mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Заказать звонок

«Тапок», Google, Дудь и Mesto: путь к успеху «отца мобильного YouTube» Андрея Дороничева

«Тапок», Google, Дудь и Mesto: путь к успеху «отца мобильного YouTube» Андрея Дороничева Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Начать с нуля, переехать в другую страну, много работать – чтобы спустя 14 лет уйти с позиции топ-менеджера Google. Ведь «жизнь очень короткая», и надо успеть сделать что-то еще. История нашего соотечественника и его мотивация заслуживают прочтения – даже если вы работаете не в IT.

Миллионы узнали про Андрея Дороничева год назад – из фильма Юрия Дудя «Как устроена IT-столица мира»: ролик о Кремниевой долине на сегодняшний день набрал уже 40 миллионов просмотров. Именно Дороничев положил начало мобильному YouTube, его команда потом разработала Google Cardboard – доступные и популярные «очки виртуальной реальности» из картона. Запускал платформу Stadia. Очень… Очень хорошо зарабатывал. А недавно он всех удивил: решил уйти из Google. Теперь он инвестирует (в том числе в России), снимается в клипах и рассказывает истории из своей карьеры в Instagram, где за ними следит больше 300 тысяч подписчиков.

31 августа Дороничев написал там: «У всех заканчивается лето, а у меня – 14 лет. И гордость, и радость, и немного страшно. Я успел вырастить целую новую версию себя. Научился строить продукты для всего мира. И почти забыл, как это “не быть в Гугле”. А сегодня будто и последний звонок и вручение диплома. Покидаю альма-матер и шагаю в мир. Спасибо Google. Это было самое невероятное приключение в моей жизни. Люблю вас бесконечно. Горжусь, всем что мы построили».

Пару дней спустя он объяснил: «Я планирую свою жизнь 4х летними циклами. Когда в 2007м я пришел в Гугл, я хотел за 4 года научиться строить глобальные продукты и двинуться дальше. Я даже написал себе письмо: “Андрей, если на дворе 2011, а ты еще в Гугле, пиши заявление и стартуй следующий бизнес”». Но в 2011-м Дороничев не ушел: появился YouTube Mobile. Еще четыре года спустя, в 2015-м, он остался в Google, чтобы заняться VR-проектами. Еще пару лет спустя – «помешал» игровой проект Google Stadia. Ну а теперь, говорит Дороничев, действительно пора: «Жизнь очень короткая, как показал 2020-й. И я хочу пожить ее полностью, всеми частями себя. А это значит, не бояться срываться с места, когда на смену разумному “как же здесь хорошо” приходит безумное “интересно, а что там дальше?”. Ведь не так уж и важно, “лучше” там или “хуже”. Важно, что там – “дальше”».

Собственно, вся история карьерного пути Дороничева – о том, как вместо нормального и разумного желания спокойно пользоваться плодами своего труда, человек раз за разом начинает все сначала. Со стороны даже кажется, что он делает это без раздумий и колебаний. Как ему это удается?

В IT-бизнесе с 14 лет

Андрей Дороничев, как типичный ребенок, взрослевший в девяностые, начал зарабатывать еще во время учебы в школе. Первый бизнес-проект состоял в попытке продать рекламу, сделанную в виде 3D-графики, бизнесмену – отцу одноклассника. Попытка оказалась неудачной. «С этого и начинается отсчет моих неудач. Я посчитал – у меня было 14 неудачных кампаний», – рассказывал Андрей в интервью The Bell.

Первый прорыв в IT-сфере случился, когда Дороничеву едва исполнилось 22, и он работал инженером в компании интернет-провайдера «Комбелга». С тремя приятелями они разработали собственный проект Tapok.ru, который взлетел ракетой. «Тапок» – что-то вроде магазина контента и приложений для кнопочных телефонов.

