Главный вопрос - не сделать сайт и не запустить его, а «Что потом? Как я буду управляться с ним?»
При создании сайта всегда возникает много вопросов. Но главный вопрос, который следует себе задать, – «Что потом? Как я буду управляться с готовым сайтом?». В этом поможет система управления сайтом (CMS), позволяющая вносить изменения на сайт через простой визуальный редактор. На рынке существует много CMS, и все они отличаются по функционалу и масштабу. Одной из таких систем является «1С-Битрикс».
«Битрикс» – история возникновения
Компания «Битрикс» была основана в 1998 году. Среди продуктов компании – «Инфо-портал» и «Арендуемые магазины», Softkey.ru. Однако, основные усилия компании были направлены на разработку собственных продуктов – систем управления сайтами.
В июне 2002 года была выпущена версия «Битрикс: Управление сайтом 2.2», которая в последующие годы была улучшена и дополнена несколько раз. В январе 2004 года на сайте появилось предложение всем желающим стать партнером «Битрикс».
В марте 2007 года компания создала предприятие «1С-Битрикс» в сотрудничестве с «1С», что позволило интегрировать любые продукты 1С в «Битрикс». В итоге кроме «Битрикс: Управление сайтом» на рынок вышла «1С-Битрикс: Корпоративный портал».
«Битрикс» сегодня
С помощью продуктов «1С-Битрикс» можно создавать множество веб-ресурсов, например, корпоративные сайты, справочники, интернет-магазины и социальные сети. Система обеспечивает безопасность, гибкость и настраиваемость, поддержку и обновления, экономит время и ресурсы, а также «заточена» под интеграции с другими сервисами и программами.
С этой CMS работают порядка 2500 студий веб-дизайна, включая TexTerra, которая является официальным партнером «Битрикса». Среди компаний, чьи сайты созданы на «Битриксе», такие гиганты как: «Ростелеком», «Газпром Нефть», «oodji», SAVAGE, «Эльдорадо», «Евросеть», ROYAL CANIN, МТС, гипермаркет «Глобус», Hoff.
В интернете много разных отзывов об этой CMS – как у любого продукта, у «Битрикса» есть не только сильные, но и слабые стороны, о которых мы сейчас расскажем, а также дадим рекомендации тем, кто решил использовать этот инструмент для достижения своих целей.
Для каких сайтов используется «1С Битрикс»
По данным портала StatOnline, Bitrix из месяца в месяц держится в тройке лидеров «Рейтинга CMS зоны .RU». Первые номера в этом списке сегодня — WordPress и Tilda, которая обошла «Битрикс» в апреле 2023 года.
На «Битриксе» в зоне .RU создано уже более 160 тысяч сайтов, однако до сих пор в отношении этой CMS есть устаревшие стереотипы. Самый распространенный из них – «Битрикс подходит только для интернет-магазинов». На самом деле, система достаточно универсальна и подходит для разных задач. Так как «1С-Битрикс» – платная платформа, компания 1С разработала несколько её версий:
- Редакция «Старт» – содержит функционал для работы с простыми сайтами и является самой доступной по цене. Её достаточно для лендингов и визиток.
- Редакция «Стандарт» – для создания не очень сложных проектов: корпоративных сайтов и сайтов с небольшими каталогами. Для взаимодействия с клиентами добавлены email-рассылка и опросы.
- Редакция «Малый бизнес» – для создания интернет-магазинов. В пакет редакции входит корзина, оформление заказа, поиск, перевод, галерея и другой функционал, необходимый для разработки полноценного интернет-магазина. Доступный набор инструментов: загрузка и сортировка товаров, учет, управление ценами, чеки и интеграция с другими торговыми площадками. Все это позволит держать магазин без найма квалифицированного программиста.
- Редакция «Бизнес» – для больших проектов. От «Малого бизнеса» эта редакция отличается тем, что в ней есть поддержка социальных сетей, управление документами, служба технической поддержки, возможность учета нескольких складов и так далее. Для некоторых магазинов такое обилие функционала может быть даже излишним. Сайты под этой редакцией используются известными брендами: SAVAGE, «Эльдорадо», «Евросеть», ROYAL CANIN.
- Редакция «Энтерпрайз» – премиальная редакция с полным набором инструментов, которая используется для управления очень большими проектами. Это и сайты крупных ритейлеров, и сети онлайн-магазинов, СМИ и проекты издательств, государственные проекты и так далее.
Для управления редакциями «Бизнес» и «Энтерпрайз» уже потребуется квалифицированный программист. Возможно, не один. Но и речь идет о крупном бизнесе.
Андрей Буссе, заместитель руководителя отдела разработки сайтов TexTerra:
«Ни один самописный сайт не справится с задачами, которые ставятся сегодня перед порталами, сайтами и даже лендингами. Странно, что люди соглашаются на самописные разработки, так как это приводит к неизбежной зависимости от программистов, которые этот сайт и писали. Надо переходить на что-то шаблонное, на какую-то CMS-ку: Bitrix, WordPress, Tilda (только для блогов или сайтов-визиток). В зависимости от того, что это за проект. И главное – знать, что любой работающий и даже старый сайт можно (и нужно) перенести целиком на современную CMS».
Плюсы сайта на 1С Битрикс
Гибкость и настраиваемость
Благодаря широкому спектру инструментов и функций, «Битрикс» позволяет создавать веб-сайты любой сложности. Сайты, созданные на этой платформе, лучше всего подходят для тонкой настройки под потребности конкретного бизнеса, какими бы необычными и специфическими они ни были. По количеству интеграций и функционалу ближайший конкурент в данной категории – это WordPress. Но по функционалу (распределенному по редакциям) «Битрикс» обходит любого игрока на российском рынке.
Независимость
Имеется в виду независимость от конкретного программиста/программистов, которые создавали вам сайт, как в случае с самописными ресурсами. Кто бы ни разработал вам сайт на «Битриксе», вы всегда можете сменить исполнителя, перейдя к другому партнеру «Битрикса». И вы можете перенести самописный сайт на CMS – эта технология давно отработана и не несет рисков.
Андрей Буссе, заместитель руководителя отдела разработки сайтов TexTerra:
«У нас недавно был кейс: мы переносили сайт “Метросервиса” с самописки. Компанию много лет доили разработчики, сделавшие ей сайт: никто в компании не мог внести хоть какие-то изменения, и за каждую новую запятую нужно было платить. Компании это надоело, и она пришла к нам для переноса сайта на CMS. Мы перенесли его со всем контентом, которого было очень и очень много. При переносе также делалась поисковая оптимизация и прочие улучшения для продвижения».
Безопасность
Другой важной причиной для выбора «Битрикса», является высокий уровень безопасности. Платформа имеет многоуровневую защиту от хакерских атак и вирусов, что делает ее одной из самых надежных, защищенных и безопасных платформ для веб-сайтов. «Битрикс» предоставляет инструменты для мониторинга безопасности и защиты сайта от вредоносного программного обеспечения и атак. Прямой конкурент по безопасности – это WordPress, но только пока «движок» сайта не оснащают непроверенными плагинами, что нередко и делается. Эти плагины, дающие те или иные возможности, но найденные не на официальном сайте платформы, пишут обычные пользователи. Установив парочку непроверенных плагинов, вы можете существенно ослабить защиту сайта на WordPress от взлома, что невозможно с «1С-Битрикс», так как у этой CMS не бывает непроверенных плагинов.
Стабильность и надежность
Скорость работы сайта важна и для пользователей, и для поисковых систем с точки зрения ранжирования в выдаче. Чем выше этот показатель, тем выше позиция в поисковой выдаче и тем больше клиентов у бизнеса. Сайты на «Битриксе» отлично справляются в большим потоком посетителей, не снижая производительность. Разработчики регулярно проводят нагрузочные тестирования, результаты которых показывают, например, что сайт сохраняет оперативность отклика, обрабатывая более 700 запросов в секунду при каталоге с 1 800 000 наименованиями. Очевидно, что «Битриксу» не просто так доверили свой бизнес такие гиганты как МТС, гипермаркет «Глобус», Hoff, «Эльдорадо» и многие другие, упомянутые в этой статье и неупомянутые.
Поддержка и обновления
Компания «Битрикс» постоянно выпускает обновления, которые исправляют ошибки и улучшают функциональность платформы. Это позволяет пользователям иметь доступ к новейшим инструментам и защиты от угроз безопасности. Кроме того, «Битрикс» предоставляет круглосуточную техническую поддержку для своих клиентов, что делает процесс создания и управления сайтом более удобным и эффективным.
Экономия времени и ресурсов
Благодаря инструментам «Битрикс» создание и управление веб-сайтом экономит деньги. Например, платформа предоставляет огромное количество уже готовых шаблонов для создания сайтов, что позволяет сократить время на разработку и настройку. В «Битрикс» интегрированы инструменты для управления контентом, аналитики, маркетинга и других подобных задач, что снижает затраты на дополнительные программы и услуги. Когда дело доходит до небольших сайтов (лендингов или визиток), тут лидирующие позиции занимает Tilda, но когда дело доходит до дополнений, неизбежных при развитии технологий, да и самого бизнеса, то лишь «Битрикс» может предоставить большой выбор готовых решений.
