Материал написан в соавторстве со Святославом Грошевым (ранее арт-директором TexTerra).
1. Работать с 9 до 18 (или с 10 до 19)
Работать с девяти до шести, а потом выключать компьютер и переставать быть специалистом – плохое решение. Дизайнеру необходима огромная насмотренность: профессионал не перестает быть им 24/7, везде подмечает что-то интересное, читает новости, общается, получает рассылки, заглядывает в профильные сообщества. И главное – тащит отовсюду идеи.
Как минимум стоит следить за релизами крупных (и не совсем) проектов, чтобы оценивать их и разбирать нюансы использованных решений.
Вот, например, «Сбер» или «Яндекс», которые недавно обновились. Когда крупная компания меняет логотип, у этого всегда есть не одна цель, а несколько. У «Сбера» задача заключалась в образовании экосистемы, в которую входят несколько направлений деятельности (банк, магазины, сервисы, технологии). А «Яндекс» пошел к упрощению, универсальности, к созданию айдентики, – которая тоже легко ложилась бы на большое количество их сервисов онлайн и офлайн.
Лет 10–15 назад дизайн был просто визуальным элементом в маркетинге, а сейчас это целая область, в которую входят идея, контент, психология, маркетинг и визуальный стиль. Поэтому когда следишь за профессиональными новостями, лучше понимаешь задачи дизайна – и уже оцениваешь, достиг ребрендинг цели или нет.
Поэтому мы создаем дизайн сайтов, разрабатываем инфографику и логотипы, изучая опыт компаний из разных сфер.
2. Быть одиночкой
Это связано с первым пунктом, но сейчас речь про практику и постоянное обучение. Скиллы, которые вы получили на курсах, скажем, год назад, уже требуют актуализации, так что надо настраиваться на непрерывное обучение.
Квалификацию можно повышать различными способами. Дизайнеру, например, не нужно постоянно проходить новые курсы, чтобы дипломами подтверждать актуальность навыков. Нужно заниматься практикой, тестировать новые решения, изучать новые сервисы и программы.
А еще, когда вы смотрите на успешные кейсы больших проектов, обратите внимание: такие работы выполняются только в проектной группе. Один дизайнер не сможет качественно проработать большой объем задач, связанных с дизайном продукта, – как минимум нужен профессиональный маркетолог, а иногда и UX-специалист, контентщик, пиарщик и другие.
3. Полагаться на «уникальное видение»
Конечно, рано или поздно оно формируется у каждого, кто прокачивает скиллы. Но чаще всего это происходит не на первом году работы, поэтому отказываться от проверенных основ, потому что «я художник, я так вижу», не стоит.
Всегда стоит прислушаться к коллегам и клиенту, разобраться, почему ваш дизайн не отвечает требованиям заказчика или не совсем верно решает задачу, которая стояла. Бывает, дизайнер не замечает, что сделал очень тяжелый визуальный ряд или неверно расставил акценты. Бывает множество ошибок, связанных с техническими проблемами и с визуальными, поэтому советуем принимать критику (что, впрочем, не значит принимать ее безоглядно).
4. Быть рассеянным...
...по отношению к потребностям аудитории, пожеланиям клиента, к техзаданию, техническим требования макета, а также рекомендациям наставников. Вы себе не представляете, от скольких ошибок может спасти простая внимательность.
Советуем:
- Проверять макеты на ошибки. Орфографические, технические, визуальные. Что можно отнести к последнему? Например, игнорирование всей цветовой схемы, заложенной в брендбуке – а ведь именно она позволяет хорошо структурировать визуал и делать нужные акценты.
- Четко уяснить цели и задачи заказчика. Прежде чем приступить к дизайн-макету, пробрифуйте клиента, созвонитесь с ним по итогам, послушайте его видение задачи и опишите свое.
- Изучить целевую аудиторию – вам надо понимать, на каком языке с ней общаться. Этот язык может быть игривым, солидным, шуточным, серьезным; и первое, где отражаются эти черты, – цвет.
Вот так, например, мы использовали черный цвет в визуалах для строительной компании и сервиса доставки еды: он сделал дизайн более «дорогим».
5. Закидывать в портфолио все
Лучше иметь пять проектов в публичном доступе, чем много полусырого материала – среди сотни таких визуалов заказчик просто не выхватит глазом самые годные. Портфолио можно показать, например, на behance.net (здесь делятся работами дизайнеры, иллюстраторы, архитекторы и прочие творческие люди и команды) или dribbble.com (тут чаще выкладывают шоты проектов или концепций).
Можно и нужно использовать свои аккаунты в соцсетях. Если будете делиться знаниями и работами с аудиторией, правильно подходить к продвижению, у вас появятся не просто праздные подписчики, которые зашли «поглазеть на красивое», но и потенциальные клиенты.
6. Молиться на Фотошоп
Есть компании и фрилансеры, которые до сих пор используют исключительно Photoshop для всех целей и видов работ, а не только для мокапов. Хотя та же Figma для простых работ подходит больше: это быстрее и проще, а для макетов она вообще идеальна.
