В 15 лет Никита Колесников заработал на рекламе в «Инстаграм» первый гонорар, продвигая поддельные ролексы. Сейчас ему 18, он ведет множество проектов и совмещает работу с путешествиями.
«Порадуйте своего ребенка»
Когда нам с одноклассником Пашей было по 14 лет, мы участвовали в олимпиаде «Большие идеи для малого бизнеса», которую проводил университет технологий управления и экономики. Нам, семиклассникам, даже дали какие-то утешительные медальки за исследовательскую работу. Это вдохновило нас, но знаний для открытия собственного бизнеса, естественно, не хватало.
В 8 классе я был помощником у предпринимателя. Он готовил шоколад, а я доставлял его. Денег он за это не платил, но платил за другое. При доставке надо было попутно раздавать листовки с рекламой страницы в «Инстаграме» – мы просто подходили к прохожим, предлагали подписаться. Стоимость заказа была 1 500 рублей, мне за приведенных клиентов полагалось 10 % от этой суммы. Так я заработал первые 300 рублей.
Чуть позже в этом же году случилась большая удача. Мы с другом убирали школу – нам платили по 500 рублей каждому – и в подвале нашли коробку. Вскрыли ее, а там – светящиеся неоновые палочки – на них нажимаешь, и они мерцают. Остались с какого-то праздника. Учительница сказала вынести их на помойку, но мы понесли домой. Отсортировали работающие, сделали плакаты «Порадуйте своего ребенка» и пошли продавать по 100-200 рублей у метро «Технологический институт». Это крупная пересадочная станция в центре Петербурга, там всегда много народа.
За день мы заработали 7 000 рублей. Я хорошо помню эти деньги в кармане – пачку купюр по 50-100 рублей. В награду себе мы купили самое дешевое мороженое, ели его с наслаждением и думали: «Нет, мы больше тратить не хотим». Это был наш первый капитал.
Мы брали много разной работы. Как-то зазывали посетителей в новую чайную на Невском проспекте. Мне это потом пригодилось. У фрилансеров, которые работают в продажах или пишут объявления удаленно, есть минус: они сидят дома и живого общения у них ноль. Поэтому самый классный базис, который у нас был, – эти продажи в чайной, когда ты подходишь и спрашиваешь: «Хотите чаю?» Клиент выдает эмоцию. И ты потом понимаешь, как человек может отреагировать на какие-то слова в рекламе.
«Никто из нормальных таргетологов не хотел с этим связываться»
Когда мы учились в 9 классе, мой друг нашел онлайн-курс по таргетингу. Мы посмотрели вебинар, нас «прогрели», мы скинулись и купили курс. Начали изучать, первые шаги делать, пытаться продать наши услуги. Но в 15 лет, когда ты школьник, это сложно.
Первую клиентку я нашел в каком-то телеграм-чате. Она искала тех, кто настроит ей рекламу в «Инстаграме» с переводом на сайт. Я ей просто пересказал, что нам говорили на последнем вебинаре. Женщина спросила: «Да, отлично, сколько стоит?» У меня аж руки задрожали, и я сказал: «Две с половиной тысячи в неделю». А она: «Ок, давайте». Это был проект по продаже поддельных часов люксовых марок. Никто из нормальных таргетологов не хотел с этим связываться, а школьники пришли и сказали, что все сделают.
Мы проработали один месяц, заработали 10 000, были на седьмом небе от счастья. Сейчас понимаю, что на ее месте я бы выгнал нас спустя два дня. Мы ей привели пару заявок в начале, но потом нас начали банить, а мы не знали, как с этим бороться. Получилось так, что весь рекламный бюджет слили, а продажи у нее не увеличились, завтраками кормили – обещали, что скоро все наладится, а потом просто перестали отвечать на звонки и сообщения. Сейчас мне стыдно за этот эпизод, но тогда мы не понимали, что делаем не так.
«Я привел им чистой прибыли 6 миллионов рублей»
В 9 классе в чате специалистов по маркетингу я познакомился с одним успешным таргетологом – он искал помощника. Я предложил ему за 15 000 в месяц делать рутинную работу: настраивать рекламные кампании в «Яндексе» и соцсетях, писать типовые тексты объявлений, дорабатывать сайт по техническому заданию. А ему предложил оставить за собой креатив. Он согласился – так я стал ассистентом, а это лучший путь чему-либо научиться.
