Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Воркшопы для копирайтеров, или учебные мероприятия с целью обмена опытом между участниками Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Воркшоп – это учебное мероприятие, посвященное обмену опытом между участниками. В центре внимания – их собственные наработки, а не ведущий с его компетенцией.

Вы можете не быть «гуру», но каждый воркшоп даст положительный эффект. И, как ни парадоксально, вы ощутите себя чуть ли не суперменом, как и остальные участники процесса. Как показывает практика, многие не ожидают от себя, что знают так много полезной для других информации.

Выбор темы

Чтобы выявить нужды команды, нужно проанализировать текущие и планируемые задачи, оценить, сколько времени у каждого сотрудника уходит на их выполнение и почему. Разберем на конкретных примерах.

Оценка сайта перед началом работы

Допустим, начали работать с новым сайтом. Поручили одному сотруднику: написал, отправили клиенту, пришло много правок и просьба «поиграть со стилем». Поставили задачу другому сотруднику – стиль понравился, но не были учтены предыдущие правки. Понятно, что человек не уточнил у первого исполнителя ничего, так как тот, к примеру, заболел или ушел в отпуск. Или, давайте уж «по-чесноку», было лень. Постановщик задачи забыл передать правки клиента новому исполнителю. Спектр вероятных причин такой же обширный. При редактировании правки не учтены обычно по самой глупой причине: забыл, не там посмотрел, не обратил внимание, не подумал, что это важно.

Хорошо, когда отлажена четкая система фиксации правок от клиентов, но практика показывает, – не все их учитывают, когда приступают к новому проекту. Дело не в невнимательности или непрофессионализме, хочется верить. Проблема в том, что это не проговорили и не проработали.

Когда приходит новый проект, можно поступить несколькими способами.

  1. Примерно понимая, кто на какую тему хорошо пишет, распределить задачи.
  2. Дать всем возможность всем написать по одному тексту, и каждый потратит время на то, чтобы погрузиться в проект.
Если ставить каждому задачу на изучение нового проекта, это слишком лакомый кусок от всего пирога трудочасов.
  1. Провести воркшоп. За отведенное время все смогут нырнуть ненадолго в проект. Конечно, это будет не полноценное погружение. Но делу это не помешает. Когда обучают дайвингу, первый урок проводится не в открытом море, а в бассейне.

Воркшоп можно провести и по результатам неудачного погружения в новый проект.

Допустим, к нам на продвижение пришла сеть кофеен «Кофейный кофеман». Два копирайтера написали по тексту, и оба клиенту не понравились. Вот фрагменты:

Капуцины об этом и не знали!
«Как бы» кофе

Голубым выделены удачные моменты: правильная пунктуация (где «что если»). Конечно, совсем не обязательно выделять голубым все правильно расставленные запятые, но когда речь идет о сложных случаях, то почему бы и нет. Человеку будет приятно, что вы замечаете не только ошибки, но и удачные моменты, это стимулирует писать лучше.

Красным в первом примере – тавтология («перемешанная смесь»), употребление слова в неверном значении («прозвать» – дать кому-то кличку, а у кофе клички быть не может). Во втором примере – речевой штамп (самое начало) и остальные ошибки. Лиловым – предложение, в котором две части не соотносятся между собой по смыслу: в первой говорится о вкусе кофе, а во второй – о значении термина.

Конечно, выделены не все ошибки. Внимательные читатели найдут еще. Участники воркшопа будут шлифовать тексты и получится вариант лучше, чем был изначально.

Инвентаризация контента

Если нужно поработать над сложной задачей, можно выполнить это самостоятельно или перепоручить самому ответственному сотруднику. А можно – в формате воркшопа. Он отлично подходит для инвентаризации контента. Например, есть страницы, контент которых нужно исправить полностью или частично.

Что, если поручить это всей команде копирайтеров? Положить на «операционный стол», вооружиться инструментами и «препарировать».

Проблемы в подготовке конкретного типа контента

Например, пресловутые карточки товаров. Если наломали дров, запланируйте воркшоп «Написание карточек товаров» и проработайте все на практике.

Я представила палатку у подножия горы и ощутила аромат жареного хлеба, но хандру и скуку этот текст все равно нагоняет
Оказывается, по кофе можно оценить прелесть истории, вон оно как!
Главное – не запутаться в переплетениях оттенков и кислинок

В этих описаниях прекрасно все. Если серьезно, не все увидят, что в них не так. Кто-то проникнется саркастическими комментариями. Другие подхватят и обратят внимание на множество других ошибок.

