В 2013 году весь наш город с населением 150 000 человек сидел во «ВКонтакте». Публичные страницы только появлялись, популярными были обычные группы с открытой стеной. Чем меньше деревня – тем больше сплетен. Каждый день во «ВКонтакте» создавались группы с выдуманными историями, где подростки анонимно поливали друг друга грязью.
Я тоже хотел свою «минуту славы». Делать группу со сплетнями смысла не было – подобные сообщества быстро блокировали за оскорбления участников. Я решил сделать обычную городскую страницу – эдакий форум нового формата, в котором люди будут обмениваться новостями, предложениями и фотографиями. Свое детище я окрестил «Типичным Мелитополем». Нужно было создать что-то новое, смешное и привлекательное. Нужна была уникальная фишка, которая отличала бы мой паблик от десятков других. Этой фишкой стали городские мемы.
«Фотошопом» пользоваться я не умел, поэтому в ход пошел обычный Paint. Я подглядывали идеи у похожих крупных пабликов, искал красивые фотографии города и придумывал смешные подписи.
Контент был откровенно слабым. Однако через сутки после создания группы в нее вступило больше 200 подписчиков из моего города. Как я их туда нагнал – расскажу дальше.
Взгляните на примеры моих «художеств»
Первые бесплатные подписчики
Я загорелся идеей и стал фанатичным. Каждые 15 минут обновлял ленту, проверял лайки, читал комментарии, общался с подписчиками. Картинки люди активно репостили, но где-то на тысяче подписчиков наступил застой. Я решил действовать масштабно.
Спам
Старый добрый спам. В городе уже были группы с 10 000 – 15 000 подписчиков, но там постили неинтересные вещи вроде часовых видео с детских концертов в местном Доме культуры.
Я размещал ссылку на свою группу на форумах, в других пабликах и на барахолках. К ссылкам я добавлял банальные надписи типа «подписывайтесь, тут интересно», прикреплял смешные картинки по теме. Вскоре способ перестал быть эффективным, пришлось искать новые.
Взаимопиар
Когда спам перестал приносить подписчиков, я стал договариваться с общетематическими группами о взаимном пиаре. Я напрямую вредил им и уводил аудиторию. Но мой паблик был активным и живым, подписчики охотно откликались на рекомендации, поэтому для других админов взаимопиар тоже был выгоден – им перепадала моя аудитория.
Конкурсы
Лишних денег у меня не было, поэтому я проводил так называемые конкурсы без вознаграждения. Происходило это следующим образом: публиковался пост на стену с призывом сделать репост. Победитель выбирался спустя день, а его фотография ставилась на аватарку сообщества на сутки в качестве приза. Примитивно, но подростки делали репосты с завидной регулярностью.
Новые группы
Когда в группе появилась неплохая активность, а число подписчиков перевалило за 10 000, я решил расширяться. Одного «Типичного» мне стало мало. Я сделал еще несколько «профильных» сообществ:
- «Подслушано». Здесь люди делились своим мнением по поводу городских новостей, общались и рассказывали забавные истории.
- «Внезапная любовь». Здесь подписчики находили понравившихся им на улице людей. Например, «девочка в синей куртке, которая гуляла в парке во вторник, отзовись».
- «Давай погуляем?» В этой группе пользователи просто искали компанию на вечер.
Первая реклама
Я не рассматривал свое хобби как заработок. Я зависал в группах часами напролет и был невероятно рад, что мне удалось сделать что-то, что объединяло людей и позволяло им как-то решать свои бытовые проблемы. О доходе я и мечтать не мог, но на монетизацию все же удалось выйти.
Первая реклама была заказана приблизительно через год после создания сообщества.
Я создавал искусственный ажиотаж: периодически публиковал откровенно рекламные посты, чтобы сделать видимость востребованности паблика. Публиковал рекламу концертов любимых музыкальных групп, афиши единственного кинотеатра и так далее. Все, естественно, по собственной инициативе и абсолютно бесплатно.
Первым заказчиком был мой ровесник, который читал рэп. Он попросил прорекламировать его новый трек – я согласился. Тогда я взял с него 20 гривен (приблизительно 45 р.).
Забегу вперед: на пике популярности «Типичного» обычный рекламный пост на стену стоил 250 р., а закрепление поста в шапке – 1 500 р. в сутки. В остальных группах стоимость была ниже. Для оптовиков – скидки.
Скандалы, интриги, расследования
Когда местные группы, форумы и сайты увидели неиссякаемый поток рекламы в «Типичном», их зависти не было предела. Сыпались угрозы в личку – нам сулили наказание за похищенный контент. В свое оправдание скажу, что они делали так же. По сути, мы просто обменивались контентом без предварительной договоренности. О группах начали писать местные блогеры, СМИ и молодежные порталы.
Первые неудобства
Хобби принесло немало проблем. Подходил к концу 2014 год и Украина была в непростой ситуации. На горизонте появились опасные недоброжелатели. Например, однажды мне в личные сообщения написала девушка. Она была очень настойчива и звала меня прогуляться. Я до последнего отказывался, но друг настоял, чтобы мы пошли на встречу в формате «2 на 2».