Интеграция с другими сервисами
Платформа легко интегрируется с другими сервисами и программами, что позволяет расширить функционал сайта и улучшить его работу. Например, платформу можно интегрировать с социальными сетями, электронной почтой, системами управления продажами и другими сервисами, что повышает эффективность и результативность сайта, а «родство» с 1С дает возможность в режиме реального времени передавать информацию о товарах, заказах и покупателях между сайтом и системой учета 1С.
Соблюдение законодательства
«1С-Битрикс» — это сертифицированное программное обеспечение, поэтому на нем можно разрабатывать порталы с повышенными требованиями к защите информации, в том числе сайты для государственных органов.
Андрей Буссе, заместитель руководителя отдела разработки сайтов TexTerra:
«Забудьте все стереотипы и недовольства «Битриксом», которые были в ходу лет десять назад. CMS постоянно обновляется, количество разработчиков на нем растет, есть большое количество готовых интеграций (модули доставки, оплаты, 1С… и постоянно пишутся все новые модули). Система постоянно и интенсивно развивается. А шансы, что ваш сайт на «Битриксе» взломают, очень и очень невелики».
Слабые стороны сайта на «1С Битрикс»
«1С-Битрикс» — это не волшебная палочка, а сложный многофункциональный инструмент, эффективность которого зависит от многих факторов, в том числе и от грамотного использования модулей данной платформы. Отсюда и возникают проблемы, которые субъективно можно назвать слабостями.
Стоимость лицензии
Цена создания сайта на «Битрикс» ー едва ли не основная проблема этой CMS. Когда речь идет о стандартном лендинге, мы тратим более 5 тысяч рублей на покупку редакции «Старт». Не стоит забывать о том, что ежегодные обновления тоже платные. Покупка обновлений не обязательна, но без них система может перестать работать корректно. Однако стоимость простого лендинга, например, на Tilda или WordPress сегодня тоже обходится тысяч в семь.
Требовательность к ресурсам хостинга
Сайты на «Битрикс» более «тяжелые», поэтому их размещают на надежных хостингах у стабильно работающих провайдеров, и цены у них будут выше среднерыночных. Но размещение любого сайта на «слабом» и дешевом хостинге сулит проблемы — это, как минимум, долгая загрузка страниц, недовольство клиентов, снижение позиций в поисковиках.
Сложность для изучения и администрирования
Админка сайта для непосвященных выглядит пугающе. Большое количество функций существенно усложняет администрирование, а иногда и наполнение страниц. Решить эту проблему можно с помощью обучающих курсов от разработчиков «Битрикс».
Андрей Буссе, заместитель руководителя отдела разработки сайтов TexTerra:
«Многие ругаются на админ-панель “Битрикса”: неудобно, не для людей. Я с ними согласен. Но всему стоящему нужно учиться. Никто же не ругается на сложность “Фотошопа” и на обилие функций в нем, но все высоко ценят возможности этой программы. По сути, “Битрикс” – это “Фотошоп” среди CMS».
«Битрикс» — это система для разработки сайтов и сложность разработки на нем не превышает сложность разработки на любой другой CMS. Снизить затраты на разработку сможет только знание и учет нюансов системы, а не система сама по себе. При этом, учет нюансов должен вестись всей командой. Просто так «схватить» модную вещь, не изучив, для чего она нужна и как ей пользоваться, — не выйдет. Любой проект — это работа. Выбор инструмента — это один из этапов работы, и далеко не самый важный. Куда важнее — умение пользоваться этим инструментом.
TexTerra является сертифицированным партнером Bitrix. Наши специалисты имеют большой опыт создания самых разных сайтов и приложений, будь то лендинг или интернет-магазин. Чтобы обсудить свой проект и узнать стоимость работ по нему, позвоните нам 8 (800) 775-16-41, либо напишите на почту mail@texterra.ru. Если вам удобнее использовать для этого WhatsApp или Telegram, ваш новый сайт можно обсудить и там.
Читайте также:
Как мы с нуля настроили CRM и сквозную аналитику для онлайн-магазина
Экономика данных – что это такое? Объясняем простыми словами!
Что такое AMP: подробное руководство по ускоренным мобильным страницам