Еще лет 10-15 назад никто и представить себе не мог, что доменные имена станут объектом судебных тяжб. Многие крупные компании, в том числе IKEA, OZON, Apple, NISSAN, уже столкнулись с проблемой защиты доменов. Даже таким бизнес-гигантам не всегда удается выиграть спор. Что делать вам, когда нужный домен занят? Пошаговая инструкция в нашей статье.
Почему не нужно тянуть с регистрацией домена?
В 2005 году в суд обратилась компания «Бизнес-Альянс» с требованием запретить использовать в доменном имени их товарный знак VITEK. Ответчиком выступила компания «Кукурузный мир ВИТЭК».
«Бизнес-Альянс» выиграл спор, но вопрос о справедливости данного решения до сих пор остается открытым. Дело в том, что товарный знак VITEK был зарегистрирован «Бизнес-Альянсом» намного позже домена vitek.ru. Да и ответчик, компания «Кукурузный мир ВИТЭК», являлась единственным представителем в своем классе (сухие завтраки).
Однако 15 лет назад суд не считал приоритетной дату регистрации домена и вынес решение о передаче прав на него компании «Бизнес-Альянс». Намного позже выяснилось, что истец зарегистрировал товарный знак, чтобы отобрать доменное имя для его дальнейшей перепродажи известному производителю бытовой техники (см. решение суда).
Если бы компания «Кукурузный мир ВИТЭК» зарегистрировала и товарный знак, и доменное имя, она могла бы до сих пор размещаться на этом домене. Таких случаев тысячи, и везде одинаковая причина потери домена – его несвоевременная регистрация в качестве товарного знака.
Бывает и другая ситуация: вы успешно регистрируете товарный знак, например, «Ромашка», но начать продажи в интернете не можете, так как занят нужный домен. Можно ли с этим бороться, и если да, то как?
Когда можно забрать домен?
1. Когда вы правообладатель товарного знака или производитель
Представьте ситуацию: у вас есть раскрученный бренд, он на слуху не только в вашем регионе, но и далеко за его пределами, но сайта у компании до этого момента не было.
Во время регистрации домена вы обнаруживаете, что нужное название уже занято, и даже созвучное заполучить не удается. В такой ситуации можно и нужно действовать, ведь вы являетесь владельцем товарного знака – интеллектуальной собственности, охраняемой государством.
Домен, копирующий ваш товарный знак, – признак недобросовестной конкуренции. В лучшем случае сайты-подражатели лишат вас возможности реализовывать продукцию на сайте, созвучном с названием бренда. В худшем – пошатнут репутацию фирмы из-за некачественного товара или заниженных цен.
Так было с компанией SvetaLED, которая в 2012 году судилась с владельцем одноименного домена. Компания не просто хотела забрать доменное имя, но и получить компенсацию за размещенную на сайте информацию об их продукции. Суд встал на сторону истца и запретил использовать товарный знак SvetaLED в доменном имени (решение суда).
2. Когда вы являетесь владельцем фирменного наименования или коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение и фирменное наименование – это средства индивидуализации фирмы. Многие компании только благодаря раскрученному фирменному наименованию смогли отстоять свои права на домен.
Еще в 1999 году суд запретил использование фирменного наименования киноконцерна «МОСФИЛЬМ» в ряде доменных имен, зарегистрированных «РосНИИРОС». Решением суда доменные имена были переданы киноконцерну, что было наиболее логичным решением.
Что делать, если нет товарного знака?
Сложно защитить бизнес, если его владелец не обладает интеллектуальной собственностью (товарным знаком, фирменным наименованием или коммерческим обозначением).
В идеале регистрация товарного знака и доменного имени должна происходить одновременно, но, если по причине занятости домена сделать это не получилось, начните с товарного знака.
- Узнайте, уникально ли название вашего бизнеса и насколько оригинален логотип.
