Я расскажу, как, не будучи редактором, владелец бизнеса и блога может самостоятельно оценить уместность художественных приемов, использованных в статьях.
Вы узнаете:
- как читателю в удобной форме преподнести информацию, ради которой он затеял чтение;
- как находить проблемы во вкусных текстах с достаточной смысловой нагрузкой.
Под вкусным текстом я подразумеваю тот, который приносит удовольствие, ощущение приятного, как от хорошей художественной книги. Не всем этот термин по душе, но позвольте им руководствоваться :-)
Ловушки вкусных текстов
Когда автор создает текст, он хочет донести до читателя определенные мысли и чувства.
Ради получения такого эффекта автор работает не только над смыслами, но и над подачей каждого «сообщения»: формой, интонацией, расстановкой акцентов и использованием художественных приемов. Но велика опасность, что все старания утекут не в том направлении.
Читайте также: Как улучшить текст: несколько уроков редакторской магии
У автора в голове борются два клана:
- первый отвечает за главную мысль, которая не дает тексту рассыпаться на отдельные эпизоды и описания рассуждений, он даже не дает ему уплыть в другую гавань, чтобы рассказать о чем-то интересном, но неуместном;
- второй – стремится вдохнуть в текст жизнь, придать словам определенные оттенки, показать движение сюжета и просто разнообразить его.
Если в художественном тексте в первую очередь ценится форма, то в коммерческом — содержание. В блоге лингвистические приемы должны стоять на службе у важных идей текста, а не маскировать мысли, отвлекать от сути и создавать лазейки для разночтения.
Нередко можно встретить людей, которые предполагают, что с ремонтом квартиры может справиться каждый. Но поверьте мне, господа, ремонтировать — это не пироги печь, хотя и пироги тоже надо уметь делать. Ремонт — это наука, умноженная на стальной профессионализм мастеров и огромную любовь к работе. Так было и будет во все времена. Например, в древности так строили величественные пирамиды, что сейчас, вооружившись новейшими инструментами и технологиями, почти невозможно получить подобный результат. Просадки основания по отношению к нулевой отметке составляют всего 50 мм, а по нашим СНиПам отклонение может достигать 140 мм. Кто так виртуозно строил: земляне или инопланетяне? Неизвестно, но это точно были люди, которые гордились своей профессией, и мы всегда берем с них пример. |
Пример фрагмента вкусного текста, а у вас есть такие в блоге?
Если бы я взяла познавательную книгу про работу строительно-ремонтных бригад, то была бы морально подготовлена к такому повествованию и усвоила бы информацию. Но зачем мне из блога узнавать про нюансы строительства пирамид, зачем эти параллели сравнения? Создается ощущение, что я попала на лекцию для будущих бригадиров, которые еще не в полной мере вдохновились мощью своей профессии.
Автор слишком увлекся «художественностью» своей работы.
Чтобы исправить ситуацию, нужно уменьшить градус романтики и добавить больше практической пользы.
Как-то один из клиентов попросил нас назвать формулу успешного ремонта. Может он пошутил, но попал точно в цель, у нас действительно есть такая формула, вот она: Успешный ремонт = наука * (профессионализм + любовь к работе). |
Вот, что осталось от вкусного текста после редакции, он стал более насыщенным и обрел иное очарование
Все самое важное должно быть вынесено вперед. Читатель блога не будет долго вычерпывать из текста все художественно замаскированные смыслы, поэтому вкусности подавайте дозировано, чтобы не перекормить.
Как не переборщить с приправами для текста
Художественные средства — не довесок к тексту, а его содержание. Каждое слово должно быть использовано к месту, особенно это касается блога, так как потерять подписчика легче, чем найти.
