Хороший редактор в книжной индустрии и в офлайновых СМИ имеет безоговорочный авторитет. По сути это человек, вытаскивающий на себе любой более-менее пригодный для публикации текст и смирившийся с тем фактом, что хорошо проделанная редакторская работа никому не заметна, а любые недостатки текста – полностью вина редактора.
Хороший редактор в вебе – суть все то же самое, за одним существенным исключением: его не существует на практике. По крайней мере на просторах российского интернета мало редакторов хороших, вдумчивых, что называется с «советской» (аналога этому прилагательному, более точно выражающего суть редакторского опыта, извините, подобрать не получается) школой за плечами. Большинство проектов в вебе обходятся пока без них, потому что многих смущает вопрос: а зачем вообще нужна такая штатная единица в компании, оправдана ли себестоимость содержания подобного сотрудника? Об этом мы и поговорим сегодня.
Какие задачи должен решать профессиональный редактор?
Профессионалы стоят дорого, соответственно, проблема цены вопроса – насколько вообще оправдано содержание редактора и как окупается его работа – куда более болезненная, чем кажется на первый взгляд. Нанять некомпетентного специалиста за копейки, недрогнувшей рукой, к примеру, помещающего питерские «Кресты» в Москву, – это все равно, что встать на высокий холм, с которого виден далекий и манящий горизонт развития вашего бизнеса, и пустить деньги по ветру.
Если вы не планируете упускать из виду далекий и манящий горизонт, вам следует обзавестись хорошим редактором, который сможет решить следующие глобальные задачи, без учета которых высокая конверсия и продвижение вашего бренда невозможны:
- Формирование редакционного портфеля
- Планирование выхода материалов
- Увеличение количества вашего веб-контента
- Повышение качества этого веб-контента
- Плотная работа с авторами
Формирование редакционного портфеля и планирование выхода статей
Одни из глобальных задач, которые вам предстоит решать в работе над продвижением сайта с использованием контент-маркетингового инструментария постоянно, – это формирование редакционного портфеля (запас тем для материалов, публикуемых на сайте) и создание графика публикаций. Лучший подход к развитию веб-проекта – это подход, полностью заимствованный у офлайновых СМИ: темы для статей нужно формировать заранее (если получится – хотя бы на ближайший квартал), заранее нужно готовиться к публикации того или иного материала (если запланировано интервью с каким-либо специалистом, необходимо загодя связаться с ним, подготовить вопросы, продумать цель и подачу данного материала). После подбора и утверждения тем необходимо, чтобы темы статей просмотрел SEO-аналитик и собрал базу посадочных ключей для материала, чтобы отдавать копирайтеру в работу текст с посадочными ключами.
График выхода статей позволит вам публиковать материалы на регулярной основе, с определенной периодичностью, приучив аудиторию к тому, что вы работаете как часы.
Словом, систематизировать работу над контент-наполнением сайта – очень важная задача, и это задача редактора. Любая систематизация, даже просто ее попытка, приносит пользу: бизнес не может существовать в хаосе, он всегда существует в системе.
Увеличение количества контента
Создав систему, которая работает, вы сможете поставить перед редакцией следующую задачу: увеличить количество материалов, появляющихся на сайте. При этом важно планировать этот шаг. Если сегодня у вас выйдет пять статей, а в течение следующего месяца – ни одной, это не принесет ощутимой пользы. При планировании увеличения объемов контента необходимо грамотно подойти к изменению периодичности публикаций, к примеру: раньше верстали по одной новости каждые два дня, сейчас верстаем по три новости каждый день.Здесь важны планомерность и последовательность.
Качество материалов
На самом деле проблема повышения качества контента – главная, хотя и стоит четвертой в нашем списке. Чем интереснее, полезнее, ценнее контент для целевой аудитории, тем выше конверсия. Почему решение этой и других вышеперечисленных задач невозможно доверить малокомпетентному специалисту – просто пишущему человеку, без опыта редакторской работы, и тем более фрилансеру? Наверное, это вопрос риторический. Но, тем не менее, чтобы яснее проиллюстрировать мысль, – немного истории.