Дороничев вспоминал:

– Продавали голых, женщин, музыку, рингтоны, «Черный Бумер», вот это вот все. И поперло! Мы начали этот бизнес, сложились по $2 тысячи, стартовый капитал был $10 тысяч, и к концу первого месяца мы вернули все инвестиции. Вот была отличная возвратная инвестиция, лучше у меня никогда не было – 100 % за месяц. И понеслось: за первый у нас год было под миллион долларов.

Побывав через год, в 2005 году, с партнером на конференции по мобильному контенту в Лондоне, Дороничев решает эмигрировать:

«Это был поворотный момент моей жизни: на сцену выходит чувак в кедах, майке, в джинсах, с микрофоном, садится на край сцены, свешивает ноги и начинает просто говорить в микрофон спокойным голосом. Это был Шон Паркер. Он рассказывал про Napster. Шон Паркер – чуть ли не первый инвестор Facebook, сейчас он невероятно богатый. А Napster – это был первый сервис, который он сделал, для обмена МР3 файлами, который поменял музыкальную индустрию. И он выходит и начинает рассказывать историю, с какой целью и почему он менял индустрию. Это был первый скачок, после которого MP3 начали заменять CD. Для меня это был взрыв мозга. Потому что это вообще другая мотивация. Люди делают эти вещи ради того, чтобы сделать что-то большое и повлиять на мир. Как-то его изменить и улучшить в соответствии с их ценностями, а не с их нуждами и жаждой наживы. Я помню, мы летели из Лондона, и я говорил, что хочу погрузиться в эту среду, хочу начать мыслить так. Я решил тогда уехать из России, потому что мне надо было поменять себе голову, а я не знал, как это сделать».

Колбасная эмиграция

В канун рождества 2005 года юные супруги Дороничевы (им было по 24 года) с только что родившейся дочкой погрузились в авто и отправились жить в Прагу. Вскоре выяснилось, что деньги, оставленные надежному родственнику, пропали. А поскольку шальные деньги не были вложены ни в акции, ни в недвижимость, активов тоже не осталось. Из доходов остались только эпизодические подработки: семье приходилось даже покупать колбасные обрезки.

Дороничев отправил CV в Google – и через некоторое время получил оффер, на работу в Дублинский филиал. Андрей пришел на собеседование с фингалом под глазом, потому что незадолго до этого подрался на улице. К тому же английский у него был далек от совершенства. Вот как он это описывает:

– Если бы я знал все, что знаю сейчас, я не стал бы даже пытаться. Слабоумие и отвага – они в этом и заключаются. Когда ты не знаешь, насколько путь сложный, ты просто начинаешь по нему идти, я так и сделал. Мне позвонили, я провел это телефонное интервью, запинался, заикался, у меня был чудовищный английский, а я шел на руководящую должность. Я говорил: я предприниматель, приду и у вас тут внутри стартану продукт, который всех продоминирует. Понимаешь? А сам бэ-мэ по-английски.

Андрей вспоминает, что был готов работать в Google бесплатно, лишь бы учиться у тех, кто делает настоящие большие проекты, о чем и заявил на интервью:

– Чувак, который принимал решение, Марио Уэррес, он сейчас вице-президент Google hardware, за все железяки отвечает. Google Pixel, Google home, он вице-президент этого всего hardware-направления Google. Я недавно его встретил на конференции Ted и спросил: «Марио, я не понимаю, что тогда тобой руководило, почему ты меня взял?» Он ответил: «Да, ты был немного грубоват, но я видел в тебе потенциал, правильное же было решение?» Он говорит: «Я же был прав?» Но я бы себя не взял.

В Дублине Дороничев проработал до 2008 года:

Зарождение YouTube Mobile

После закрытия дублинского офиса Дороничевы переехали в Лондон – в лондонском офисе Google Андрей стал заниматься YouTube Mobile. Вот как он это описывает:

«А потом случился 2008 год, и все нафиг закрылось. Дублинский офис стали сокращать <...> И я увидел, что есть вакансия в Лондоне в новую команду для мобильных приложений. Я такой – блин! Это же я, это же про меня! Я приехал в Лондон.

Мой босс тогда был Хьюго Бара, он впоследствии возглавлял Android, а сейчас он возглавляет в Facebook. Он говорит мне: “Ну, слушай, у нас есть небольшая команда продакт-менеджеров и есть продукты Google, надо сделать мобильные версии этого продукта. Остались всякие ненужные типа Picasa или YouTube”.

А я: “Во! Я буду делать мобильный YouTube!”. Мне говорят: “Чувак, ну что за чушь, кто на маленьком телефоне будет видео смотреть? Это дорого...”. Я говорю: “Вы не понимаете. Я в России делал бизнес два года назад, мы эти видео продавали как пирожки горячие, люди готовы за них платить деньги. А тут бесплатные. Весь мир будут смотреть видео на YouTube”. Нет, говорят, типа это херня непонятная, вообще никто не верил в это дело».

Дороничеву дали двух инженеров, и они втроем положили начало YouTube Mobile. Дело пошло на лад. Команда росла и после первых 100 тыс. скачиваний сотрудники посмеялись: «Когда число скачиваний достигнет миллиона, отвезешь нас на Гавайские острова». Андрей согласился. Надо ли уточнять, что вскоре пришлось выполнить обещание.

Переезд в Калифорнию

В 2012 семья Дороничевых переехала в Кремниевую Долину, город Маунтин-Вью, Калифорния. Там они купили в ипотеку трехэтажное здание 1900 года постройки – всего за 2,5 млн долларов, так так дом был в очень плохом состоянии. После ремонта дом превратился в коливинг: верхний этаж занимает семья Дороничевых, второй сдается стартаперам, а первый этаж снимают путешественники – через сервис AirBnB. В своем фильме Юрий Дудь мельком показал этот дом.

После YouTube Mobile, с 2014 года, Андрей был главой направления виртуальной реальности (VR) в Google. Он написал подробный пост о своей работе только в 2018 году:

«Мой путь в VR начался с картонки. Дело было так. В 2014 наш YouTube Mobile стал слишком большой. Я заскучал. Хотелось снова сделать что-то с нуля. В это время пара инженеров из Парижского офиса подумали, что если к смартфону прикрутить оптику, то получатся примитивные VR-очки. Они сделали прототип из картона и приехали в головной офис питчить. Несколько менеджеров, включая меня, загорелись.

Я убедил своих ребят из YouTube стать добровольцами. Коллега собрал еще несколько человек из Research. И за 8 недель мы не только доделали дизайн и софт, но и наладили серийное производство 20 тыс. VR-картонок. В свободное от работы время! До сих пор удивляюсь, как так получилось.

Но получилось так хорошо, что наш CEO упомянул Cardboard со сцены Google IO. И тут взорвалось. Мы лишь надеялись сделать дешевый VR для разработчиков. А получился “VR для всех". Обычные люди стали скупать наши карборды. Десятки компаний начали производить аналоги по нашему дизайну. Вскоре Cardboad стал самой популярной VR-платформой в мире и даже выиграл гран-при Каннских Львов.

Я ушел из YouTube и стал первым сотрудником Google AR/VR. Через пару месяцев нас было человек 10. Еще через год – сотни. Это было круто. Мы мало спали, отчаянно мечтали и каждый день изобретали будущее. Новые дизайны, технологии, сотни патентов. Мы запустили YouTube VR, TiltBrush, Earth VR, Expeditions, Daydream, Playground...

А к концу 2018 я понял, что сгорел. Мы всегда знали, что путь до полноценных очков займет 10 лет. Но на 5м году я осознал, что мне интересно делать не сами очки, а виртуальные миры, где люди взаимодействуют. То есть игры. Тогда я занялся Stadia. А пара моих коллег перешли в Facebook и возглавили там AR и VR».