Критерии оценки уместности языковых приемов, использованных в текстах для блогов:
Художественные приемы | Примеры |
Слишком длинное лирическое отступление | О них я подробно рассказала в примере с египетскими пирамидами, но покажу еще один случай. Неправильно: Старой чугунной ванне можно дать вторую жизнь! Даже если на вашей ванне лица нет, ее можно подмарафетить несколькими способами. Выбор способа реставрации будет зависеть от дефектов, которые успела нажить ваша ванна. Проблема: Слишком долгое вступление, читатель может подумать, что через эту рощу ему не дойти до сути. Правильно: Вторую жизнь старой чугунной ванне можно дать с помощью эмали, жидкого акрила или акрилового вкладыша (кстати, электрочайники тоже делают из акрила, так как несмотря на свою синтетическую природу он абсолютно безвреден для человека). Далее расскажем, в каком случае будет уместен тот или иной способ реставрации ванны. |
Повод для двузначных толкований | Неправильно: Китайские смесители являются потомками последних достижений порошковой металлургии, в их составах очень часто применяют пластмассу и алюминиевую пудру. Проблема: Может сложиться ощущение, что китайские смесители — самые лучшие. Правильно: Китайские смесители — это сплошная головная боль для своих хозяев, советуем с ними не сталкиваться. Их можно распознать по массе. Эти потомки порошковой металлургии получаются очень легкими, так как в их составе часто используют пластмассу и алюминиевую пудру. |
Подтекст направлен на проблемы компании, а не на проблемы клиента | Неправильно: Очень важно правильно замерить ванну, чтобы заказать для нее акриловый вкладыш, который станет, как влитой, прям тютелька в тютельку. Проблема: Подтекст: «У нас очень сложная и ответственная работа», такое впечатление, что каждый клиент — это только дополнительная головная боль. Заметили такую же проблему в примере с пирамидами? Правильно: Мы сами снимаем мерки с ванной, чтобы потом заказать вкладыш из сантехнического акрила, который встанет в чугунную ванну как влитой. У нас на этом деле набита рука, так как вкладыш делают цельным и после выхода с конвейера с ним уже ничего не сделаешь. |
Яркий акцент на негативе | Неправильно: Если ради красоты вы готовы пожертвовать пространством туалетной комнаты, то можно установить скрытые смесители, они прямо растут из стены. Проблема: Негативный окрас. Правильно: В большой туалетной комнате можно установить скрытые смесители, они выглядят очень эффектно: из стены прямо вырастают излив и ручки для управления. |
Загадки | Неправильно: Натуральный мрамор не сможет перенести и десятой доли мучений, которые с достоинством выстоят ванны из литьевого мрамора. Их можно погружать в неестественную среду обитания и даже швырять на жесткие основы. Проблема: Нет конкретики, можно только догадываться, что имеется в виду. Правильно: Ванну из литьевого мрамора можно сначала обдать кипятком, а потом сразу залить ледяной водой, также ее можно погрузить в кислоту или щелочь, а напоследок — уронить на бетонный пол. Натуральный камень не выдержал бы таких жестоких истязаний. |
Отсутствие вывода или обобщения | Неправильно: Электронный смеситель внешне напоминает своего собрата — однорычажного смесителя, но только обделенного рычагом. Проблема: Далеко не каждый читатель, прочитав про отсутствие рычага на электронном смесителе, будет продолжать цепочку логического размышления. Надежнее будет дать ему готовый вывод. Правильно: Электронный смеситель настолько умный, что ему не нужен рычаг, как на обычном смесителе. Как только в поле его зрения попадают руки, он сразу же соображает, что пора подавать воду, а стоит убрать руки — перекрывать ее. |
Все остальное красиво-художественное не просто можно использовать, а нужно, делая тем самым текст интересным и действительно вкусным. Если у вас в блоге как раз и размещены статьи без вышеперечисленных «дефектов», то поздравляю вас!
В конструкции пола ванной комнаты и туалета мы создаем слой гидроизоляции, который во время протечек действует словно спасательная шлюпка. Пока вы будете мчаться к своим внутриквартирным кранам, чтобы перекрыть их, и собирать в ведро воду, вышедшую из берегов Амазонки, гидроизоляция будет работать: не давать стенам и перекрытию промокнуть. Поэтому можете быть спокойны за отделку у соседей снизу. |
Пример вкусного текста без «дефектов»
Вместо вывода
Автор не может со 100 % точностью угадать, как будет воспринят его текст, так как на послевкусие влияет жизненный опыт читателя и его настроение в момент прочтения текста.
Но есть вещи, которые точно могут испортить даже самый искусный текст, поэтому сохраните у себя в соцсетях эту статью, и возвращайтесь к ней во время вычитки текстов, подготавливаемых к публикации в блоге.