Нужно быть в курсе всего ПО, которое так или иначе затрагивает работу дизайнера.
Да и вообще в курсе всего, что сейчас интересно общественности. Вот «выстрелило» новое приложение. Надо скачать и посмотреть, почему здесь сидит столько народу, что им тут интересно, почему удобно? Это, в первую очередь, касается тех, кто работает с UX.
Старые, но до сих пор актуальные программы компаний Adobe и Corel, кстати, тоже постоянно обновляются, внедряют иные технологии работы с фотоматериалами, векторными иллюстрациями, анимацией. Используйте современные решения, чтобы облегчить и разнообразить свою работу.
7. Меня интересует только дизайн
Дизайн – это не только визуал, но и маркетинг. В работе нужно быть прежде всего маркетологом, а в рамках этого – еще и психологом. Это поможет общаться с коллегами и клиентами, а еще сделает работы качественно лучше и интереснее для аудитории.
Прежде чем дизайнерский продукт выходит в релиз, его разрабатывают на нескольких стадия продакшена – идея, анализ, прототип, стратегия дальнейшего продвижения. И на каждом из этих этапов дизайнер должен как минимум принимать участие в работе, как максимум – рулить.
8. Референсы мешают творить
Новичкам кажется, что лучше сделать оригинальное, свое, чем здраво адаптировать чужое. Это не так.
Многое или даже все уже создано до нас. Дизайн – это всегда одни и те же цвета, всегда те же плашки, кружочки и прочее. Так что надо учиться “красть” чужие работы.
Обучение дизайну начинается с качественного копирования чужих работ.
Скиллы «воспитываются» только так. Уже потом получается уникальный продукт.
Например, вам необходимо разработать дизайн интернет-магазина для монобренда (пример на иллюстрации ниже – наша работа для магазина Buggy Boom). Посмотрите близкие по направлению референсы, страницы популярных брендов с похожей концепцией позиционирования и функциональными особенностями. Оцените, как реализованы решения по использованию иконок, системы шрифтов, как показан товар, какие решения в референсах или у конкурентов выполнены лучше и хуже – и учтите это при создании своего проекта.
А для общего развития и поиска неожиданных идей можно и нужно знакомиться с референсами не только из ниши, которой вы заняты сейчас, но и с теми, которые вообще ничего общего с ней не имеют. Поверьте, иногда такой ход дает потрясающие результаты.
9. Надо угодить заказчику
… даже если это вредит проекту и не подходит целевой аудитории. Если у вас есть аргументы, почему вы сделали так, а не иначе, их нужно приводить клиенту.
Клиент может просить использовать стиль дизайна или цвета, которые нравятся ему больше, предлагать любимые шрифты (Comic Sans, например – да, такое бывает и в 2к21!). Но часто именно ваши решения будут приоритетны, потому что вы исходите не из хотелок, а из того, как сделать лучше для проекта. Важно защищать свою работу – но аргументированно. «Этот цвет лучше подходит вашему продукту» или «Такое расположение кнопки заказа лучше» – эти фразы станут аргументами, если вы объясните свою мотивацию, покажете примеры успешных решений и данные аналитики.
Клиент обращается к вам как к специалистам с компетенциями, которых нет у него самого, – не стесняйтесь мягко напоминать ему об этом.
10. Технические требования – это мелочь
В веб-дизайне, например, есть куча элементов, с которыми взаимодействует пользователь, и они не должны «поехать». Иногда можно увлечься и разработать настолько сложные штуки, которые практически невозможно адаптировать, – не надо так.
Пример отличного адаптива. Наша работа:)
Еще работа дизайнера включает работу с оптимизацией файлов. Не нужно передавать в разработку неоптимизированный продукт (изображение или анимацию) – если он будет весить слишком много, вам все равно придется вернуться к работе над ним, так что лучше учесть это с самого начала.
Это касается также и печатных форматов. Прежде чем работать над макетом, важно разобраться в технической стороне подготовки (речь про размеры, отступы, цветовом профиле, тиснении и прочем).
Резюме
Запоминайте, что нужно делать:
- Учитесь соблюдать work-life balance, не теряя интереса к профессиональной сфере даже после окончания рабочего дня. Подпишитесь на аккаунты с красивыми визуалами, постоянно проходите обучение, варитесь в профессиональном сообществе. И отовсюду черпайте идеи.
- Черпайте, а иногда и заимствуйте. Повторение чужих работ дает колоссальный рост и позволяет наработать навыки. Сначала научитесь делать хорошо, как другие, а потом включайте креатив и нарушайте правила.
- Будьте вежливы и тактичны с заказчиками, но не стесняйтесь отстоять свою идею, если вам есть, что сказать.
- Внимательно изучайте технические требования, вслушивайтесь в пожелания заказчика и ожидания коллег. Бдительность спасает многие проекты от провала.
- Если вы только начинаете путь, не пытайтесь все-все работы вместить в портфолио. Найдите две–пять лучших и покажите только их.
Читайте также:
Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки