Продавцам станет жить легче. Предположительно

На форуме «Неделя ретейла» между работающими в России маркетплейсами и отдельными продавцами было подписано соглашение о саморегулировании (подписать соглашение могут любые продавцы маркетплейсов). В нем определяются и структурируются правила работы на рынке, а также описывается борьба с распространением через маркетплейсы контрафактной продукции.

«Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров упорядочивают ряд процессов, которые до настоящего времени нигде не описывались. В них включены правила сотрудничества и нормы взаимодействия, позволяющие решать спорные ситуации и избегать их. Правила позволят обеспечить предсказуемость действий обеих сторон, что неизбежно приведет к возможности лучше прогнозировать операционную деятельность российских компаний, участвующих в процессе», – говорится в совместном сообщении продавцов и представителей маркетплейсов.

Главные изменения

  1. Маркетплейсы обязуются сообщать продавцам об изменениях в договоре за две недели до их внесения. Таким образом, продавцы получат время для адаптации под новые условия или для начала работы на другой площадке, если изменения в договоре окажутся неприемлемыми. При втором варианте возможно сохранение действовавшей оферты, пока продавец не распродаст ранее размещенный на площадке товар.
  2. Отменяется обязательное участие продавцов в маркетинговых акциях (предоставлении скидок). Такое было возможно и ранее, но отказ от маркетинговых акций на Wildberries приводит к повышению комиссии маркетплейса.

Соглашение о саморегулировании подписали президент «Опоры России» Александр Калинин (общероссийская общественная организация, поддерживающая малый и средний бизнес), президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков (защищает интересы производителей и поставщиков продуктов питания), исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев (объединяет более 50 ведущих отечественных и международных компаний), основательница и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, генеральный директор Ozon Сергей Беляков, управляющий директор lamoda Татьяна Заячковская и директор по взаимодействию с органами государственной власти «Яндекс.Маркет» Дмитрий Русаков.

Артем Соколов отметил, что «участники рынка находятся в диалоге, могут взвешенно обсуждать возникающие спорные вопросы и находить совместные решения», а также выразил уверенность, что стандарты будут «живыми» – меняться по ситуации и дополняться.

Мнения продавцов

Это хорошо не только для тех, кто продает товары. Это хорошо для покупателей и в целом хорошо для будущего — не будет магазинов с подделками.

Сейчас на маркетплейсах очень много магазинов, где продаются копии брендов (по довольно высоким ценам). Если в обычных магазинах или на сайтах люди уже такое не покупают, то маркетплейсам они доверяют и покупают, сами не зная, что берут подделку. В итоге это расстраивает пользователя, бьет по репутации маркетплейса.

Особенно ощутимо это нововведение будет для тех, у кого свой бренд и свое производство, для бизнеса, который смотрит в будущее, и даже если занимается перепродажами, то со всеми соответствующими документами. OZON, например, уже давно ввел политику, при которой товары с сертификатами соответствия продвигаются в топ выдачи. Такие нововведения — попытка сформировать добросовестный рынок.

Но не нужно думать, что это произойдет в одночасье или завтра. Это пока что ход на будущее, который со временем изменит рынок.

Ольга Амирова

селлер на маркетплейсах (бренды Meizel и Fanzo), автор курса «Бизнес на маркетплейсах»

Безусловно, соглашение о саморегулировании – важный шаг на пути адекватного взаимодействия селлера и маркетплейса.

Если действительно будут введены предупреждения за две недели об изменениях в оферте, это будет логично и справедливо.

Насчет варианта с одновременным поддержанием старой оферты для некоторых продавцов (до реализации последней единицы товара) – это уже на грани фантастики, так как изменения в оферте часто включают в себя структурные изменения самой площадки (маркетплейса). Как программисты смогут выделить «несогласных» продавцов из миллионов других – трудно себе представить. Однако программисты, например, площадки Wildberries – точно волшебники и не удивлюсь, если они смогут реализовать эту идею. Сейчас при выходе новой оферты у продавцов нет выбора. Не подписываешь новые условия = не продаешь на маркетплейсе. Возможно, я выскажу непопулярное мнение, но маркетплейсы имеют право в некоторых моментах диктовать условия. Они делают огромную работу, чтобы нам, селлерам, было удобно продавать.

Интересен пункт про «принуждение продавцов к участию в маркетинговых акциях». Если здесь подразумевается неповышение комиссии маркетплейса при неучастии поставщика в акции, то я буду прыгать до потолка от радости, когда этот пункт заработает в реальности.

Сам факт того, что создатели и топ-менеджеры разных маркетплейсов находятся в диалоге – хороший тренд. Если за стол обсуждения еще усадят именитых селлеров каждой из площадок, то это пойдет на пользу сотрудничеству.

Татьяна Мамзина

владелица бренда Panda Street – белая краска для обуви

Не считаю эту информацию значимой: все «правила игры» не изменятся существенно и не выйдут за установленные законом рамки. Я бы назвала эти договоренности «заявлениями о намерениях». Как они будут соблюдаться и реализовываться на практике, будет зависеть от целей компаний-участников и рыночной ситуации. Выгода акционеров всегда превыше заявлений в пресс-релизах.

Серафима Грань

предприниматель, основатель Reorganize