Проработка часто встречающихся ошибок

Вы каждый день проверяете тексты и в общих чертах можете вспомнить, что за ошибки допускают копирайтеры. На основании этого выделите приблизительные темы, как у меня в таблице ниже, и начните заполнять.

Если сейчас вот так навскидку не можете даже набросать таблицу, начните просто сначала в отдельный файл собирать ошибки копирайтеров и постепенно их группировать. Например, можно начать в пятницу, 1 сентября. Вот такой план я набросала на месяц регулярных воркшопов. Читаем снизу вверх:

План прокачки на месяц: уже будут первые «всходы», гарантирую

Мой план универсален. Вместо воркшопа «Заголовки» вы можете провести любой другой: отталкивайтесь от того, где больше всего косячит команда. Например, не удается писать анонсы статей. Тогда посвятите второй воркшоп этой теме. Как только вы начнете коллекционировать ошибки копирайтеров, станет вырисовываться план еженедельных занятий.

Краткая инструкция для начинающих – начните. За пару минут начертите табличку и вносите ошибки:

Заголовок Вступление Тавтология Тире или двоеточие Вид глагола «Вода» Юмор
Вина Сардинии (Sardegna). Сардиния – остров в Средиземном море, второй по величине после Сицилии. От материка до Сардинии можно добраться за 12 часов на пароме. Ландшафт Сардинии холмистый и гористый, сформировался в разные геологические периоды… (текст о винах) Кашпо красивы, удобны и функциональны, являются прекрасным украшением интерьера. Богатые источники клетчатки: свежая и квашеная белокочанная капуста, морковь, свекла, брюква, тыква, яблоки, абрикосы, сливы, сухофрукты. Осенью растения нужно обрезать, перед зимовкой — укрыть от снега и холода. Издавна плоды лианы использовали как действенное, очень хорошее, самое лучшее средство для поддержания жизненных сил. В регистратуре выберут свободную доту и назначат консультацию на удобное время.
Кофе капучино - что это такое? Прием натуральных нерафинированных растительных масел — оливкового, льняного, подсолнечного. Мускатный орех и черный перед обеспечивают насыщенный пряный вкус.

Я специально оставила пустые строки, оставьте и вы. Можете сделать в Excel, это получится даже удобнее. Не останавливайтесь. Вносите ошибки после проверки каждого текста. Он получился идеален? Такое, конечно, редкость. Можно найти что-то, что сделает его просто супер-мега-крутым. И прокачает автора, а заодно и всю команду.

Что, если ошибок совсем не видно? Текст вам понравился, да и клиент прислал восторженный отзыв. Тогда сохраните все это для другого воркшопа: не по мотивам ошибок, а по мотивам крутых текстов. Вместе с командой обсудите, что в статье получилось, зафиксируйте эти выводы и затем используйте в работе. Когда «по винтикам» разбираешь что-то гениальное или близкое к этому, понимаешь, что не боги горшки обжигают.

На этапе коллекционирования ошибок вы увидите, что каких-то больше. Например, у команды копирайтеров явная проблема в:

  • написании заголовка, вступления;
  • структурировании текста;
  • пунктуации (можно даже взять частности: путают, где правильно поставить двоеточие, а где – тире) и т. д.

Тема, которая «лидирует», станет поводом для второго воркшопа. Первый воркшоп стоит провести на общую тему: «Самые распространенные ошибки в текстах с примерами». Можно распечатать табличку, но неудобный момент: на листе не окажется места рядом с каждым примером, чтобы делать пометки.

Первый воркшоп в таком формате пройдет на ура, живо. Предлагаю зачитывать предложение и комментировать. По цепочке. Первый – читает, комментирует, говорит, как исправить. К обсуждению каждого предложения подключаются все. Все предлагают варианты, как написать лучше, почему.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Подробнее

Структура воркшопа

Я знаю, многие обучающие мероприятия начинаются с теории, которая затем закрепляется на практике. В каких-то случаях это хорошо. Но при проведении воркшопа лучше сначала давать практику, потом подкреплять ее теорией. Бросать в открытое море, чтобы научить плавать – что-то вроде этого.

В ходе занятия следует чередовать практику с теорией.

Например, вернемся к нашим кофейням «Кофейный кофеман». Помните то штампованное вступление про «популярный напиток, получивший широкую известность во всем мире»? Так можно сказать не только про кофе, но и про чай, вино, да ту же водку, в конце концов.

