11 февраля NASA сообщило, что космический телескоп «Джеймс Уэбб» «сделал селфи». То есть формально новость была о том, что «Уэбб» смог увидеть фотоны какой-то звезды – непонятные белые пятна на черном фоне. И это совсем не зрелищно. Поэтому космическое агентство решило сделать повод «поинтереснее» – и опубликовать полученное селфи.
Знаменитое селфи телескопа опубликовали сотни изданий в мире
Тоже не что-то выдающееся с визуальной точки зрения – но зато интересное концептуально: неживой предмет «подражает» живому в селфомании.
Телескоп «Джеймс Уэбб» – мощная орбитальная инфракрасная обсерватория. Она способна фиксировать изображение пылевых облаков или рождение звездных систем. Запуск обсерватории «Джеймс Уэбб», названной в честь главы NASA в 1960-х, состоялся 25 декабря 2021 года на ракете-носителе Ariane 5. Отделившись от ракеты, телескоп развернул зеркало, состоящее из 18 шестиугольников, теперь их ожидает сложная настройка. Так что «Джеймс Уэбб» только готовится показать нам красоты космоса.
«Селфи» же сделано при помощи линзы внутри камеры NIRCam (Near Infrared Camera – ближняя инфракрасная камера) исключительно в целях настройки. Пока это изображение не идеально, так как камера слишком нагрета и продолжает остывать: “NIRCam будет использоваться на протяжении калибровки зеркал телескопа, – сообщает NASA. – Важно отметить, что NIRCam при захвате изображений работает в условиях, далеких от идеальной температуры, и на мозаике мы видим артефакты».
Процесс настройки изображения должен занять около трех месяцев. Тем временем о выдающемся научном достижении человечества и черно-белом снимке говорят СМИ и соцсети во всем мире.
Общий вид обсерватории «Джеймс Уэбб» (это, понятно, не фотография)
Сегодня NASA – легендарный бренд и практически имя нарицательное, обозначающие крутые космические приключения.
Пиарщики NASA показывают отличный пример того, как нужно продвигать огромную наукоемкую корпорацию, показывая ее человеческое лицо.
Вот еще 3 успешных пиар-хода в их исполнении.
1. Бесплатное использование «червяка» и «фрикадельки»
Так называются два варианта логотипа космического агентства – они оба действующие. Круглый лого (фрикаделька) представлял NASA в 1959−75 годах.
Лого-«фрикаделька» – действовало в 1959−1975 годах. Возвращено в обиход в 1992 году
В 1974 году руководство NASA решило, что айдентика устарела, и пригласило агентство Danne & Blackburn обновить ее. Плавно изгибающиеся буквы нового модернистского дизайна не одобрили консервативные работники NASA и окрестили их «червяками». Однако публика в основном приняла ребрендинг с одобрением.
Лого-«червяк» было создано агентством Danne & Blackburn и представляло организацию в 1975−1992 годах
В 1992 в NASA пришел новый администратор Дэниел Сол Голдин. В первый день на работе он принял решение о восстановлении логотипа-предшественника, чтобы показать, что «магия возвращается в NASA». Это вызвало новый вал обсуждений и критики. В 2017 году NASA решило использовать и лого «червя».
Самое важное – это роялти фри (бесплатное использование) обоих знаков. Поскольку NASA – полностью государственная структура США, у него нет права заниматься производством товаров для коммерческих целей. Но любой бренд может использовать у себя логотип агентства, нужно лишь направить запрос в национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. В NASA отмечают, что получают несколько таких запросов ежедневно. Единственное ограничение – запрет использования лого на нижнем белье.
За использование айдентики NASA не нужно платить, требуется просто получить разрешение на использование. Поэтому тысячи производителей используют символику в своей продукции
2. Миллион долларов за еду для Марса
25 января 2022 года NASA объявило о формировании призового фонда для создателей пищи для длительных космических миссий. Финансирование получат те, кто сможет разработать инновационные системы производства продуктов питания, которые требуют минимум ресурсов и дают минимум отходов.
Ранее, в октябре 2021 года, NASA перечислило 18 компаний, которые смогут разрабатывать инновационную пищу для длительных космических полетов на Марс или другие планеты. Челлендж «Приготовь что-нибудь особенное для дальнего космоса» активно пиарился во всех соцсетях агентства и получил тысячи перепостов, как обычно. Участвовать могли компании и обычные пользователи.
Челлендж «Приготовь что-нибудь особенное для дальнего космоса»
Среди блюд-победителей оказались стейк, напечатанный на 3D-принтере, продукты из белка насекомых, грибы и водоросли.
Если бы целью было только разработать еду для миссий, то запускать громкий конкурс было бы лишним – тем более, что решения победителей не представляют собой чего-то принципиально нового, до чего не могли бы додуматься ученые, работающие с NASA.
3. NASA рекламирует косметику в открытом космосе
В 2020 году косметическая фирма Estee Lauder, как и остальные бренды этого сегмента, ощутила падение продаж в результате пандемии. И попыталась найти новые пути для рекламы продуктов. Для этого они договорились с NASA и провели рекламную съемку антивозрастной сыворотки для лица на космической станции. Компания потратила $128 000, чтобы отправить на орбиту 10 флаконов косметики.
Отснятые фото и видео использовались в социальных сетях. Бренд сделал часть вернувшихся сывороток лотами на благотворительных аукционах.
А теперь представьте ситуацию, когда Роскосмос запускает какой-нибудь крем на орбиту – ситуация абсолютно неправдоподобная.
Астронавты как настоящие бьюти-блогеры засняли флакон сыворотки – на фоне Земли, видимой из космоса
В NASA умеют продавать мечту о космосе и о будущем. Деятельность агентства не только пиарит Голливуд в многочисленных фильмах (добровольно!), но и само агентство неустанно работает над имиджем. NASA в соцсетях – это супермонстр, генерирующий разнообразный контент каждую минуту. У агентства есть несколько десятков мобильных приложений, активно ведется «Твиттер», «Инстаграм», «Ютуб», «Фейсбук». У каждого подразделения тоже есть свои аккаунты. Всего их десятки, посмотрите на полный список.
Известность NASA – это труд огромного количества пиарщиков и SMM-специалистов.
NASA раньше других корпораций поняла секрет раскрутки в новом тысячелетии, и сегодня агентство имеет в активе миллионы подписчиков и миллиарды просмотров.