Стадия Stadia

22 марта 2019 года Андрей написал восторженный пост в своем аккаунте на Facebook о том, что теперь отвечает за Gamer Experience на Stadia, игровой платформе нового поколения Google. Что это место, где любая игра будет мгновенно доступна любому, нужно просто перейти по ссылке. Не потребуется покупать приставки, компакт-диски или скачивать гигантские файлы. Stadia – это онлайн-сервис, позволяющий запустить любую современную игру прямо в браузере на старом ноутбуке, планшете или телефоне. Дороничев утверждал, что это один из самых амбициозных проектов, над которыми он когда-либо работал и это будет возможность перестроить всю отрасль.

Бета-версия Stadia появилась в 2018 году, однако разработчиков набирали, чтобы запустить платформу уже в 2019-м. Тогда и был приглашен Дороничев, как один из локомотивов. Разработчики просили еще время и бета-тест, чтобы «допилить» сырую платформу, но это вызвало сопротивление среди руководства Google, писал Джейсон Шрайер из Bloomberg. Google тратила на сервис десятки миллионов долларов, чтобы игры самых больших издателей пришли на платформу. Однако пользователи были разочарованы: количество игр было маленьким, эксклюзивных игр не было, к тому же приходилось платить за каждую отдельно, а не покупать подписку сразу на все.

И уже феврале 2021 года Google объявила, что закрывает свои игровые студии и останавливает финансирование Stadia.

Какой бы ни была причина, в этот раз проект «не взлетел». Двое бывших разработчиков Stadia утверждают, что Google просто неверно оценил нужный для разработки игр объем инвестиций и не был готов к реальности. Жалобы на нехватку ресурсов в Stadia просачивались в прессу и ранее.

Развивай российское

Параллельно с работой в Google Андрей инвестировал в российские проекты. В 2019 вложил 200 000 $ в образовательный стартап U Skillz.

После участия в фильме Дудя Дороничев стал знаменитостью на родине, ему начали писать тысячи русскоязычных айтишников. И Андрей вместе с другим героем фильма, инвестором Николаем Давыдовым, решили создать место, где они могли бы объединиться – сообщество Mesto. По замыслу это российская виртуальная Кремниевая долина, инкубатор стартапов. Сегодня в проекте около около 19 тыс. участников.

К сожалению, 90 % стартапов умирают в течение нескольких лет после запуска, зато какая-то часть взлетает. Mesto – пока совсем молодой сервис, и о результатах говорить рано. Сейчас на слуху – Mesto.X5 Group, проект по поиску инновационных идей и решений в ретейле. Полный список проектов, находящихся на разных стадиях, можно увидеть здесь, и он постоянно пополняется.

Кажется, что и без Google Андрею есть чем заняться: он инвестирует в стартапы, жертвует на благотворительность, путешествует, занимается с детьми, снимается в клипах.

Три года назад на вопрос «Что заставляет людей уходить из комфортных условий в стартапы»? Андрей ответил: «Интерес, любопытство, желание что-то продвинуть, что-то понять, сделать что-то полезное. У меня в жизни было три больших этапа. Первый – когда мне надо было заработать бабла, просто прокормиться. Потом был большой этап, когда мне надо было сделать что-то глобальное, свой продукт. Мне было очень важно сделать что-то, чем могли пользоваться миллиарды людей – YouTube оказался тем самым. А сейчас мне хочется быть плечом, платформой, на которой кто-то поднимется. То есть ты в этом качестве можешь подтолкнуть кого-то к успеху».

Чему можно поучиться у Дороничева? Нам показались важными несколько моментов:

- Не бояться ошибаться и начинать с нуля.

- Замахиваться сразу на большие цели.

- Уметь питчить (презентовать свои идеи).

- Объединять единомышленников в команду.

- Помнить, что энтузиазм и страсть к делу бывает полезнее опыта и знаний.

#
Карьера Кейсы Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна. Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности