Соавтор статьи: Дарья Магазейщикова, методист корпоративного университета «Учусь», iConText Group
Корпоративный университет — это юнит внутри компании, который обучает сотрудников для решения текущих и стратегических задач. Разного рода организации заинтересованы в том, чтобы дать своим специалистам возможность улучшить определенные навыки и в целом повысить уровень мастерства.
Каждый специалист должен обладать и базовыми, и уникальными характеристиками. Но как это обеспечить в рамках корпоративного обучения? Как не перегружать людей лишней информацией и обучать их точечно?
Сейчас активно развивается тренд на создание крупных LXP-платформ (для создания и управления обучающим контентом), которые формируют программу обучения автоматически на основе заполненных анкет пользователей. Они предлагают наиболее релевантные курсы.
Получается, что бизнес обучает сотрудников конкретным навыкам под определенные задачи. Правда, когнитивная нагрузка человека ограничена, так как в процессе изучения чего-либо мы используем так называемую рабочую память. Ее задействует наш мозг, когда мы рассуждаем, формируем модель поведения и размышляем.
В то же время, спектр возможностей рабочей памяти не так велик. Версии исследователей разнятся: либо она может удерживать 3-5 блоков информации, либо 5-9 (это буквы, цифры, слова, словесные фрагменты – идиомы, короткие утверждения или предложения).
Получается, одновременно эффективно изучать, что интересно человеку и необходимо бизнесу, — достаточно сложно. Особенно если учесть, что обучение совмещается с работой.
В таком случае стоит опираться на подход, который учитывает как мотивацию сотрудника, так и интересы работодателя. Для этого и существуют принципы персонализированного обучения.
Закулисная работа
Снятие потребности с бизнеса
Чтобы сделать обучение эффективным и полезным, изначально нужно четко определить запрос от бизнеса: какие навыки проседают у сотрудников и что необходимо развить для улучшения работы компании. Выявление этого позволяет персонализировать обучение.
Осведомлять всех обо всем — малоэффективно. Важно адаптировать направления обучения под студентов. С этим прекрасно справляются сотрудники отделов, деятельность которых изучается в корпоративном университете.
И для достижения целей бизнеса лучшим решением будет введение роли советника. Советники — это именно те люди, которые помогают готовить релевантные программы, подбирать наиболее эффективные форматы, собирать запросы и предоставлять их основному заказчику обучения: бизнесу.
Качественный отбор на обучение
Каждый человек сам решает, нужно ли ему в данный момент обучение или нет. Чтобы попасть на очные программы обучения, например, у нас в компании сотрудники проходят двухэтапный отбор.
Сначала руководители составляют списки тех, кому конкретная программа необходима для решения бизнес-задач. Затем сотрудники проходят собеседование, решают тестовое задание или отвечают на вопросы.
Важно проводить отбор на программу с целью выявления реальной мотивации сотрудника к обучению. Ведь только в этом случае можно прийти к ожидаемому результату.
Прохождение анкеты сотрудником и выявление его ожиданий от обучения помогают персонализировать программу под конкретные запросы. А еще учесть пожелания при определении структуры, формата, выборе преподавателя и так далее.
Летом 2023 года мы запустили длительную программу «Продуктовая мастерская», списки участников на которую представили руководители. Так вышло, что 50% слушателей не закончили обучение. Программа оказалась не самой прикладной, рабочим задачам она не помогала. Но мы перезапустили проект в 2024 году, сделали отбор на программу двухэтапным, благодаря чему подробно изучили мотивацию самих сотрудников. Это позволило увеличить количество студентов, успешно окончивших программу, до 77%.
Вовлеченность руководителей
Именно они составляют первичные списки студентов. Руководители понимают, ради решения каких задач сотрудник пришел в корпоративный университет. Их мнение учитывается при формировании плана обучения. Они не только инициируют развитие подчиненных, но и активно отслеживают их успехи, учитывая результаты обучения при принятии управленческих решений. К подобному корпоративный университет приходит путем прямой коммуникации с руководителями, получения регулярной обратной связи и проведения опросов.
