Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как открыть бар с нуля: сколько это стоит, как выбрать оборудование и работать с поставщиками Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Когда-то я тоже хотела свой бар. Поэтому, когда мне подвернулся случай написать эту статью, я вцепилась в нее клещами. Интересно же – а правильно ли мы рассуждали, тому ли уделяли внимание, что из этого получилось бы?

Общаясь с героем, я через слово узнавала себя – свои планы, мысли рассуждения. Разница только в том, что они с братом СДЕЛАЛИ и теперь точно знают, что было правильно, а что – нет. Спойлер: без ошибок не обошлось.

Статья пригодится всем, кто только подумывает открыть похожий бизнес или уже мониторит каталоги оборудования и крафта. Вначале приведу короткую предысторию, а потом пошагово расскажу, как ребята открывали бар. В конце вы узнаете об ошибках, без которых проект развивался бы быстрее.

Мы не упоминаем название бизнеса и имена героев, чтобы материал не был рекламным.

Братья работали в одном цехе на нефтяном заводе «Лукойла». Мысли о бизнесе у них были давно. Ситуация стандартная: основная работа надоела, хотелось нового, своего. Постоянно думали то купить фуру и возить грузы, то еще что-то. Бизнес ребята все-таки открыли, но совершенно в другой нише.

Владелец бара

– В конце 2017 все сложилось одно к одному. Я только из Грузии вернулся в Нижний и кое-как заставил себя выйти на работу – ноги не несли. Грузия – страна свободная, но бедная. Людям работать негде, у каждого второго – свой бизнес. Все довольны и счастливы, живут спокойно и расслаблено. Захотелось также :-) А тут еще брат пришел и говорит: «Я открываю магазин разливных напитков». Я ему: «Да слабо!». Так и завертелось.

Сказать легко, труднее сделать. Младшему брату было проще. Для старшего самым сложным оказалось решиться и уволиться. Когда тебе уже не 20, есть семья, этот шаг дается особенно тяжело. Но на надоевшую работу ходить очень не хотелось, а воспоминания о Грузии были еще свежи.

Поехали!
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Решившись, братья стали искать подходящий формат и способ начать. Варианты рассматривали разные, но о баре тогда еще даже не думали – готовились открыть магазин разливных напитков и первым делом стали смотреть объявления о продаже готовых точек.

Выкупить работающий магазин – путь наименьшего сопротивления. У такого подхода масса преимуществ:

  • налаженное взаимодействие с поставщиками;
  • сформированная аудитория;
  • раскрученная точка;
  • отлаженная бизнес-модель;
  • оборудованное и приспособленное помещение.

Однако все это справедливо только для нормальных «рабочих» магазинов. Но вот беда:

Прибыльный бизнес продают редко.

– Чаще все эти «переезжаю», «надоело», «хочу зайти в другую нишу», «решил дауншифтить», «познал просветление и больше не хочу торговать зеленым змием» – не более чем отмазки, чтобы спихнуть убыточный магазин. В чем герои и убедились, объехав и просмотрев с десяток точек.

Цены на магазины разливных напитков в Нижнем Новгороде на май 2019

Вот основные недостатки, с которыми братья столкнулись, пока ездили по объявлениям.

  1. Засилье сетевых алкомаркетов. В Нижнем Новгороде много точек «Бристоль», «Красное и Белое» и других сетей. Обороты позволяют им держать низкие цены. Одиночному маленькому магазинчику конкурировать с ними – значит работать в минус.

Большинство точек, которые ребята объехали, судя по всему, когда-то работали нормально. Но когда рядом открылись сетевые магазины, бизнес начал умирать. В том же «Красном и Белом» разливное пиво стоит дешевле, чем может себе позволить маленькая одиночная точка. Цены за литр стартуют от 40 руб. Для сравнения: аналогичный сорт ребята покупают у поставщиков по 60 руб. за литр. Чтобы было дешевле, нужно покупать тоннами.

356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
356 точек – сетевой алкогольный магазин чуть ли не на каждой улице
  1. Плохое место. Некоторые магазины просто не понравились внешне, местоположением, планировкой, организацией.

Когда продаешь крафтовое пиво, важно интерьером, вывесками и другими деталями создавать правильное впечатление – здесь качественные напитки для ценителей, а не ширпотреб, которого навалом в любом супермаркете. Обшарпанная мебель из ДСП, затертый черно-белый прайс А4 и линолеум на полу не подойдут.

  1. Мертвые точки. Попадались магазины, где и сетей рядом нет, а вечером в самый пиковый час покупателей – 2 человека. С чем это связано – можно только предполагать. Правду владелец не скажет, ему продать надо. Возможно, репутацию испортили – обманывали, хамили, просрочкой торговали. Исправлять такое – проще с нуля начать. Люди не знают, что владелец сменился – как не ходили, так и не будут.

Все эти варианты ребята отметали сразу, так и не нашли ничего годного. Но кое-какую пользу из поездок все-таки вынесли.

Как магазин трансформировался в бар

Просматривая объявления, братья наткнулись на одно необычное место. Вывеска стандартная – «Магазин разливных напитков», тут же обещание «100 сортов для истинных ценителей пенного». А внутри – настоящий бар: столики, стулья, напитки разливают и в бутылки, и в бокалы. По наблюдениям, большинство посетителей не берут с собой – за столиками всегда есть народ.

Увидев такой формат, ребята поняли, что нужно двигаться в этом направлении. Маленькому магазину с сетевиками конкурировать бесполезно, другое дело – бар. Цены и наценки другие, ведь люди платят не за литр, а за отдых, атмосферу и хорошую компанию.

Владелец бара

– Мы думали, чтобы подавать напитки в зал, ты должен быть полноценным общепитом – с кухней и питанием. Оказалось, можно без них. Нужно указать код ОКВЭД 56.30: «Подача напитков», это нам в местном Роспотребнадзоре подсказали. Чтобы не было проблем, мы решили работать по стандартному для магазинов режиму продажи алкогольных напитков – у нас в Нижнем Новгороде это с 9:00 до 22:00.

Так идея магазина превратилась в проект бара.

К сожалению, тот магазин-бар, который навел на мысль об этом формате, не продавался. Братья стали искать помещение, планировать ремонт, подбирать оборудование и поставщиков.

Запускать бизнес с таким подходом дольше и сложнее, но и тут есть свои плюсы:

  • Можно сразу выбрать свой формат.
  • Формировать репутацию с нуля проще, чем исправлять испорченную.
  • Проходя весь путь сначала, постепенно изучаешь нюансы на своем опыте.
  • Можно не бояться неожиданностей в виде долгов и проблем с госорганами.

Оформить бар немногим сложнее, чем интернет-магазин, но нюансы есть. Пойдем по порядку.

  1. Оформиться в качестве индивидуального предпринимателя и заплатить госпошлину 800 руб. Братья сделали это через МФЦ за 2 недели. Если сделать это в налоговой, то все займет 3–5 дней.
  2. Перейти на УСН. Уведомление о том, что будет применять упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы» со ставкой 15 %, ребята подали сразу после получения свидетельства о регистрации ИП.

Если не сделать этого в течение 30 календарных дней, налоговая будет считать, что предприниматель применяет общую систему налогообложения. А это бухучет, НДС, бухгалтер и прочие «радости».

УСН 15 % от прибыли выбрали, потому что для «купи-продай» это выгодно – есть расходы и их можно обосновать. Рассматривали ЕНВД, но посчитали коэффициенты и поняли – дорого. Система хороша для островков в ТЦ на 8 кв. м. В баре было 49 кв. м, 30 из которых – торговая зона, с которой и начисляется «вмененка». Получалось около 45 тыс. руб. в квартал. Для сравнения, на УСН налог иногда вообще платить не надо, если прибыли нет или его покрывают социальные взносы.