Можно воспользоваться несколькими сервисами:
- Brand-Search – наиболее полный поиск, по моему мнению. Там есть все, и все бесплатно. Сервис показывает, есть ли схожие обозначения, готов ли знак к регистрации и, самое важное, есть актуальная база заявок на товарные знаки, а не только данные по уже зарегистрированным знакам. У всех остальных поиск по заявкам платный. База обновляется ежедневно.
- «Линкмарк» – хороший сервис с большим функционалом. К сожалению, базы обновляются примерно раз в месяц. Если хотите посмотреть заявки на регистрацию, а не только зарегистрированные знаки, придется заплатить 500 р.
- «Международный бесплатный сервис проверки названий и торговых знаков». Его интерфейс довольно сложен и есть только на английском языке, но по названию поискать получится. Не уверена, что есть полная база РФ.
- «Официальный реестр Роспатента». Есть поиск только по номеру товарного знака, так что по названию поискать не получится.
- Подайте заявку в ФИПС и ждите решения.
- Получив свидетельство о регистрации, приступайте к регистрации доменного имени.
Теперь, когда свидетельство о регистрации товарного знака у вас на руках, можно побороться за желаемое доменное имя. С чего начать?
Как получить нужный домен?
- Изучите список доменных имен, созвучных вашему товарному знаку. Если совпадений не обнаружится, значит, домен свободен, и его можно регистрировать. Если наоборот, переходим к пункту 2.
- На платформе Whois узнайте, кто владеет доменным именем. Обычно поиск указывает на «Private person», что означает физическое лицо. Узнать его настоящее имя можно только через адвокатский запрос.
- Узнав имя правообладателя, составляйте претензию. Обязательно пропишите, каковы ваши условия передачи доменного имени. Прикрепите документы, подтверждающие право владения товарным знаком.
- Если с условиями согласны обе стороны, ожидайте передачи прав на домен. Вы не сможете договориться, если правообладателю действительно нужен сайт, поэтому большинство доменных споров заканчиваются в суде.
- Иск направляется в суд по интеллектуальным правам. В заявлении требуйте запрета на использование товарного знака и в домене, и в содержании сайта.
- Судебные разбирательства могут длиться годами, поэтому на время спора необходимо запретить использование сайта (через суд).
- Выиграв дело, обратитесь к регистратору домена, чтобы оформить его на свое имя или же удалить.
Действия владельцев фирменного наименования и коммерческого обозначения
Фирменное наименование обладает юридической силой, как и товарный знак. Наличие фирменного наименования может стать весомым аргументом в суде по доменным именам. Так, в 2018 году компании «Сбербанк» удалось отвоевать домен Sber.com, хотя ранее он принадлежал американской фирме. С фирменным наименованием вы можете действовать, как рассказывалось выше.
Владельцы коммерческого обозначения также обладают исключительным правом. Несмотря на то, что данный вид индивидуализации фирмы нигде не регистрируется, он не может использоваться третьими лицами. Поэтому в случае совпадения домена и коммерческого обозначения вы также можете обратиться в суд. Доказательством нарушения станут рекламные вывески или буклеты с коммерческим обозначением. Главное, чтобы оно появилось раньше доменного имени.
Даже с этими видами собственности придется доказать суду, что обозначение принадлежит именно вам. Только товарный знак освобождает от этого процесса и сильно упрощает защиту интеллектуальной собственности.
Кто и чем рискует в доменных войнах?
Будучи истцом в доменном споре, обратите внимание на несколько нюансов.
- Вы можете проиграть дело и лишиться товарного знака, если выяснится факт мошенничества с вашей стороны. Судебное разбирательство между владельцем товарного знака AUTO.ru и созвучными доменами длилось несколько лет. Они получали огромные компенсации до тех пор, пока не был доказан факт незаконного использования обозначения AUTO. Суд аннулировал товарный знак.
- Забрать доменное имя будет очень сложно, если оно зарегистрировано раньше вашего товарного знака, и только благодаря ему обозначение стало известным.
- Если вы не используете товарный знак по назначению и просто желаете получить «красивый» домен, скорее всего, ваши действия в суде не приведут к желаемому результату.