2 мая 2023 года умер российский кутюрье Валентин Юдашкин. Несколько лет он боролся с онкологическим заболеванием почек.
Его называли «придворным кутюрье», годами складывавшийся «имидж все для элиты» оказался неплохим маркетинговым ходом.
Юдашкина ставят в один ряд с Вячеславом Зайцевым — еще одним признанным в стране модельером, который тоже недавно скончался.
Имя Юдашкина стало известно во всем мире в 1991 году, когда модельер представил коллекцию из 150 платьев, вдохновленных яйцами Фаберже, на Парижской Неделе высокой моды.
Платья позже приобрели Лувр и Калифорнийский музей моды. С тех пор Юдашкин регулярно начал участвовать на показах в Нью-Йорке, Милане, Париже и других городах. И создал «Дом моды Valentin Yudashkin», который в 1996 году получил статус члена-корреспондента от Парижского синдиката высокой моды. После этого он официально смог участвовать в Парижских неделях моды два раза в год.
Кутюрье одевал первую леди СССР Раису Горбачеву, певиц Аллу Пугачеву, Лайму Вайкуле, Надежду Бабкину, а также — Филиппа Киркорова. Это и был его главный маркетинговый ход: одевать поп-звезд, чтобы за ними подтягивались богатые дамы за похожими платьями.
Юдашкин — только для звезд и богатых?
На самом деле – не только. Юдашкин открыл бутик в Москве, где начал продавать одежду, аксессуары и ювелирные украшения prêt-a-porte, то есть их не нужно было делать под заказ, зайти и купить любой желающий. Правда, назвать их вещами для народа вряд ли возможно — вещи из бутика стоят десятки тысяч рублей:
Но была и более доступная линия вещей от кутюрье в стиле casual — Yudashkin Jeans. Магазины этого бренда работали в разных ТЦ страны.
В 2013 году модельер запустил совместный проект с «ЦентрОбувь». Под названием Valentin Yudashkin Limited Collection for CentrObuv продавались по вполне доступным ценам обувь и аксессуары:
Еще кутюрье создал линию косметики — со средней стоимостью от 3 000-4 000 рублей.
Эти товары можно найти и дешевле — например, на Lamoda или других маркетплейсах.
Парфюм у модельера тоже имеется, даже два. Их тоже может себе позволить весьма широкий круг покупателей.
Первый парфюм модельер создал в 1999 году — это аромат с нотами нектарина, смородины, календулы и маракуйи.
А для создания второго, парфюма с ароматом итальянского апельсина и фиалки, в 2017 году Юдашкин объединился с в общем демократичным брендом Faberlic.
Кстати, с Faberlic Юдашкин работал два года и придумал много одежды: от брюк и платьев до пальто и шуб.
Еще более приближенная к народу история — разработка формы для сборной России к Олимпийским играм 1994 и 1996 годов, и формы для Аэрофлота и для военных:
Как продвигался бренд Валентина Юдашкина
У модельера есть сайт и соцсети: личный аккаунт в запрещенной соцсети, аккаунт бренда, YouTube-канал, аккаунт линии косметики и Telegram-канал.
Однако и сайт, и почти все аккаунты, кроме Telegram-канала, велись при жизни модельера не очень активно. Сайт не лучшим образом адаптирован под мобильные устройства, а одна из ссылок в разделе «Контакты» вообще ведет на несуществующую страницу. То есть маркетингу и продвижению своего бренда в интернете модельер не уделял интенсивного внимания, что невольно наводит на мысль: а, может, ему это было просто ни к чему и все работы для широкого круга покупателей — далеко не главное в бизнесе.
У бренда Valentin Yudashkin весьма скромное присутствие в интернете и соцсетях и нет такого упора на SMM, как у брендов масс-маркета. Это и понятно — нет острой нужды охватывать новый рынок, привлекать и завоевывать, когда у тебя и так есть заказы от клиентов, платящих неплохие деньги.
Основой творчества и бренда Валентина Юдашкина все-таки были наряды для звезд и высокая мода. Он фокусировался на продвижении русской культуры на Западе. Вот что он говорил о русской моде:
«Прежде всего, я живу в России, и, нравится это кому-то или не нравится, я русский модельер, таким меня знают на Западе. Таким меня хотят видеть клиенты Дома "Валентин Юдашкин". И меня очень интересует образ русской женщины. Чувственной, страстной, готовой на все ради любимого. Именно поэтому и Екатерина Великая, и Анна Каренина представлены в моих коллекциях».
Кстати, сейчас нет российских дизайнеров, которые делали бы и дорогие эксклюзивные вещи, и более доступную моду. При подготовке этой статьи похожее удалось найти разве что у Алены Ахмадулиной — она тоже одевала участников Олимпийских игр в Ванкувере, а еще на Lamoda продаются ее платья из среднего ценового сегмента.
Читайте также:
Секреты создания легендарных брендов
Престижное безумие: потребители относятся к брендам как к людям