Новый нацпроект будет готов в течение года, заявил президент России.


На пленарном заседании форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир» Владимир Путин рассказал о том, что в течение года будет готов новый национальный проект «Экономика данных», реализация которого рассчитана до 2030 года.

Сообщается, что это предвещает появление качественно новых принципов работы и управления, что коснется экономики, социальной сферы и органов власти, выведет на новый уровень логистику, телемедицину, онлайн-образование, предоставление госуслуг.

Звучит обобщенно и непонятно, да? Главный вопрос – как это будет работать, что вообще планируется сделать и что делать обычному гражданину?

Чтобы было понятнее, приведем пример старого (и, к сожалению, реального) конфликта трех баз. Речь о проверке автомобилей на предмет угона и о базах выпущенных, похищенных и зарегистрированных в ГИБДД транспортных средств. Эти базы никак между собой не связаны, но если их объединить, то получается интересная картина.

Благодаря тому, что после объединения баз становится возможным проследить путь автомобиля, несложно определить, что, например, вот эта Skoda, которая стоит на учете в Майкопе, никогда не выпускалась, а среди угнанных машин под ее описание подходит во-о-он та Skoda из Таганрога, хозяин которой уже отчаялся ее найти.

Это пример эффективного сбора информации и ее обработки, которая дает результат. Так вот, правительство намерено создать нечто подобное, но еще более масштабное – единую систему сбора и обмена информацией, что позволит видеть всё и вся. Благодаря этому можно будет замечать те или иные тенденции и отклонения, предсказывать и прогнозировать, а также подбирать наиболее эффективные способы решения разных проблем. Конечно же, не обойдется без искусственного интеллекта, так как человек не способен работать с такими объемами данных.

Но прежде необходимо создать инфраструктуру для сбора, передачи, хранения и обработки данных. На это и направлен нацпроект «Экономика данных», состоящий из шести основных задач.

  1. Сбор данных. Любых, в зависимости от сферы. Это и промышленность, и транспорт, и телемедицина, и наука (метеорология, сейсмология и так далее), и связь, и что угодно. Для этого нужно огромное количество высокочувствительных датчиков, в том числе квантовых сенсоров (они уже давно применяются и их рынок постоянно растет – по итогам 2022 года он достигал 278 млрд долларов). Это дополнит прочие способы сбора информации. Внедряя их, мы (вернее, государство) будем видеть все более полную картину того, что происходит вокруг.
  2. Передача собираемых данных, для чего нужно развивать системы связи. Информация не имеет особой ценности, если она не передается в режиме реального времени, без задержек и на большой скорости. От этого зависит, в большей степени, развитие умных городов и беспилотного транспорта, например.
  3. Хранение данных – на отечественных облачных платформах. А значит, нужны центры обработки данных и вычислительные мощности, желательно собственного производства и, предпочтительно, квантовых или фотонных (в настоящее время фотонный суперкомпьютер строится в Нижегородской области – в Сарове, также известном, как закрытый город Арзамас-16).
  4. Обеспечение безопасности данных путем квантового шифрования, чтобы не беспокоиться о кибератаках: подобные технологии делают системы безопасности неуязвимыми для взлома.
  5. Стандарты и протоколы работы с данными, чтобы в процессе обработки они не утекли налево. В том числе — с применением технологий квантовой криптографии.
  6. Обработка и анализ данных, репозитории открытого кода. И это, пожалуй, самая интересная часть нацпроекта, которая и даст результат. Алгоритмы анализа данных будут основываться на технологиях искусственного интеллекта. Машина будет отслеживать тенденции и замечать аномалии. Имея доступ ко всем данным, она сможет выдавать такие срезы потоков информации, о которых сегодня нельзя даже мечтать. Кроме того, будут моментально находиться причины аномалий, а проблемы можно будет устранять, едва они начнут зарождаться.

У правительства есть опыт работы по подобной схеме – в рамках спецпроекта по рисковым моделям социально-экономического развития и по мониторингу цен. Как рассказал премьер-министр Михаил Мишустин, это позволяет своевременно выявлять отклонения от планов и исправлять ситуацию. И по аналогичной схеме к 2030 году должны будут работать все сферы – четко, быстро, без ошибок и темных (неучтенных) данных, как в том конфликте трех баз.

Читайте также:

Что такое AMP: подробное руководство по ускоренным мобильным страницам

Лендинг своими руками? – Это легче, чем считается

Зачем вашей компании мобильное приложение в 2023 году