  1. Отослать уведомление в «Роспотребнадзор» о начале предпринимательской деятельности можно сразу после заключения договора аренды. Раньше не получится – нужно указывать адрес точки. Форма и образец заполнения есть на официальном сайте службы. Его ребята тоже подавали через МФЦ.
  2. Оформить онлайн-кассу и ЕГАИС. Чтобы законно продавать пиво, нужны онлайн-касса и подключение к ЕГАИС. Подключать их можно параллельно с оформлением уведомления в «Роспотребнадзор».

На практике информацию о закупках в систему умеют передавать онлайн-кассы, заточенные под работу с ЕГАИС. С крепкими напитками компании должны фиксировать еще и продажу, с пивом – только закупку.

Тут ребята заморачиваться не стали – взяли кассовый аппарат, с подключением, регистрацией в налоговой и настройкой ЕГАИС пакетным решением у компании, которая помогает автоматизировать торговлю. Пришел человек, принес онлайн-кассу и ноутбук, настроил, дал пароли от личных кабинетов и показал принцип работы.

Фрагмент КП на покупку, установку, подключение и техобслуживание. Из архивов героев
  1. Завести расчетный счет. Ребята открывали его в «Сбербанке» сразу с эквайрингом и не прогадали – больше половины клиентов паба платят картой. Обслуживание обходится в 2 000 руб. в год. Еще снимают 2,4 % за каждую транзакцию через эквайринг.

Владелец бара

– При наших наценках 2,4 % – немного. Если бы делали наценки по принципу обычного магазина, было бы невыгодно.

На этом бюрократия закончилась. Дальше все стандартно – авансовые платежи по УСН и алкогольные декларации в Росалкогольрегулирование раз в квартал, налоговая декларация – раз в год.

Насмотревшись на YouTube видео «Как открыть магазин разливных напитков», братья искали помещение в первую очередь под магазин, а не бар – небольшое, в спальном районе. Логика простая – местные жители зайдут попробовать, станут постоянными клиентами и будут ходить регулярно. Да и на окраине обычно дешевле аренда, хотя это не всегда так.

Таких роликов на ютубе десятки

Кроме местоположения обращали внимание на:

  • планировку – торговый зал с возможностью разместить оборудование и 2–3 маленькими подсобками;
  • стоимость – бюджет 35–40 тыс. руб. в месяц;
  • площадь зала – не меньше 30 кв. м;
  • санузел и воду – без этого никак, особенно с подачей напитков в зал.

В итоге подобрали помещение за 35 ты. руб. в месяц. Недалеко от центра, но все-таки в спальном районе – стандартная сталинка, цокольный этаж. Планировка: большой зал в 30 кв. м, маленький туалет, крошечная подсобка и комнатка с раковиной, где можно помыть посуду и что-то хранить.

Помещение было вообще не приспособлено для ведения бизнеса. Раньше там был офис транспортной компании со всеми вытекающими: стены жуткого зеленого цвета и панельные потолки «Армстронг» – стандартный офис, который ребятам нужно было переделать в бар.

Ремонт делали сами. Меняли все – стены выкрасили в черный цвет, на потолке сделали сетку, туалет отремонтировали, установили новую сантехнику. Горячей воды не было, поэтому покупали водонагреватель.

Над мебелью пришлось особенно поработать. Барную стойку сделали сами из досок и массива древесины. Несколько столов купили, остальное – тоже сами.

Владелец бара

– На этом решили не экономить. Готовая мебель в той же IKEA стоит дешево и выглядит соответствующе. Ее за километр видно. Самим дороже и дольше, зато ручная работа из массива дерева выглядит дорого и круто, создает атмосферу и настроение.

Докупали диванчики, бесконечные полки, светильники и еще 1 000 мелочей. За месяц удалось превратить унылый офис в стильный и атмосферный паб – 18 декабря подписали договор аренды, а 20 января открыли двери первым посетителям.

Оборудование – отдельная история. Чтобы разливать пиво в бутылки и стаканы, нужно много всего:

  • разливочные колонны;
  • краны;
  • пеногасители;
  • охладители;
  • газовые баллоны.

