Студия Артемия Лебедева снова дала повод для спора среди дизайнеров — презентовала новую айдентику Пензы. Для компании это тридцатая по счету работа с региональной айдентикой (а для города — очередной шанс получить понятный и актуальный фирменный стиль).
Описание проекта уместилось у авторов проекта в три четверостишия с нехитрым содержанием — перед нами буква «П» и образ наличника:
А в Пензе есть кафешки,
в них сувенирный ряд.
И в «Шишки&Орешки»
туристы все спешат.
Но герб у Пензы — сено,
застрявшее в веках.
Что рисовать на стенах?
На чашках? На значках?
Вот новый герб, отличный,
он ловит взгляд в толпе —
в нем фирменный наличник
и фирменная «П»!
Что не так с гербом Пензы
То, что городу давно было пора менять айдентику, — очевидно.
Герб Пензенской губернии с «сеном, застрявшим в веках», создан еще в XIX веке — по всем законам геральдики. Но со временем символика полностью утратила и смысл, и связи с реальностью, герб превратился в ребус — никто не помнит, что за щит, зачем дубовые ветви, что означает корона и для чего нужна дивизная лента.
Первую попытку что-то изменить предприняли к 300-летию города в 1964 году: в обрамлении циферблата пензенских часов «Заря» появилась ласточка — символ стремительного развития (правда, возникает вопрос: почему она тогда летит влево, то есть в прошлое?), а сельскохозяйственные снопы, потерявшие свою значимость, уменьшились и заняли скромное место внизу.
Но продержался этот вариант по историческим меркам недолго, и в 90-х произошла вторая «культурная отмена» — и откат в прошлое. Сбылось «предсказание» ласточки: зачем-то вернулись корона и дубовые листья, сено снова увеличилось в размерах, а сама птичка куда-то улетела вместе с циферблатом.
С реанимированными символами вернулась и старая проблема — герб опять превратился в декоративный набор бессмысленных геральдических клише, и вновь стала актуальной задача создать территориальную айдентику.
Но, в отличие от прежних веков, сейчас это уже не вопрос личной чести землевладельца. Теперь регион с помощью фирменного стиля решает те же задачи, что и крупные корпорации: создает положительный образ, демонстрирует привлекательность (в случае с Пензой — туристическую), заявляет о ценностях и отличительных особенностях.
В чем идея Студии Лебедева
Новый туристический логотип Пензы балансирует на грани конструктивистской эстетики и пиксельной графики: квадрат, бескомпромиссная симметрия, строгие вертикали и горизонтали в знаке как будто пытаются отослать в прошлое, однако типографика со смелой буквой «З» уверенно отправляет город в будущее.
Открытые природные цвета с недвусмысленными намеками на воду, зелень и небо закреплены графикой в виде волн, елочек и облаков.
Красная конструкция, по всей видимости, не всеми будет считываться правильно: окошко это, вышивка, дорога или казенный дом — покажет время.
Что думают об этом дизайнеры
Святослав Грошев, арт-директор TexTerra:
«Предложенный студией Артемия Лебедева проект выглядит ярко, броско и свежо. Я бывал в Пензе, город, при его относительно небольших размерах, невероятно красив за счет большого количества зелени — заметил, что это отражено в логотипе. Но я бы подумал над другим решением, чтобы не использовать простые формы в виде решетки (такая ассоциация, к сожалению, есть). Разрабатывая логотип, мы ищем варианты, четко отвечающие маркетинговой задаче, (которую и должен решать логотип).
Отмечу, что айдентика городов вызывала и будет вызывать споры. Но не для этого ли ее и делают? И не повод ли это поехать в Пензу, чтобы оценить городской конструктивизм, который отражен в логотипе, и поспорить там, на месте?».
Анна Болдырева, дизайнер TexTerra:
«При первом взгляде на логотип буквы “П” я там не увидела, потому что она белая, а внимание привлекает красный. Даже если прочитать описание проекта, то и наличник сложно увидеть — красные линии больше похожи на дороги, а то и вовсе на решетку.
В целом логотип похож на карту: красным обозначены дороги, синим — реки и озера, зеленым — леса. Не увидела в айдентике какой-то индивидуальности».
Владислав Крупчинский, арт-директор журнала «За рулем»
«Авторы логотипа утверждают, что в нем заложена одна из якобы отличительных черт Пензы в виде оконного наличника. Ну какой же это наличник! Его пропорции никогда не были близки к квадрату! Это, скорее, стилизованный кусок туристической карты или схемы проезда. А, ну да, так и логотип же туристический!
То, что “П” не читается с первого мгновения, это, скорее, плюс — можно поразглядывать логотип, попытаться найти в нем что-то еще…
Первая ассоциация — японская красная решетка — вскоре замыливается разноцветными прямоугольниками. Поразмыслив над цветовым решением, можно отметить, что оно приятное, но ничего о городе, правда, нам не говорит. Можно порассматривать пиксельные буквы и с раздражением отметить, что пиксель в нем почему-то совсем не квадратный, он имеет пропорции... прямоугольного оконного наличника — так вот он где спрятался!
