Что такое поведенческие факторы
В интернет-маркетинге поведенческие факторы — это метрики, позволяющие оценить эффективность сайта по действиям пользователей. В их число входят время пребывания на сайте, глубина просмотра, показатель отказов, коэффициент конверсии, CTR ссылок на сайт в выдаче поисковиков и другие показатели.
Поисковые системы (ПС) учитывают поведенческие факторы при ранжировании страниц. По поведению пользователей они могут косвенно судить о качестве ресурса и его соответствии интересам посетителей. Например, поисковики считают высокий показатель отказов признаком низкого качества ресурса: несоответствия контента интересам посетителей, проблем с дизайном и юзабилити и т.п.
Алгоритмы ПС построены так, что сайты с хорошими поведенческими метриками получают более высокие позиции в выдаче. Это в первую очередь касается крупнейшего в рунете поисковика «Яндекс».
Зачем накручивают поведенческие факторы
Здесь все понятно. Если улучшить поведенческие метрики, сайт получит более высокие позиции в выдаче и больше целевого трафика.
Существует два способа работы с поведенческими факторами. Вот первый: вы пашете днем и ночью, улучшаете дизайн и юзабилити, тратите деньги на качественный, актуальный и экспертный контент, продаете хороший продукт по приемлемой цене, искренне улыбаетесь каждому клиенту. Поведенческие метрики постепенно растут. Как сказал бы известный дизайнер, это долго и дорого, но зато надежно.
Олдскульные оптимизаторы не любят пахать и ждать, поэтому они придумали второй способ работы с поведенческими. Вот его смысл: вы обманываете поисковые системы, искусственно улучшая поведенческие факторы. С помощью программ или мотивированных школьников вы имитируете действия удовлетворенных пользователей: заходы на сайт из поиска, длительные сессии с просмотром большого числа страниц, даже конверсии. Поисковики видят, что пользователям нравится ваш сайт. Поэтому они отдают ему высокие позиции и трафик.
Конечно, это дорого, но все же дешевле, чем покупать качественный контент, морочить себе голову с юзабилити и возиться с каждым клиентом. Это очень быстро, в чем только дурак не увидит преимущества второго способа перед первым. И конечно же надежно, ведь инженеры поисковых систем не угонятся за гениями олдскульной оптимизации.
Надежно ли: краткая история борьбы с накруткой поведенческих
«Яндекс» стал учитывать поведенческие метрики при ранжировании ресурсов в 2009 году. Практически сразу появился рынок накрутки поведенческих. Крупнейший поисковик рунета начал с ним бороться.
Эпизод 1: Операция «Чистый поиск»
В середине 2011 года «Яндекс» дал первое крупное сражение накрутчикам поведенческих факторов. В ходе кампании, получившей название «Чистый поиск», поисковик наказал более 1000 сайтов, замеченных в использовании манипулятивных тактик. Пострадавшие ресурсы пользовались известными сервисами накрутки, включая Perfectseo, Userator, Megaseo, Megaindex и другие.
Представители «Яндекса» сообщили о существовании сети зараженных компьютеров или ботнета, которая использовалась для накрутки поведенческих метрик. Владельцы посылали ботнету команды, которые заставляли отдельные компьютеры-зомби имитировать действия пользователей. Незаметно для владельца ПК вредоносное программное обеспечение заходило на сайт поисковика, посылало запрос, переходило на нужный сайт и совершало необходимые действия. «Яндекс» не сообщил, был ли ботнет связан с упомянутыми выше сервисами, предлагавшими услугу накрутки поведенческих факторов.
Представьте, какие ресурсы нужны для создания ботнета. Во-первых, необходимо написать программу, которая будет имитировать действия пользователя. Во-вторых, эту программу необходимо незаметно установить на тысячах компьютеров. В-третьих, ее необходимо замаскировать от антивирусного ПО. В-четвертых, нужно дистанционно управлять компьютерами-зомби. Неужели ресурсы и таланты, необходимые для создания ботнета, нельзя использовать законно и конструктивно?
Эпизод 2: рутинная борьба с накрутками поведенческих
Несмотря на пессимизацию сайтов-штрафников, рынок накрутки поведенческих факторов не исчез. Владельцы ресурсов и оптимизаторы упрямо искали дыры в алгоритмах, а «Яндекс» с этим рутинно боролся. Накрутчиков не пугали даже периодически появляющиеся сообщения о крупных обновлениях алгоритма и массовых санкциях против нарушителей.
В сентябре 2014 Платоны опубликовали предупреждение любителям накруток. Инженеры «Яндекс» отметили, что манипуляции с пользовательскими метриками остаются в рунете массовым явлением. Они рассказали, что трафик на сайты, пессимизированные за поведенческие накрутки, падает в среднем в 2,5 раза. Сообщение «Яндекса» появилось спустя сутки после запуска бета-тестирования сервиса улучшения поведенческих факторов SeoPult. Как оказалось, совпадение дат не было случайным.