При встрече девушки вели себя очень странно: озирались, смотрели на нас дикими глазами, тянули к определенному месту, якобы там тихо и спокойно. Мы подошли к заветной лавочке, наши спутницы быстро встали и убежали в кусты. Тут же из кустов к нам вышла группа молодых парней, явно настроенных решительно. Мы до последнего не понимали, чего они хотят.
Они долго рассказывали нам, что мы вредим обществу и публикуем недопустимые материалы. Мы даже не поняли, за какую сторону они выступали и какой контент им не понравился.
Ситуация решилась мирно, парни удалились. Они были какими-то националистами, им просто не понравились посты в «Типичном» о беспорядках в Киеве. Но самое интересное выяснилось через несколько месяцев.
Оказывается, они подогнали машину к окраине парка, хотели погрузить нас в багажник и вывезти за город, чтобы доказать свою правоту не только разговорами. Вдумайтесь. Они наняли каких-то девочек и готовы были пойти на похищение, чтобы поговорить о паблике и его контенте. Это льстило и пугало одновременно.
Проблемы с законом
Угрозы сыпались в личные сообщения постоянно. Одним не нравились посты о беспорядках, другим не нравились посты про Крым, третьи просто проявляли неадекватность. Я же, в свою очередь, считал паблики независимой площадкой, где люди могут свободно выражать собственные мысли. Поэтому и публиковал все, что приходило в «Предлагаемые новости».
Однажды в «предложку» скинули гневный пост о ситуации в стране. Какая-то женщина призывала к блокировке воинских частей, чтобы солдат-срочников не отправляли на войну. Я и подумать не мог, что кто-то из серьезных и взрослых людей может в принципе интересоваться подростковыми пабликами в социальных сетях, поэтому бездумно опубликовал пост и отправился заниматься своими делами.
Утром новости по региональному телевидению заставили меня поперхнуться. Возле местного военкомата действительно собралась толпа людей, которая успешно блокировала военных некоторое время. Но заставил меня удивиться не этот факт, а фраза телеведущего: «Организатором незаконного митинга является некое сообщество в социальной сети, под названием…» Я просто обомлел. Пост был быстро удален в надежде, что на меня ничего такого не «повесят». К счастью, дальше телевидения инцидент не ушел.
В один прекрасный день ко мне и другу-админу в гости пожаловали люди в форме. Это были представители СБУ – службы безопасности Украины. Меня они дома не застали, а вот друга пригласили на беседу. В кабинете ему вежливо объяснили, что мы своими постами разжигаем межнациональную рознь и «сепаратистские настроения».
Случались и проблемы непосредственно с полицией. В городе была небольшая традиция: каждую зиму молодежь собиралась в центре, чтобы устроить «Снежную битву». У мероприятия не было организатора, поэтому оно было немасштабным.
Зимой выпало много снега, и я решил не терять возможности поразвлечься. Раскидал объявления по своим группам о грядущем мероприятии и вскоре явился на место встречи сам. Это было неописуемо. Если раньше поиграть в снежки приходило 10–20 человек, то в этот раз пришло человек 300.
Прохожие думали, что это какой-то митинг. В ходе мероприятия толпа «разошлась» и начала громить окна Дома культуры, какую-то девочку при этом травмировали. Приехала полиция. Ответственность за нарушения хотели возложить на меня как на организатора. После обещания уйти полиция закрыла глаза на нарушения.
Первые деньги
Вместе со всеми «акциями и мероприятиями» рос престиж групп. Меня и моих помощников узнавали на улицах, рекламу заказывали наперед, предложения лились рекой. Местным заказчикам было непонятно, как это платить за рекламу в каких-то там «интернетах». Они привыкли заказывать ее в газетах, на ТВ и радио. Поэтому на первых порах они предлагали «продукцию». Я охотно соглашался. Это были билеты в аквапарк и кино, сертификаты на посещение баров и тренажерных залов, чашки с символикой групп и многое другое.
Постепенно я стал замечать, что денег как-то много: их хватало буквально на все! Посчитал доходы с пабликов и зарплату на своей основной работе. В интернете я получал в 2–3 раза больше. Через несколько месяцев с легкой душой уволился.
Тут меня ждал облом – в течение месяца рекламы совсем не было. Появилась депрессия, апатия, разочарование. Для меня, как бы цинично это не звучало, ситуацию спасло масштабное происшествие в центре города – перестрелка с использованием автоматического оружия, которая, к сожалению, унесла несколько жизней.
Новость разлетелась по Украине, в группу начали массово скидывать фотографии с места происшествия, видео, подробности. В тот период в каждую группу в сутки заходило по 10 000 – 15 000 человек. Вот тогда и настал пик. В месяц профит достигал 700 $. Это притом, что годом ранее я работал сутками за 150 $ в месяц!