Выбор формата обучения
Для персонализации обучения важен выбор эффективного формата под каждое направление.
Для хард-скиллов мы, как правило, выбираем онлайн или смешанный формат, чтобы каждый сотрудник мог разобраться в теме в комфортном ему темпе и отработать полученные знания.
Софт-скиллы эффективнее развивать в офлайн-формате, так как необходимо много времени уделять практике в группе и отработке навыков. Если же сотрудник работает удаленно, мы предоставляем возможность пройти офлайн-курс в записи, предварительно адаптировав его для онлайн-формата.
Работа со студентами
Тестирование сотрудников
Ежегодно мы проводим в компании тестирование по хард-скиллам сотрудников: Hard Skills Screening (excel, веб-аналитика, контекстная реклама и др.).
Задания разрабатываются с учетом персонализированного подхода. Это происходит с помощью составления списков вопросов на основе реальных практических задач сотрудников. Перечень тестов формируется и меняется для разных отделов и направлений. Благодаря этому каждый сотрудник проходит только те, которые соответствуют его реальным задачам.
На платформе мы выстраиваем индивидуальные образовательные траектории с учётом специфики работы каждого сотрудника. Например, в этом году мы решили учесть обратную связь от сотрудников и разделили тесты по excel, веб-аналитике и контекстной рекламе на базовый и продвинутый уровни. Более сложные были для представителей технических направлений, а упрощенная версия – для коллег из отдела клиентского сервиса.
Это помогло повысить эффективность прохождения тестирования и приблизить его к реальным рабочим задачам сотрудников. Благодаря этому показатель COR увеличился с 75% до 90%.
Выбор интересующих курсов
Для более точечного обучения можно создавать открытый каталог курсов, доступный всем сотрудникам. Каждый может в любой момент выбрать тот курс, раздел или материал, который ему необходим. Хорошая структура и внимание к деталям при оформлении курсов помогают выработать у сотрудников привычку обращаться к материалам при возникновении вопросов.
Прямая коммуникация в процессе обучения
Персонализация обучения подразумевает прямое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Общение в рамках курса с преподавателями и другими участниками помогает создавать более дружелюбную и погружающую в процесс атмосферу. Оно также стимулирует обмен опытом и выстраивание партнерских взаимоотношений в команде.
Так, к примеру, раньше у нас была проблема с домашними заданиями в рамках длительных программ. Сотрудники их не выполняли из-за нехватки времени и мотивации. В связи с этим нам даже пришлось удалить домашние задания из перечня обязательных критериев для успешного завершения обучения.
В этом году в программах «Развитие руководителей» и «Клиентский опыт» мы настроили коммуникацию студентов с преподавателями в чате. Там же коллеги и выполняли домашние задания. Они были небольшими, поэтому на них уходило не так много времени. Студенты видели результаты «внеурочной» работы друг друга, что их и мотивировало. К тому же домашние задания не оставались без внимания и обратной связи преподавателя.
В конечном счете — одним из критериев для получения диплома было выполнение 85% домашних заданий, и с этим справилось 90% сотрудников.
Заключение
Необходимо подбирать программы обучения и адаптировать их под конкретных людей с учетом интересов и сотрудников, и работодателей. Как нам кажется, идеальный рецепт персонализированной программы обучения, состоящий из восьми пунктов, таков:
- Стараться делать обучающие программы поэтапно, не забывать ни об одном из значимых шагов.
- Определять потребности в обучении от бизнеса.
- Изучать мотивацию самих сотрудников.
- Качественно отбирать на программу заинтересованных в развитии людей.
- Адаптировать программы под задачи бизнеса с учетом особенностей аудитории.
- Обеспечивать поддержку от руководителей на каждом этапе обучения.
- Постоянно коммуницировать со всеми участниками процесса.
- Собирать обратную связь.
Читайте также:
Главные тренды рынка труда 2025
Лучшие подарки для специалистов digital: прикольная штука, активность и редкость!
Как получить хорошо оплачиваемую работу благодаря нейросетям