Через несколько месяцев моему наставнику предложили поработать в агентстве – назовем его S. Он отказался, потому что у него уже были хорошие клиенты и чеки, порекомендовал им меня. У них были крупные клиенты – MamaYoga, Skypark в Сочи, проект «Царская осанка» – и миллионные бюджеты. Прыжок с рекламного бюджета с 50 тысяч до 2 миллионов взрывал голову.
Мы созвонились с руководителем, он рассказал об условиях: тестовый период месяц, потом трудоустройство на ставку плюс оплата за KPI. Преимуществом было уметь настраивать воронку продаж через сервис Senler, а я как раз это и умел. Мне сразу дали крупный проект. Надо было настраивать объявления, тестить, следить за показами. Я решил: «О, изи, сейчас сделаю!»
Но реклама сначала не работала. В аудиторию не попадал, заголовки и посылы были не те, тестирование толком не было проведено. Мне в помощь дали специалиста. В конце концов мы совместными усилиями вытянули проект. Несмотря на такой неоднозначный старт, меня взяли на работу.
Были и удачи. Например, проект MamaYoga, которым я горжусь. Рекламный бюджет был 2 миллиона рублей. Я привел им чистой прибыли 6 миллионов рублей.
Через несколько месяцев я ушел из агентства. Мне тогда стукнуло 17, я был в 10 классе. Перед этим я съехал от мамы на съемную квартиру. Когда стал жить отдельно, начал считать деньги. Раньше я сидел на шее у мамы, а сейчас мне надо было оплачивать квартиру, еду, ЖКХ и другие статьи расходов. И я понял, что зарплаты в агентстве не хватает. Надо увеличивать доход.
В маркетинговой сфере комиссия достигает 40-60 %. Например, если чек 20 000, ты из них получишь только десятку. Поэтому как специалист ведешь пять клиентов и получаешь 50 000 в месяц. Это средняя зарплата в Петербурге. Год-два так поработать – это прекрасно. Но мне хотелось самостоятельности.
«Ты где? У тебя завтра ЕГЭ по русскому языку»
Все это время я продолжал учиться в школе, но уделял ей все меньше времени. В 9 классе я ходил на два занятия из трех, в 10 классе – на одно из трех, в 11 классе я посещал школу раз в месяц. Ходил только на предметы, которые мне нравились: обществознание, математику. Когда приходил на занятия, учителя иронизировали: «Спасибо, что вспомнил о школе, заходи, добро пожаловать!»
Мама на это реагировала плохо, поэтому я и стал снимать квартиру. Но она и поддерживала меня, говорила: «Да, ты молодец!» – и опускала с небес на землю, отрезвляла от мечтаний типа «щас буду делать мильёны».
С большинством учителей я договорился. Сказал: «У меня как бы оценка 2, но мы оба понимаем, что не хотим к двойке приходить. Вам попилят мозг, мне попилят мозг. Давайте я занесу три-пять работ для оценки, вы поставите 3 или 4». Так и получилось: у меня в аттестате три тройки, а остальное – четверки и даже есть пятерки.
В апреле этого года я отправился в путешествие по России. Поезда, самолеты, автобусы, попутки. Остановился в Ставрополе. Мне как-то пишет мать: «Ты где? У тебя завтра ЕГЭ по русскому языку». Пришлось срочно покупать билет и улетать. А на последний экзамен по обществознанию я вообще опоздал на 15 минут. Ехал на BlaBlaCar из Москвы, колесо пробило по дороге.
«Было страшно что-то менять в рекламной кампании»
Летом 2020 года мой первый наставник проводил онлайн-обучение по таргету, и я пришел туда, тоже как наставник. Мне было интересно, каково это вообще – людей обучать. Выбрал самую ответственную девочку и предложил ей стать моей ассистенткой. Я сразу отдал ей техническую работу: настраивать аудиторию, сайт, чтобы он совмещался с объявлениями, чтобы utm-метки доходили.
Еще у меня работают на подрядах два человека: один настраивает контекстную рекламу в «Яндексе», а второй – таргет в соцсетях. У них проектная оплата. У меня с 17 лет оформлена самозанятость. Обычно наши услуги – это создание сайта, настройка рекламы плюс доработка и ведение. Все заявки учитываются в CRM-системе.
Мне интересно написать длинный текст, создать текстовый сайт, прикольно оформить объявление. Люблю создать тандем в виде смешной шутки в объявлении, чтобы она дополнялась и на сайте.
Средний чек – от 37 000 до 65 000 за проект, за месяц. Там либо работа на привлечение и удержание клиентов, на высокий LTV, либо приходишь как стратег, настраиваешь человеку весь процесс, а дальше работают его специалисты. Сейчас я сотрудничаю с небольшими производствами, средним бизнесом. Это кухни на заказ, мебель, домашняя утварь. Еще зарабатываю на консалтинге. Личный доход – около 150 000. Сейчас он будет больше, потому что мы открыли второй проект. Он связан с биткоином.