И еще по мелочи – каплесборники, шланги, хомуты, тройники. Самое крупное и дорогое ребята купили в Москве, сразу комплектом. Мелочевку докупали у себя, потому что там не было в наличии.

Минимально необходимый комплект для крафтового бара на 12 сортов

Также для старта решили сразу взять один холодильник для бутылочного крафта и пару витрин под снеки. На начальном этапе для зала в 30 кв. м. этого достаточно.

С поставщиками проблем не было. Их много, приходят сами – как-то узнают, что открылась новая точка, предлагают свою продукцию. Но это было немного позже, а первых братья нашли в интернете, буквально на первой странице выдачи. Условия у всех поставщиков стандартные – чем больше берешь, тем меньше платишь. Разливное пиво стоит немного – 1,5–2 тыс. руб. за кегу. Основные деньги уходят на крафтовое бутылочное пиво. Закупочная цена бутылки доходит до 200–300 руб. Когда берешь 40 ящиков, цифры получаются космические. Маржа у крафта больше, но и первоначальные вложения внушительные.

Владелец бара

– В Нижнем Новгороде если у тебя в магазине меньше 100 сортов, то ты магазин так себе. Придут и скажут, у тебя выбрать не из чего, мы все это пили. И уйдут. Поэтому в это мы вложились серьезно – нужно быть конкурентным в нише.

Разливное заказали у себя в Нижнем Новгороде, крафтовое в бутылках везли из Москвы – там ассортимент лучше.

Хотя проблем не было и все стандартно, в работе с поставщиками есть нюансы.

Логистика

Местному поставщику сегодня позвонили, завтра он привез все. В Москве ждут, пока наберется поставка, потом отправляют в транспортную компанию, там оформляют и упаковывают, потом везут, снова оформляют – все это время. Результат – непредсказуемость. Можно заказать сегодня, а когда привезут – завтра или через неделю – непонятно. А все уже закончилось. Планировать наличие в такой ситуации сложно, приходится подстраховываться и держать часть оборотных средств в виде запасов.

Когда холодильники пусты

Отсрочка платежа

Сначала ребята всегда платили наличными по факту: привезли → заплатили.

Владелец бара

– Мы были такие скромные парни и всегда выполняли условия той стороны. Просто не знали, что бывает по-другому. Опытные ребята подсказали, что с хорошим оборотом можно смело просить отсрочку. Ну мы к своим поставщикам: «А давайте вы сегодня привезете, а оплата в течение двух недель». Они: «Да без проблем. Будете хорошо платить, 3 недели дадим отсрочку даже 4». Это очень хороший способ по щелчку пальца увеличить оборот в разы.

Одно дело, заказывать партию, исходя из бюджета. Совсем другое – брать, сколько нужно, а платить потом, когда все продашь. Начав работать по отсрочке, ребята сразу набрали ассортимент, и правильно сделали – оборот увеличился, и все равно все разбирают, ничего не залеживается.

Акции

Работая с несколькими поставщиками, можно выбирать более выгодные условия и договариваться. Например, одна компания продает по принципу «3+1» – за 3 кеги платишь, четвертая – в подарок. Можно другому поставщику предложить аналогичную схему, даже если раньше так не работали. И он согласится. Ниша очень конкурентная – не договоришься с одним, других десятки. Это работает.

Владелец бара

– Но это все приходит с опытом. Сначала ты такой: «Ну да, давайте, нормально», а потом: «Либо давай так, либо никак не надо». Пара кег бесплатно – это хорошие условия. Маржинальность партии сразу увеличивается. Поставщики крафтового бутылочного пива тоже делают акции – могут привезти бесплатно орехи или снеки. Просто нужно об этом знать и не бояться спрашивать – на эти условия соглашаются спокойно, потому что рынок так работает.