На этом моменте в обсуждение может вступить тот, кто написал этот текст, со словами: «Я не знал(а), как еще начать». И другие могут согласиться: «Да, не начнешь же текст сразу с середины мысли». Чтобы не давать слабину в этом случае, нужно подготовиться, и наступает очередь теоретического блока воркшопа.

Можно дать материал по написанию вступления. Какие бывают вступления, какие существуют приемы и так далее. На практике каждый предлагает свой вариант с опорой на теорию, которую вы даете.

Это требует большой предварительной работы, нужно проанализировать все примеры и подготовить теоретические блоки. Но и отдача будет больше. Когда теорию тут же закрепляют на практике, она уже начинает ассоциироваться с разобранным примером. И по аналогии человек в дальнейшем использует эту теорию. Это как в школе: «Правило знаю, но пишу неправильно». Почему так? Потому что правило вызубрено, но только как набор слов.

Теория в отрыве от практики – то же самое, что обучать человека плаванию брассом на суше. Когда попадет в открытое море, все равно поплывет «по-собачьи».
Теория без практики – как пытаться плыть в лодке по квартире

Как понять, какой теоретический материал окажется новым и полезным для всех участников? В команде всегда работают сотрудники разного уровня. Кто-то уже давно в теме проектов, кто-то только пришел, а есть новички в профессии. Как подготовить обучающее занятие так, чтобы полезно оказалось для всех? Прекратить разбрасываться рыбой и начать раздавать удочки.

Будьте немного «петросяном»

В табличке есть столбец «Юмор». В него я обычно собираю смешные примеры из текстов.

В самом конце воркшопа можно давать блок с несколькими смешными примерами ошибок из практики. Сохраняйте анонимность, чтобы не обижался автор «шутки».

Нужно задавать вопросы! На самом деле нет

Вопрос: «Вам все понятно?» – самый главный сорняк. Если хочешь проводить действительно полезные обучающие мероприятия, его задавать не нужно, так как это бессмысленное сотрясение воздуха. Сколько я ни спрашивала, понятно или нет, получала в ответ кивание: «Да, понятно». Но я прекрасно понимаю, что дело не в том, что я такой талантливый учитель, который понятно объясняет.

На семинарах, когда от людей не требуется непосредственного участия в процессе, обычно мысли у многих витают где-то далеко. Кто-то – весь в задаче, от которой оторвался. Надо отсидеть час семинара, а потом – за работу. У других – свои проблемы, и о них можно спокойно подумать, потому что опять же есть час, когда надо сидеть и слушать. Или делать вид, что слушаешь.

Толку от таких семинаров мало. Да, ты запишешь в отчете, что организовал и провел обучающее мероприятие. Даже сам потратишь уйму времени на то, чтобы нарыть полезную, мясную, информацию, отжать воду, подготовить слайды, но достаточно допустить один-единственный промах – вместо конкретных практических примеров спрашивать после внушительного блока теоретического материала, все ли понятно, – можно считать, время потрачено впустую.

Забот и так обычно хватает: писать статьи, редактировать, организовывать работу авторов, укладываться в сроки, разбираться с новыми проектами и не тормозить старые. Чувствуешь себя суперменом. На велосипеде. Который горит. И ты горишь, и все горит.

Накануне дедлайна

Давайте правильную домашку

Давать ее или нет?

Я решила, что да, стоит, но не ради того, чтобы был факт домашки. Зачастую все, что нужно сделать «дома» после какого-нибудь обучающего мероприятия, делается «на коленке» и перед моментом проверки. Это не школа, когда ты боишься, что маму вызовут к директору. Да и там многие ухитрялись не выполнять домашку, «забывать тетради» или списывать у одноклассников.

Домашка ради домашки не принесет никакой пользы. Поэтому лучше просить прокачать усвоенное на практике в работе. Изучили особенности постановки двоеточия или тире в заголовках – применяем это на практике, если вдруг есть вопрос, задаем его. Тут можно зайти в тупик под названием «Вопросов нет». После воркшопа на определенную тему желательно отследить, усвоили ли ее копирайтеры. Собираешь в отдельную табличку с двумя столбцами «Правильно» и «Ошибка». Анализируешь, чего больше, и следующий воркшоп начинаешь с разбора примеров. Надо обязательно похвалить за то, что в этот раз написали верно, а примеры с ошибками быстро разобрать. И приступать к теме сегодняшнего воркшопа.