Традиционная, сложившаяся в рунете в конце 90-х культура написания контента для веба характеризуется низкими требованиями к качеству текстов. Если попытаться определить текст как явление из жизни рунета конца девяностых – начала двухтысячных годов, то это определение будет звучать так: текст – это общее место, в которое плотно вписаны ключи. Сегодня все иначе: все озабочены проблемой конверсии и повышением узнаваемости бренда, ни то, ни другое немыслимо, если контент, который вы транслируете, не представляет никакой ценности для аудитории.
Культура подхода к созданию текстов для веба формируется только сегодня, так как раньше в ней просто не было потребности (сайты продвигались за счет плотности ключевиков и закупки ссылочной массы). Время разбрасывать камни и время собирать камни: у всего свой срок актуальности, сегодня – самое время заняться контент-маркетингом. А это – комплексный подход, к которому неизбежно ведет нас развитие поисковых технологий и всего интернета в целом. Все как в школьном курсе истории: чтобы перейти на новый виток развития, нужно создать мануфактуру, ввести понятие специализации и разделение труда. Этот подход применительно к развитию контента сайта означает командный принцип работы, когда в проекте задействованы несколько узких специалистов.
Продемонстрировать это можно на примере построения работы в нашем агентстве. В каждом проекте участвуют аккаунт-менеджер, представляющий интересы клиента; специалист по seo, отвечающий за стратегию продвижения сайта; два-три копирайтера, корректор и редактор. Последний берет на себя всю ответственность за контент-наполнение ресурса (формирует портфель тем, следит за сроками выхода материалов и новостей) и за качество текстов. И если организационную часть этой работы (выпуск материалов в срок) вы можете поручить менеджеру или другому специалисту с навыками организатора, то главную составляющую труда редактора – непосредственно работу над текстом и взаимодействие с авторами – вы не можете поручить никому, кроме профессионала. Это так, потому что специализация – в основе развития. И вложение в хорошего редактора окупается высокой конверсией, так как только хороший редактор не пропустит не представляющий ценности для аудитории текст, вернет его на доработку, потребует ответственней подойти к теме и глубже ее проработать, поможет и подскажет автору, как это сделать. Любой копирайтер имеет право на ошибку. Даже хороший. Редактор такого права не имеет, потому что ошибки редактора обходятся дорого.
С авторами нужно работать
«Необходимо помнить, что улыбку по телефону не видно, но слышно!»
«Специалисты нашей компании заливают в емкость бетон в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации».
«Телефон Sonim Land Rover S2 достаточно крепко привязать к себе, дабы не потерять. Обо всем остальном он позаботится сам».
«Если цена не играет роли, лучше приобрести первые варианты, так как пенопластовые манекены со временем рассыхаются и начинают крошиться. Вы же не хотите, чтобы в ваш магазин клиентов завлекало лысое чудовище с отвалившимся носом».
Все эти фразы были написаны копирайтерами, но массовая аудитория их оценить не смогла, так как все ляпы были вовремя замечены и исправлены редакторами. Такой список «копирайтерских безумств» ведут для себя многие редакторы. На досуге открывают, чтобы поднять себе настроение и подбодрить себя мыслью, что труд их все-таки не напрасен.
Тесное взаимодействие с автором – одна из важных составляющих редакторской работы.
Прочитав откровенно плохой материал, первым делом редактор задаст копирайтеру вопрос: что ты хотел сказать этим текстом? Как правило, копирайтеры отвечают: передо мной стояла задача написать материал о чистке ковровых покрытий. Тогда редактор снова повторяет свой вопрос: что ты хотел сказать этим текстом, а не о чем ты писал? Наконец автор начинает понимать, что тема (предмет, о котором пишешь) и идея (главная мысль текста) – хоть и тесно взаимосвязаны, но все же не суть одно и то же.
Школа – вот что отличает хорошего редактора. Он по полочкам разложит перед автором все премудрости стиля, языка и литературоведческой науки, объяснит на пальцах, что включает в себя понятие речевой ошибки, и почему текст – сознательно организованный результат речетворчества, а информативность – важнейшая характеристика журналистского произведения.
На каждых двух штатных журналистов в нашем агентстве приходится по одному редактору. И это более чем оправдано с точки зрения соотношения результата и затрат на содержание этих специалистов. Почему? Потому что в команде, работающей над проектом, должен быть человек, который понимает работу над текстом не по Бегбедеру, а по Розенталю. Как ни странно, но точность советской лингвистики движет вперед современный бизнес.