На YouTube появился документальный фильм с участием Даниила Крамера и исполнителей из 14 стран.
На экране – барабанщик. У него маска на лице, а палочки он держит в перчатках, которые мы часто видим в супермаркетах на руках у кассиров. Перед ним – пустой зал. Для кого играть, если никому в зал нельзя?
Так начинается документальный фильм «Быть артистом в эпоху COVID» (Being an artist during the Covid Era) музыкального продюсера Виктора Радзиевского и режиссера Алексея Круглова. Он рассказывает о судьбах музыкантов из пятнадцати стран, анализирует, как в условиях пандемии государства относятся к людям творческих профессий.
Не первая скрипка
Фильм сделали, чтобы привлечь внимание к артистам всего мира в период пандемии – так говорит голос за кадром. Казалось бы, кому бы жаловаться на отсутствие внимания, но согласитесь, помимо звезд есть и те, кто играет в оркестре, кто обожает музыку, отдал ей всю жизнь, но не является «первой скрипкой».
Сегодня множество музыкантов по-прежнему живет в режиме изоляции. Кому-то удается с этим справиться, кто-то ломается. В каких-то странах музыкантов поддерживают, у них есть пособие хотя бы на еду. В других артисты вышли из поля зрения государства. Кто, как и где выживает?
Грустно, но есть и случаи невыживания – самоубийства людей, которые потеряли возможность для самореализации. Есть ли способы избежать таких последствий депрессии у тех, кто занимается профессионально музыкой, служит в театре или день за днем откладывает съемки фильма из-за невозможности играть Гамлета в маске?
Виктор Радзиевский, музыкальный продюсер и режиссер фильма, считает, что «нас легко не заметить и нами легко пренебречь. Нас, на самом деле, легко уничтожить. Но будет ли человечеству от этого лучше? Я в этом не уверен».
– Мы уверены, что искусство и культура, – говорит Виктор, – это та самая панацея, в которой отчаянно нуждается наш мир. Да, она не может спасти вас от вируса. Но, что намного важнее, она способна уберечь вашу душу от разрушения.
Жизнь в кофре
15 стран, 15 интервью и не так много вариантов выживания, к сожалению. Виктор называет людей искусства «невидимками» для государств, и с печалью добавляет:
– Наша жизнь с легкостью помещается в небольшой чемодан и кофр для музыкальных инструментов. Мы любим путешествия и не видим свою жизнь без аплодисментов. Сегодня миллионы из нас находятся на грани нищеты. Мы не можем выступать из-за ограничительных мер. Многие из нас находятся на грани отчаяния, и причина – не только лишь вирус.
В Италии, первой европейской стране, столкнувшейся с массовыми смертями, на вопросы отвечал Эмануэле Чизи – известный саксофонист, профессор Туринской консерватории. Он достаточно обеспечен, чтобы жить весь год в своем доме в Альпах, но это затворничество, спасая жизнь, не спасает от мысли о судьбах его студентов. Эмануэле не говорит о физической смерти, но говорит о смерти профессии: «Некоторые из моих учеников сейчас разносят пиццу». Не секрет, что большинство музыкантов начинают свою работу в барах и ресторанах, но заново открыться после локдауна не может никто: в Италии есть государственная поддержка – 600 евро за четыре месяца простоя. И музыканты тут лишние.
Другой вариант – в Германии. Джазовая певица и композитор Микаэла Штайнхауэр вздыхает:
– Артисты справляются с финансовой ситуацией, но находятся в глубокой депрессии.
Самая большая проблема в Германии – это даже не деньги, а непонимание, что будет завтра.
У меня есть друзья, которые не прикасались к инструменту месяцами, не зная, когда им придется играть снова. Есть пособия, но это для тех, кто не в состоянии работать. Нет достоинства в том, чтобы просить эти пособия. Я училась, я старалась, мы все так старались, чтобы быть там, где мы сейчас. С самого детства.
Рынок безработных
Главный вопрос задает контрабасист Юрий Голубев (Великобритания): «Сохранится ли в будущем профессия музыкантов такой, какой мы ее знаем? Или мы все пополним рынок безработных?»
– Видел плакаты в Англии, где артистка балета использовалась как пример того, что надо изучать новые профессии, – рассказывает Юрий.
Отчаяние – основное слово в описании ситуации в Европе и США. Франция дает своим музыкантам пособие по безработице, в Великобритании разово «скинулись» по 200 фунтов члены профсоюзов, в Голландии кивают на Францию, которая хоть что-то делает и говорят, что поддержка от их государства не работает от слова «совсем».
В Турции зафиксированы сотни самоубийств, в других странах музыканты срочно переквалифицируются в поваров, чтобы готовить заказы для доставки курьерами в масках. Им повезло, как джазмену Юрию Мхатма на Бали: было хобби, стало средством для выживания.
Даниил Крамер, известный российский пианист и композитор, иронизирует:
– Какая разница между заполнением залов на 25 процентов или 50 процентов, в то время когда метро работает на сто процентов? Не знаю. Мне кажется, это был эксперимент, как люди отреагируют, если кто-то остановит их жизнь. И эксперимент оказался удачным. Впрочем, для русского менталитета, для тех, кто жил в начале 90-х годов или родился в 60-е или 70-е годы, крайне сложно найти что-то, что может нас напугать.
Тем временем кто-то дает онлайн-уроки из Бразилии. Выступающих на улицах в Израиле штрафуют. В Токио «еще разрешают собираться». В смысле, квартетами и квинтетами, если не страшно выходить перед пустым залом. Так имеет ли смысл бороться?..
Выбор каждого дня
– Тебе 30, чувак, – говорит автор фильма Виктор Радзиевский. – Сыграл тут, выступил там, и ты еще не стал рок-звездой. Так, может быть, пора найти нормальную работу? Это все старые добрые нравоучения. Отказаться от мечты? В такие моменты большинство артистов невольно думают о себе как об обузе. Это разбивает сердца. На самом деле, правда в том, что нужна невероятная смелость, чтобы пожертвовать уверенностью в завтрашнем дне ради того, что ты любишь. Ради свободы быть тем, кто ты есть.
Это выбор, который делает артист каждый день.
Я лишился многих друзей и женщины, которую любил. Я решился сделать фильм в миг величайшего отчаяния. Это привнесло в мою жизнь смысл.
Пандемия показала, что никто не позаботится о нас, кроме нас самих. Артист в 21 веке должен научиться бороться не только за хлеб, но и за свои права. Мы должны перестать быть невидимками для государств. Быть артистом в современном мире – это миссия.
Мы справимся, если будем заботиться друг о друге. Никогда не сдавайтесь.
Посмотреть фильм «Быть артистом в эпоху COVID» можно здесь.