуют, сохраняйте рыночные цены и рассказывайте клиентам о преимуществах качественного продукта.
Используя этот подход, вы выбиваете почву из-под ног конкурентов, так как лишаете их поводов для критики. Недоброжелатели будут заняты борьбой с себе подобными, поэтому у них не останется времени для нападок на ваш бизнес.
6. Вызывайте конкурентов на дуэль
Публично вызвав недоброжелателя на дуэль, вы можете раз и навсегда отбить у него охоту продвигать свой бизнес за счет нападок на ваш. Нет-нет, шпаги и пистолеты вам не понадобятся. Конечно, если вы их не производите. Открытое тестирование товаров, пользовательские сравнения, соревнования, — вам нужны мирные дуэли.
Используйте этот метод, если полностью уверены в своем превосходстве. Задокументируйте результаты дуэли, пригласите в жюри авторитетных отраслевых экспертов. Публичность снова поможет вам в борьбе с недобросовестными конкурентами.
7. Игнорируйте нападки
Просто продолжайте работать, не обращая внимания на недоброжелателей. Это самое сильное средство против распространения недостоверных данных. Однако вы должны фанатично верить в свой продукт, чтобы использовать этот подход.
Не забывайте публиковать в блоге результаты исследований, кейсы, отзывы клиентов, даже если вы решили не обращать внимания на конкурентов. Ваши потребители нуждаются в позитивной информации и в подтверждении вашей компетенции.
Заключение
Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда кто-то становится лидером рынка не благодаря профессионализму и хорошей работе с клиентами, а благодаря критике других проектов и умению подать себя публике. Наверное, вы боролись с желанием публично ткнуть выскочку носом в его некомпетентность.
Поверьте, не стоит делать этого. Во-первых, как известно, нервные клетки не восстанавливаются. Во-вторых, справившись с одним недоброжелателем, вы уже завтра столкнетесь с двумя новыми. Поэтому направьте энергию в совершенствование своего продукта и повышение эффективности маркетинга.
Перечисленные выше способы борьбы с недоброжелателями помогут вам в этом, так как они носят конструктивный характер. Это самый трудный и самый эффективный способ борьбы с конкурентами. Вам придется нелегко, но в случае успеха вы победите сразу всех противников.
А вы сталкивались с недобросовестной онлайн-конкуренцией? Расскажите в комментариях, как вы боролись с недоброжелателями.