Над позиционированием ребята долго не думали. Один из братьев задолго до того, как идея открыть бар вообще появилась, собирал людей в соцсетях и в офлайне, чтобы дискутировать на философские темы, смотреть артхаус, слушать непопулярную музыку. Проводил мероприятия в разных кафе, барах, других пространствах – кинопоказы, концерты, выставки, лекции, диспуты. Когда открылся бар, у сообщества появилась своя площадка, и все мероприятия логично переехали туда. Поэтому посетители в баре были всегда, с первого дня работы.

В афише – интересные и нестандартные мероприятия. Они скорее на любителя, чем на широкую публику. Но такой неформат сейчас и привлекает, массовая культура приелась. Кто пойдет в бар смотреть «Властелина колец» или «Титаник»? А на якутские ужасы и французский артхаус ходят.

Мероприятия – это тоже затраты. В среднем на один вечер уходит 5–7 тыс. руб.: аренда оборудования, материалы для мастер-классов, призы для участников турниров и соревнований, проезд, проживание и питание для приезжих артистов. Гонораров чаще всего нет – уровень не тот, большинство готовы выступать ради искусства. Расходы чаще всего отбиваются сразу. Если выходит «в ноль», то в итоге все равно выходит в плюс за счет расширения аудитории. И это при том, что вход обычно бесплатный, изредка – 200–300 руб., если выступает приезжий артист.

Философские лекции, необычные фильмы и другие подобные мероприятия создают у людей ощущение закрытого клуба только для своих. И в таком клубе хочется быть, поэтому они приходят. Аудитория увеличивалась органически. Люди узнавали о месте через друзей, по сарафанному радио. Приходили их знакомые, приводили своих знакомых, дальше по кругу. Новые лица появлялись практически на каждом мероприятии. Кто-то начинал ходить регулярно.

Стандартным маркетингом почти не занимались. Сделали группу во «ВКонтакте», но таргетинга и прочего SMM не было. Поэтому в подписчиках только те, кто хочет быть в теме и узнавать о новых мероприятиях – постоянные клиенты. Сейчас их чуть меньше 1 000 человек.

Владелец бара

– Смешно, но нам приходилось даже заниматься своего рода демаркетингом. Хотели видеть в баре только тех, с кем самим хотелось бы сесть за стол и поговорить.

Стартового капитала у начинающих предпринимателей почти не было – своих денег хватило на пару витрин и холодильник – около 30 тыс. руб. Родители дали 150 тыс. руб. и еще 500 тыс. руб. взяли в кредит, итого 680 тыс. руб. Этого хватило на ремонт, оборудование, закупки первых партий и даже небольшую финансовую подушку.

Расходы на открытие крафтового бара в спальном районе города-миллионника

С первого месяца ребята работали в ноль, но какой-то ощутимой прибыли нет до сих пор – ее съедают платежи по кредиту и инвестиции в развитие.

Владелец бара

– Бар – это не интернет-магазин. Нужно время – года два-три примерно. Дело не только в сроке окупаемости. Работаем в ноль – это значит, что бар окупается, хватает заплатить кредиты и раздать долги, но лишних денег нет. На бизнес их хватает, себе хотелось бы больше.

Но ребята не стремятся пока вытаскивать максимум для себя. Сейчас главная цель – развитие. Ради этого с прибылью можно подождать. Например, в апреле 2019 года, через 1,5 года после открытия, заведение переехало в новое помещение в центре, которое в 3 раза больше предыдущего. Здесь большой пешеходный трафик – гуляют горожане, студенты, туристы. После переезда посещаемость увеличилась в 3 раза. А еще у ребят наконец появилась кухня и статус общепита, а значит можно работать хоть до утра.

Все это дает основания полагать, что скоро будет и положительная динамика в цифрах, но пока они выглядят так:

Кажется, что бизнес неприбыльный, но нарастив обороты и избавившись от кредитов, бар увеличит чистую прибыль

Владелец бара

– Если бы сейчас у меня спросили, что бы я сделал по-другому, я бы ответил – все. Когда ты начинаешь какое-то дело в первый раз, всегда ошибаешься.