Вообще, глядя на логотип, складывается ощущение, что Пенза — город свитеров и шапочек крупной вязки, ну или жестких плетеных ковриков, на них такой логотип будет просто идеально смотреться!
Второй раз разглядывать работу не хочется, но зато теперь я знаю, что на гербе Пензы — три золотых снопа!».
Никита Макаров, дизайнер, TexTerra
«Я бы назвал этот дизайн приятным и минималистичным. Однако айдентика абсолютно никак не ассоциируется у меня с Пензой. Логотип не соответствует ни одной из черт города и никак не отражает его историю. Название Пенза получила от реки, на берегу которой была построена крепость, — можно было бы интересно обыграть это. Но дизайнеры студии пошли в другую сторону, изобразив узоры наличников старинных пензенских домов. Правда, мне кажется, такие дома есть не только в Пензе. Короче, могу сказать, что логотип интересный, но он быстро выветривается из головы».
Сергей Бабич, арт-директор журнала «Цифровой океан» (ex «Вокруг света», Time Out Москва, Rolling Stone, Car, Empire):
«Традиционно крепкая работа студии Лебедева проявляет свои сильные стороны, к сожалению, только в монохромном исполнении: выворотка на фоне цвета варенья из красной смородины хорошо выделяет жирное “П”, обрамленное узором более светлых по массе дополнительных элементов. В цветном же варианте борьба формы с контрформой (грубо говоря, цветного с белым), выглядит несколько неуверенно. Что считывать сначала: красный квадрат с перекрестиями или белую букву в центре — большой вопрос. Привычка чтения черным (или каким-либо) по белому, а не наоборот, заставляет мозг, скорее, решать визуальную задачку с неведомой красной штукой, чем быстро вычленять из обилия форм букву “П”.
Вероятно, вследствие не до конца решенного ребуса с красным, у зрителя будет так много времени на построение ассоциативных рядов, что слово “решетка” станет в них чуть ли не вторым, а то и первым, — не самая удачная смысловая связь для брендинга, который призван показать город с наилучшей стороны. В попытке оправдать графическое решение “решетка” накладывается авторами на окно (но сразу заметна разница пропорций — оконная рама прямоугольная, а не квадратная, как в логотипе) и на фасад местного драмтеатра.
Цветным элементам логотипа в проекте дана визуальная расшифровка: это и вода, трава, небо, и элементы городской архитектуры, и стилизованные народные узоры — хорошее развитие и удачная подсказка зрителю.
На контрасте с безоговорочно строгой геометрией графической части логотипа текстовая позволяет себе вольности: тут и “П”, которая не захотела быть квадратом, вытянувшись в дерзкий прямоугольник, и ударная “Е”, небезосновательно кажущаяся более жирной по начертанию, чем ее соседи, и прямой отсыл к пиксельной графике в букве “З”. Такая смелая строка названия города делает логотип Пензы живым и интересным.
Но одинокая “Пенза” без знака на бейсболке выглядит пресно, да и “П” в окружении цветных “палочек” кажется бессмысленной без словесной поддержки — порознь, как видно, элементы логотипа скучают друг без друга, как Инь и Ян».
Так в чем проблема?
Главный вопрос, который можно было бы задать авторам проекта, как ни странно, не относится к дизайну — а кто заказчик?
Вероятно, ответить на него можно, вспомнив предыдущие работы студии по территориальному брендингу:
- c логотипом Старой Руссы Лебедев обратился к администрации города сам;
- айдентика Санкт-Петербурга создавалась без конкурса и стоила 1 рубль (и вызвала много споров в городе на Неве);
- логотип-звезда Москвы был, по признанию мэрии, неофициальным;
- для Саратова символика создавалась бесплатно (а жители инициировали сбор подписей против использования этого логотипа).
Список можно продолжать, какие-либо заметные события с использованием регионального брендинга от студии встречаются не так часто. Справедливости ради, можно вспомнить Пермь — логотип, разработанный для нее в 2009 году, появился не только в презентации самой студии, но и на улицах города.
Пожалуй, напрашивается вывод, что проекты с городами, скорее, являются частью маркетинговой стратегии Артемия Лебедева и его коллег, чем реальной работой, результаты которой можно было бы встретить на улицах, а не только в портфолио студии. Жаль, а так хотелось бы увидеть, как на рынке внутреннего туризма «П»-логотип Пензы конкурирует с «П»-логотипом Перми!
Читайте также:
Хайп, троллинг, вездесущность: 8 уроков маркетинга от Артемия Лебедева
Артемий Лебедев перепридумал светофор. Зачет по пиару!
Что такое ребрендинг и 12 причин отказаться от старого логотипа