Телекомоператор договорился с американской кинозвездой на съемки в 15-серийном рекламном сериале. Стоимость контракта не разглашается, но оценивается в 1-2 млн долларов. Такая скромная сумма объясняется тем, что сам актер сниматься в сериале не будет. Его заменит компьютерная копия – молодой 33-летний Брюс Уиллис времен «Крепкого орешка».
Для съемок актера будет использоваться технология генерации лиц на основе нейросетевых алгоритмов от лаборатории Deepcake. Вы уже знакомы с работами лаборатории, если видели рекламу «Сбера», в которой «снялся» Жорж Милославский (Леонид Куравлёв) из фильма 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию».
Пересадка лица
То же самое будет и с Брюсом Уиллисом из «Крепкого орешка» 1988 года. Для этого программисты используют 34 000 кадров с киноактером, снятых 33 года назад. Затем лицо Брюса вместе с особенностями его мимики будет наложено на лицо дублера, и он, кроме всего прочего, заговорит на русском языке, словно всю жизнь владел им в совершенстве.
Технологию нельзя описать как перенос. Нейронные сети имитируют лицо, а не создают его копию. При этом учитывается и внешность дублера, а также окружающая среда, освещение, ракурсы, позы. То есть, например, дублер должен во многом походить на копируемого актера: тот же рост, комплекция, форма головы.
Готовых программ генерации лиц на основе нейросетевых алгоритмов в свободном доступе не так много, да и качество их картинок оставляет желать лучшего – лица выглядят как маски. Поэтому Deepcake разрабатывает собственные генераторы и постоянно их улучшает. Как рассказали в лаборатории, их нейросети написаны на базе популярного фреймоворка PyTorch. Так же поступают и в других компаниях, специализирующихся на генерации лиц на основе нейросетевых алгоритмов.
Не все копии одинаково хорошие
Но зритель не всегда благосклонно воспринимает актеров, созданных с помощью технологии генерации лиц на основе нейросетевых алгоритмов. В ряде случаев их образы вызывают порицание и осуждение. Как вы уже догадались, людям не нравится, когда в рекламе оживают ушедшие из жизни кумиры. Это, например, Одри Хепберн из «Римских каникул» (реклама шоколада), король вестерна Джон Уэйн (реклама пива), Джин Келли из «Поющих под дождем» (реклама автомобиля VW Golf). Такие камбеки воспринимаются далеко неоднозначно: где какой-то шоколад Galaxy или пиво Coors Light, а где Одри Хепберн и Джон Уэйн, недоумевают зрители. Как потомки этих знаковых людей эпохи могли продать их образы? Нередко подобные воскрешения сравнивают с надругательством.
Лицевое пиратство
Чтобы сэкономить, можно, конечно, создать похожего на ту или иную звезду актера и вставить его в рекламу своей компании. Например, таксопарк мог бы продвигать человек, похожий на Джейсона Стейтема из фильма «Перевозчик», а сеть магазинов одежды – девушка, напоминающая Рене Зеллвегер в образе, скажем, Бриджит Джонс. Заманчиво…
Как отметил адвокат Коллегии адвокатов города Москвы «Инконсалт» Михаил Тарасов, в этом случае все может обойтись. По запросу «потерпевшей» стороны или по заявлению лица, на кого похож ваш компьютерный персонаж, будет назначена экспертиза, которая может затянуться на весьма долгий срок. Кроме того, если не поскупиться на юриста, который подскажет, как лучше изменить внешность человека, чтобы к сходству нельзя было придраться с юридической точки зрения, то никаких последствий не будет вовсе. Это дешевле, чем арендовать образ официально.
Брюс вывез
Другое дело – Брюс Уиллис. Он жив, здоров и за скромное по голливудским меркам вознаграждение готов делиться своим образом, чтобы, как в случае с «МегаФоном», привлечь к компании внимание людей в возрасте 35+. Результатом он, кстати, оказался доволен:
«Мне понравилась точность, с которой получился мой персонаж. У меня отличный напарник, режиссерская работа также на высоте. Получился мини-фильм в привычном мне жанре комедийного боевика. Для меня это прекрасная возможность вернуться в прошлое. Нейросеть обучалась на контенте времен «Крепкого орешка» и «Пятого элемента», поэтому мой герой похож на образы тех лет».
Упомянутый напарник – это известный российский комик Азамат Мусагалиев, который должен привлечь в «МегаФон» молодежь. Он тоже снимался не лично, а посредством технологии генерации лиц на основе нейросетевых алгоритмов:
«Для меня это первый подобный опыт съемок с использованием технологии генерации лиц. Я впечатлен результатом и тем, насколько сегодня технологии меняют и облегчают привычные процессы. В первой серии мы с Брюсом попадаем в сложную ситуацию: в результате шпионских интриг мы потерпели поражение, и только новое предложение от “МегаФона” помогает нам найти выход из ситуации. Впереди зрителей ждут новые серии, в которых моя находчивость и харизма Брюса не раз спасают мир».