Для магазина разливных напитков спальный район, может быть, и хороший вариант, для бара – нет. В будни могло весь день быть по 2–3 человека в зале. Спасали мероприятия и философское комьюнити. Благодаря им бар сразу вышел в ноль и весь год работал «слегка в плюс». Но чтобы не топтаться на месте, лучше сразу выбирать место с хорошим пешеходным трафиком. В Нижнем Новгороде – центр. Другой вариант – внушительная финансовая подушка, чтобы ждать 5 лет и сделать это место культовым. Если нужно быстрее, то это однозначно центр.

Когда первый раз открываешь подобный бизнес и ищешь первое помещение, смотришь на чистоту, планировку, внешний вид. Все это важно. Но еще нужно обращать внимание на пожарную и охранную сигнализации, тревожную кнопку, план эвакуации, огнетушители. Помещение должно быть максимально упаковано. Это все в любом случае надо будет делать. Если за счет арендодателя, ты экономишь деньги, но все равно тратишь время и прилагаешь усилия.

Сначала ребята обрадовались возможности объединить магазин с баром и подавать напитки в зал без заморочек с общепитом. Но потом поняли, что это ошибка. В бар приходят, чтобы провести вечер после работы или в выходные, часто – засидеться до утра. Закрываясь в 22:00, заведение теряет деньги.

Владелец бара

– Мы думали, что будем работать и как магазин, и как бар. Кто-то с собой взял, кто-то сел за столик. Не получилось ни того, ни другого. Для магазина слишком дорого, а для бара место не то и до 22:00. Многие в 6 вечера только открываются. К нам полдесятого приходили клиенты, а в десять мы такие: «Ребят, у нас тут все, допиваем, собираемся».

Поэтому, если бар, то бар – никаких полумер. Оформляешься сразу как надо: с общепитом, лучше – с крепким алкоголем. Это сложнее, но того стоит. Народ спрашивает крепкое.

Не нужно тащить все самому. Братья работали целый год вдвоем – сами сделали ремонт и сами потом за стойку встали по графику 2/2. В итоге у одного не хватало времени делать мероприятия, у второго – решать административные задачи.

Владелец бара

– Ты 2 дня стоишь за барной стойкой – не самая легкая работа. Потом день отсыпаешься, день делаешь какие-то домашние дела – все, больше времени ни на что не хватает.

Чтобы быстрее развиваться, лучше сразу нанимать персонал. На первый взгляд, это невыгодно, да и платить нечем, но это заблуждение. Когда владелец делегирует рутинную работу, появляется время на развитие и продвижение, прибыль растет.

Нужно заниматься классическим интернет-маркетингом – сайт, SMM, таргетинг, контент. Ребята выезжали на мероприятиях и своем комьюнити, но с интернет-маркетингом дело пошло бы быстрее. Без классических приемов продвижения можно, но долго.

Мы в TexTerra не только полностью согласны, что полноценный SMM незаменим для заведения, но и с радостью поможем, продвинуть бар, ресторан или фастфуд ;-)

Поделиться статьей:

Новое на сайте

27 дек 2024
19 636
Я вел себя плохо: письмо копирайтера Деду Морозу

Здравствуй, Дедушка Мороз! Пишет тебе не пойми кто.

27 дек 2024
262
Нейросети в рекламе: лучшие сервисы для создания текстов, картинок, видео

За последний год нейросети научились лучше искать информацию, распознавать эмоции, оживлять рисунки, верстать презентации, писать музыкальные треки и генерировать креативный видео-контент.

27 дек 2024
5 938
Как повысить лидогенерацию в 2025 году – все направления работы

Сегодня поговорим о том, как увеличить количество лидов с сайта в долгосрочной перспективе. В данном материале я затрону только актуальные лайфхаки, позволяющие улучшить конверсию на мобильных устройствах. Также разберем тонкости рассылок, мультимедиа, целевых страниц и элементов электронной коммерции.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.