Например, после воркшопа «Вступления» понятно, что недели не хватит, чтобы отследить, насколько круто копирайтеры усвоили материал. Но все равно стоит собирать вступления и анализировать их. Если заметили, что ошибок много, за один воркшоп не разобрать все, лучше поставить в очередь и каждый раз начинать с небольшого примера. Когда будет воркшоп, посвященный разбору крутого текста, сделать особенный акцент на том, как написано вступление, и еще раз можно повторить теорию и дать новые приемы.

Ты тоже не стоишь на месте, качаешь навыки. Не нужно бояться показаться некомпетентным, если, например, сразу не показал все крутые приемы написания вступления. Поэтому поделись, пусть даже это будет оффтоп. Интересные фишки не надо скрывать, как лепрекон прячет горшочек с золотом.

Краткий план воркшопа «Разбор текста с миллионом ошибок»

Воркшоп «Разбор текста с миллионом ошибок», как правило, проводится по материалам текста, подготовленного новичком. Деликатный момент: вы строите разбор без акцента на то, кто это написал. Все замечания со стороны ведущего должны быть максимально конструктивными, без «я так чувствую», «это полный бред», «где тут мусорная корзина, надо избавиться от макулатуры».

Любой текст можно раскритиковать в пух и прах, а попробуйте сделать это конструктивно

Перед обсуждением текста также желательно попросить всех участников давать только конструктивные замечания. Не все копирайтеры могут четко идентифицировать и назвать ошибку. Как в этом случае не уйти в «мне так не нравится, надо полностью переписать», есть одна волшебная пилюля, которая мне всегда помогает. Просто я прошу говорить, а как конкретно ты бы исправил предложение. Варианты предлагает каждый, записываем и шлифуем-полируем до блеска.

«Дегустируем» вина Сардинии

Итак, что я здесь выделила:

  • заголовок с точкой в конце;
  • растянутое на два абзаца вступление, которое не соответствует теме текста;
  • дублирование информации (о сорте вина, причем написание названия также «хромает»);
  • пунктуационные ошибки (пропуск тире, двоеточия, написание дефиса вместо тире и пр.);
  • ошибку в использовании деепричастного оборота (как в том школьном примере про шляпу, которая подъезжала к перрону);
  • предпоследний абзац, в котором нет единой мысли, автор рассказывает сразу о двух сортах вина, что можно было развить в два полноценных абзаца.

Можно выделять так же, как и я в этом примере, и не называть ошибки сразу, чтобы участники воркшопа сами поломали головы. Если не получается – ведущий подсказывает, дополняет. Если группа слабовата, можно в скобках давать теоретические врезки. Все зависит от конкретной команды.

Воркшоп с разбором «текста-миллионника» по ошибкам третьим по очереди (помните план на месяц?) я поставила не случайно. Человек, чей текст будут кромсать, уже привык к такой работе, увидел, что ошибки допускает не только он, так как первые два воркшопа подготовлены на примерах всех участников обучения. То есть получается психологически комфортная обстановка.

Я не гарантирую, что обид не будет. Все по-разному реагируют на критику, даже конструктивную. Всегда найдется тот, кто мнит себя Львом Толстым, или тот, кто считает, что его текст высечен на камне, и уже никак не заменить даже одну букву. Как работать с такими специалистами, пока что для меня загадка.

3 лайфхака для начинающих воркшоперов

Для тех, кто сам себе начальник

Если у вас нет начальства, а своя команда копирайтеров, это порой сильно расслабляет в плане проведения вроде бы нужного, но необязательного обучающего мероприятия. Настолько, что можно вообще забить на это дело. Но забивать нельзя. Регулярность необходима.

Можно пойти на такой трюк: анонсируйте. Например, скажите, что через 2 дня состоится воркшоп. Все, придется его провести.

Обстановка для воркшопа

Где можно проводить воркшопы? Да где угодно, даже на офисной кухне. Понимаю, те, кто хоть раз работал в офисе, знают, что она постоянно пользуется спросом. Вот кому-то приспичило попить кофе, и тебя перебивает звук кофемашины. Вот кто-то зашел заварить чаю, взять йогурт или бутер из холодильника, кто-то просто воды захотел.

Кто-то скажет: как можно проводить воркшоп на офисной кухне, нужно устраивать такое в специально оборудованной переговорной. Но здесь даже есть свои плюсы.