Эпизод 3: впечатляющий результат работы «Поведенческих факторов» SeoPult
24 сентября SeoPult анонсировал бета-тестирование сервиса «Поведенческие факторы». Компания утверждала, что сервис никак не связан с накруткой. По данным SeoPult, «Поведенческие факторы» обеспечивают переходы на сайты клиентов реальных пользователей, привлеченных с использованием RTB-трафика.
RTB (от англ. real time bidding) — это подход к покупке трафика, основанный на аукционах, которые проводятся в режиме реального времени.
Некоторые владельцы сайтов, решившие протестировать «Поведенческие факторы», стали сообщать о недостатках системы. Пользователь Searchengines.guru anstrem выделил следующие проблемы:
- Посетители, пришедшие на сайт благодаря системе «Поведенческие факторы», проводят на сайте практически одинаковое время.
- Пользователи действуют практически одинаково.
- Действия пользователей имеют признаки алгоритмических.
Anstrem объяснил проблемы тем, что действия пользователей имитирует робот. Другие вебмастера предположили, что речь идет о ручной накрутке: живые пользователи получали типичные задания, поэтому вели себя на сайте одинаково.
В начале декабря владельцы сайтов стали сообщать о негативных последствиях использования «Поведенческих факторов». Они столкнулись с падением трафика и выпадением запросов из топа выдачи.
В ответ на запросы владельцев сайта «Яндекс» подтвердил, что санкции связаны с накруткой поведенческих факторов. В ответах вебмастерам Платон Щукин упоминает SeoPult в числе сервисов, использующих некорректные методы продвижения.
Похоже, «Яндекс» победил еще одну революционную технологию обхода алгоритмов. И даже не вспотел. Поисковик проявил великодушие и пообещал отменить санкции, если владельцы сайтов откажутся от накруток. Конечно, им придется подождать несколько месяцев и потерпеть без трафика с крупнейшей в рунете поисковой системы. Последствия санкций поисковика могут оказаться разрушительными для бизнеса, если владельцы сайтов не изменят подходы к раскрутке.
Неравная борьба: почему «Яндекс» и другие поисковики всегда будут побеждать
Пока есть запрос на волшебные способы получения трафика и конверсий, будут появляться новые революционные способы и системы поведенческих факторов. «Яндекс» и другие ПС будут их легко и быстро побеждать. Почему? Вот некоторые причины:
- «Яндекс» круче. У него больше денег, лучшие технические возможности. Он может нанимать лучших специалистов. «Яндексу» есть за что сражаться: это его рынок, он точно не планирует делиться деньгами с накрутчиками.
- «Яндекс» и другие поисковики легко определяют даже самые тонкие накрутки поведенческих факторов. Любые революционные технологии влияния на метрики обречены по простой причине: они неизбежно вызывают аномальную активность на сайте. Представьте себе совокупность сайтов вашей тематики. Их сотни и тысячи. Поисковик знает, как ведут себя пользователи этих сайтов: откуда они приходят, сколько времени проводят на ресурсе, как они двигают мышкой, черт побери. Внезапное сильное изменение поведенческих метрик немедленно вызывает у роботов подозрение. Кстати, Платон может проверить подозрительный сайт и вручную. Но поисковику проще при малейшем подозрении использовать алгоритмические санкции. Почему? Объяснение ниже.
- Сайты, накручивающие поведенческие метрики, не защищены живым щитом. Это необходимо пояснить на примере. Поисковики очень аккуратно используют алгоритмические санкции за накрутку ссылочного. Почему? Под эти санкции могут попасть «белые» сайты. Например, кто угодно может купить 100500 ссылок с линкопомоек и использовать их против конкурентов. ПС должны держать это в уме, совершенствуя алгоритмы. Накрутчики ссылочного прикрываются живым щитом из нормальных сайтов и продолжают работать. Клиенты революционных систем накрутки поведенческих лишены такого щита, поэтому их сайты будут быстро и автоматически улетать в бан. Защита отсутствует из-за высокой стоимости влияния на поведенческие метрики. И чем более революционной будет система накруток, тем дороже она будет стоить.
Поисковики всегда будут на шаг впереди накрутчиков. Они создают алгоритмы, они видят все или практически все, они повышают качество выдачи и действуют в интересах пользователей поисковых систем. А пользователи хотят видеть в топе выдачи качественные сайты, а не ресурсы-выскочки, воспользовавшиеся хитрыми сервисами.
Победить в этой борьбе все-таки можно
И сделать это достаточно просто. Нужно отказаться от пагубного подхода к продвижению: стремления обмануть кого-то. Даже если этот кто-то — робот, алгоритм, поисковая система. Через поисковик вы хотите обмануть конечного пользователя. А это уже неправильно.
Помните два способа работы с поведенческими факторами? Чтобы победить в этой борьбе, нужно пахать и инвестировать в развитие ресурса. Нужно работать плечом к плечу с «Яндексом», а не искать дыры в его алгоритме. Ведь, как говорит Платон Щукин, «самый лучший способ привлечения посетителей — работа над качеством сайта, продукта и сервиса». Согласны? Тогда переходите на белую сторону.