Я не мог позволить себе делать рекламу дорогой – люди просто бы не обращались. Приходилось брать количеством. К сожалению, во «ВКонтакте» была запрещена реклама в «шапке», то есть закрепленной записи. К тому же, в день можно было размещать всего 5 рекламных постов: 3 прямых, 2 из биржи рекламы.
С биржей особо не складывалось – посты были, но редко. Прямой рекламы было много. Чтобы получать максимум, приходилось идти на уловки. Например, в «шапке» я размещал только ту рекламу, которая непосредственно относится к городской тематике и не расценивалась администрацией «ВКонтакте» как реклама: концерт известной группы, праздничное мероприятие, митинг, открытие нового кафе.
У меня появилось несколько крупных (по меркам города) заказчиков. Одним из них была всеукраинская служба такси. Владельцы такси заказывали рекламу огромными партиями на много месяцев вперед. Собственно, только благодаря продаже рекламы наперед удавалось получать большую прибыль. Люди занимали рекламные места за 2–3 месяца. Чтобы это все вмещать в паблик, нужно было кидать много обычных постов и размещать рекламу, где только можно. Были «оккупированы» все альбомы, закрепленная запись, блок ссылок, лента и даже аватарка.
В один «прекрасный» день я все-таки попался – пост в «шапке» сочли рекламным. В качестве наказания на меня был наложен запрет на размещение ссылок и рекламных постов. Несоблюдение правил могло повлечь вечную блокировку возможности размещать рекламу.
Многим, кто заказал рекламу наперед, я в качестве компенсации предлагал размещать больше постов в других, менее крупных моих пабликах. 90 % соглашались, а вот мое любимое такси потребовало часть денег назад. Я честно их вернул, но больше представители такси рекламу не заказывали. Наступали тяжелые времена.
Судьба пабликов
Продажа пабликов
Однажды, еще до проблем с рекламой, знакомый предложил выкупить у меня группы. Спросил цену. Я рассмеялся, так как тогда продавать их было бы невероятно невыгодно. Но, как я написал выше, позже на самый крупный из моих пабликов наложили запрет на размещение ссылок. В стране происходило что-то ужасное, по телевизору говорили о блокировке российских сайтов. Я прекрасно понимал, что если «ВК» заблокируют для Украины, то все пропало.
Деньги за рекламу уже не поступали – все распродано наперед. Становилось боязно, на работу возвращаться желания не было. Поэтому, поразмыслив, я решил, что время пришло. Позвонил товарищу, который предлагал купить паблики, и назначил встречу.
На встрече он предложил 2 000 $. Я согласился, но на определенных условиях:
- Все деньги я получаю сразу же.
- После продажи я остаюсь администратором и отвечаю за контент. Договорились об окладе в 10 000 р.
- Вся реклама, проданная наперед, будет честно размещена.
«Типичный» приносил прибыль еще 2–3 года. Потом аудитория резко сократилась, реклама исчезла. Вскоре коллега сообщил мне, что главный паблик продан. Активности больше нет: вместо 500 лайков на каждой записи сегодня можно увидеть 5–10. Остальные сообщества функционируют, но сторонней рекламы там нет. Для посещения российских ресурсов украинцам нужно устанавливать VPN, который не совсем корректно работает с телефонов и планшетов, поэтому широкую аудиторию для «Типичного» в «ВК» уже не соберешь.
Владелец перестал интересоваться неприбыльными группами. Моя зарплата сокращалась несколько раз, потом он вовсе перестал ее платить. Но я не отчаялся, с его позволения продолжил зарабатывать на «остатках империи».
Решил подзаработать на CPA – партнерских программах. Брал реферальные ссылки, приятно оформлял пост, размещал. «Лил» трафик я только на микрофинансовые организации. 5–6 постов в месяц приносили 100–150 $. Мелочь, а приятно.
Продажа «админок»
«Подслушано» давно превратился в площадку для общения конкретной группы людей. И хоть туда все еще ежедневно заходит приблизительно 1 000 человек, активность проявляют только те, кто сидит в группе еще с 2014 года. За ними интересно наблюдать: они развязали самую настоящую информационную войну друг против друга. С некоторыми из них я заключил сделку: за определенную сумму они получают доступ к модерации на месяц. Они видят, кто публикует посты, видят список предложенных новостей, могут блокировать пользователей.
Сколько я заработал
Если брать период с 2016 по 2019 годы, общая сумма прибыли составила около 15 000 $. При этом я получал удовольствие от развития группы, организовывал публичные мероприятия, знакомился с интересными людьми и не был вынужден ходить на работу.
Сейчас в группах от 20 000 до 60 000 подписчиков – это притом, что в городе всего 150 000 населения.
Что в итоге:
- Заработано 15 000 $ без копейки вложений и приложения особых усилий (только затраченное время).
- Проведено десятки мероприятий, как законных, так и не совсем.
- Было заведено много полезных контактов, включая связи с местными журналистами. Позже именно благодаря пабликам я смог устроиться на стажировку в местную редакцию газеты.
Я получил бесценный опыт и уйму положительных эмоций.