Почему бы не налить кофе, взять сладости и в непринужденной обстановке обсуждать примеры. Со стороны это может выглядеть как дружеские посиделки. Иногда разбор ошибок помогает свежим взглядом оценить то или иное предложение, в процессе шлифовки текста рассмотреть что-то смешное и улыбнуться, а иногда и посмеяться в голос.

Другие варианты:

  • на лоджии, если в офисе есть такой эксклюзив;
  • на природе, если члены команды легкие на подъем – даже рабочее время не потратится;
  • в онлайн-формате, если у вас виртуальный офис, и все участники живут в разных городах или странах.

Лучший час для воркшопа

Это как с публикацией в Instagram или email-рассылкой: надо найти оптимальное время. Например, ты, конечно, можешь выложить фотку и супер-мега-веселым описанием глубокой ночью, но никто не увидит, а к утру твоя публикация затеряется в множестве других, тех, кто решил, например, в 6-7 утра что-то запостить.

Путем проб и ошибок можно найти более-менее идеальное время для проведения воркшопа. Оно всегда индивидуально для каждой команды.

Из моего опыта – не стоит проводить его за час до окончания рабочего дня. Почти все уже к этому времени выжаты, как лимоны, тем более, в самом конце надо заполнять отчеты, некоторые сотрудники собираются домой, и самый финал получается смазанным, а ведь подводить итоги просто необходимо.

За час до обеда – тоже не самое подходящее время, как и сразу после него. А вот в 15:00 или 16:00 – лучше всего.

Нужно обсуждать с участниками воркшопа, во сколько удобнее, чтобы по возможности организовать его в такое время, когда каждый может сосредоточиться на работе в команде.

Итоги

Если проводить воркшопы регулярно, даже когда вся команда горит в огне дедлайна, можно преуспеть.

  1. Воркшопер все время «держит руку на пульсе» копирайтерской команды. Знает, «у кого что болит» в профессиональном плане.

Для написания текста нужно надавить на больные места целевой аудитории. Но узнать боли копирайтеров тоже бывает полезно, когда их несколько в одной упряжке. Руководитель, каким бы талантливым жонглером или дирижером он ни был, все равно не обладает искусством читать мысли.

Выясняется, что кто-то уже устал писать на одну и ту же тему и хочет попробовать себя в другой.

Воркшоп становится новым толчком и дает возможности для развития. В ходе обсуждения легче перенимать опыт коллег, и нельзя сказать, что сейчас ты не можешь поручить другому сотруднику задачу по «не его» проекту, так как благодаря воркшопу он имеет достаточно хорошее представление практически обо всех проектах, которые на данный момент находятся у вас в работе.

Обнаруживаются скрытые таланты, способности, а это помогает в работе, когда нужно быстро и круто что-то написать. Воркшопер уже знает, кому поручить задачу. И все это – без магии, маховика времени, выскакивающих из шляп кроликов или распиленных пополам ассистенток фокусника. Просто однажды заметил, как молниеносно копирайтер Иван Иванов исправил совершенно безнадежную карточку товара.

  1. У команды копирайтеров появляются собственные наработки, благодаря которым удается лучше выполнять задачи по проектам.
  2. Взаимодействие друг с другом в таком формате – один из элементов тимбилдинга. Воркшоп не напрягает, несмотря на то, что в нем все участвуют почти с одинаковой активностью. Получается даже своеобразный отдых от работы, но это не просто посиделки за чашечкой кофе и обсуждение последних сплетен.

Прелесть такого формата еще и в том, что воркшоп – это горшочек, который всегда варит. Работа идет, вы проверяете тексты, находите ошибки, видите удачные примеры, все это собираете в копилку. А потом – «бац!» – приходит время разбить ее, чтобы поделиться сокровищами с остальными членами команды.

Буду рада, если статья поможет кому-то начать проводить воркшопы для своей команды копирайтеров.

Напишем вам тексты

для сайтов, блогов, соцсетей

Подробнее
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

6 окт 2024
86 118
100+ идей для корпоративного блога: пожизненный контент-план

Сколько бы ни писали на тему, хороший корпоративный блог — редкость. В рунете такие можно пересчитать по пальцам. Это дорого.

5 окт 2024
3 820
Топ главных ошибок соискателей на собеседовании во время приёма на работу

Даем примеры правильных ответов на неприятные вопросы при приеме на работу.

4 окт 2024
28 312
Качество контента: как его определяют поисковые систем, критерии и примеры

Расскажем, как улучшить SEO с помощью критериев, определяющих, насколько высококачественный контент вы создали.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.