Клиентов привлекаю разными способами. Сарафанное радио работает так: закинул предложение пяти старым клиентам, один тебя посоветовал двум-трем друзьям, и один-два человека купили. Есть рассылки, есть реклама моих услуг специалиста-маркетолога. С пеленой продающего текста, нацеленного на определенную нишу. То есть «Привет, кухонщик, у тебя проблемы? У меня есть решение, давай внедрю!».
Ошибки, конечно, все равно есть. Недопонимание со стороны клиентов. Типа: ты обещал мне сразу продажи, а пришли люди, которым нужны еще и замеры. Это ошибки на уровне переговоров – когда изначально не проговорены все детали. Когда подключаешь бюджет, а он сразу не окупается, вопросы начинают возникать в первую же неделю: почему не работает, почему покупатель не видит рекламу.
Но успешных проектов, конечно, больше. Например, была школа веб-дизайна. Мы работали с ними весь март и неделю в апреле. Цифры такие: за март они потратили на рекламу 546 000, получили общую прибыль 1 875 000, чистую – около 1 100 000, то есть вложения в рекламу у них окупились двукратно. Дальше – больше: за одну неделю в апреле они вложили 202 000, получили 1 089 000. Но в школу пришел новый маркетолог, и мы не сошлись с ним по условиям.
Я где-то полтора года боролся со страхом потерять то, чего добился. Мне было страшно что-то менять в рекламной кампании. Закинул первый вариант, и если он худо-бедно работает, я его не трогаю. А сейчас уже не так страшно. Если нет опыта в нише, то можно запулить 50 креативов, сделать 3-4 варианта сайта, чтобы найти рабочую связку: объявление – сайт – клик – созвон с менеджером. А если в проекте уже была реклама, берется срез последних двух месяцев и смотрится, что работало, что дало хорошую конверсию.
Самый странный мой проект – это «поющие» буддийские чаши для медитации. Я созванивался с заказчиком, просил описать последнюю клиентку. Как ее зовут, чем она занимается, сколько у нее детей, о чем думает постоянно, чему она радуется, что ее гложет, – вот такие детали нужно узнать. И тогда – бабах! – может прийти инсайт.
Продвигать такие необычные вещи сложно, но это ценный опыт. Источник картинки
«Я всегда на все предложения говорю “да”»
Изначально, когда мы со школьным другом начали учиться таргетингу, то думали на велосипедах доехать до Гибралтара. Но потом мне кто-то сказал: «Окстись, в Испании же Пиренеи, горная местность». Поэтому мы решили сократить маршрут до Парижа. Купили спальники, туристические коврики, нашли билеты Париж – Хельсинки, чтобы вернуться, и тут грянул коронавирус.
Ближайший месяц я провожу в Стамбуле, приехал сюда со знакомым продюсером. Хочу создать свой канал в «ТикТоке». Буду танцевать или петь под Леди Гагу, голоса у нас похожи. Шучу, конечно. Это сейчас самая прогрессивная соцсеть: быстренько изучил, дофамин получил, пошел дальше.
Дальше в планах – съездить в Москву на встречу с заказчиком. Производственники помнят свою молодость, когда они сидели на заводах без всякой электроники и что-то пилили, хотят продолжать в том же духе. Мне это общение в кайф. Я получаю удовольствие, если поговорили за жизнь. И даже если у меня результат не айс, человек с пониманием отнесется, потому что мы уже знакомы чуть ближе, не просто как исполнитель и директор.
После Москвы поеду на горнолыжный курорт Шерегеш кататься на сноуборде. Я тут консультировал одного начинающего таргетолога, вырастил себе конкурента, и теперь едем с ним дружной компанией. Еще недавно познакомился с предпринимателем с Алтая, он зовет в гости. Еще девочка знакомая приглашает в Улан-Удэ. Оттуда и до Бали недалеко. Но это только если работа позволит. А Новый год хочу встретить с семьей.
Наверно, добиться всего этого мне позволила такая особенность: я всегда на все предложения говорю «да». Развивать «ТикТок» в Стамбуле? Кататься на сноуборде в Шерегеше? Ехать в ночь на BlaBlaCar в Москву? Продавать «поющие» буддийские чаши? Да запросто! Я никогда не отказываюсь от работы или встречи, которые могут принести мне что-то новое – доход, клиентов, друзей, просто интересное общение.