Поиск новых каналов продаж – важная часть рабочего процесса. Сегодня поговорим про один из таких каналов – «Яндекс.Кью». Сервис позволяет компании отвечать на вопросы пользователей и появляться в топе поисковой выдачи, пропуская годы работы с SEO собственного сайта. Рассказываем, что нужно сделать для продвижения в «Яндекс.Кью».
Размещать статьи на собственном сайте или на «Яндекс.Кью»?
«Яндекс.Кью» – это статейное продвижение в поиске «Яндекса».
Аудитория
Аудитория сервиса «Яндекс.Кью» та же, что и аудитория поиска «Яндекс». Это люди, которые имеют потребность и ищут, как ее закрыть. Например, человеку нужно сделать отверстие в стене. Для этого можно заказать услугу монтажника, а можно купить перфоратор или молоток и сделать работу самостоятельно. Такие пользователи не являются чьей-либо аудиторией: с проблемой они столкнулись впервые и пока еще ищут способы ее решения, а не конкретные инструменты.
Эту аудиторию нельзя воспринимать как целевую и по другой причине: «Яндекс.Кью» запрещает продавать через ответы, но разрешает информировать. То есть семантика ответов должна быть информационной и полукоммерческой, но никак не полностью коммерческой.
Что интересно, «Яндекс.Кью» «подкладывает» пользователям вопросы из категорий, на которые они не подписаны, но которые могут их заинтересовать. Это помогает распространить контент хоть и не на целевую, но большую околоцелевую аудиторию.
На скринах видно, как «подкладывание» контента влияет на трафик. Это графики 2 разных ответов, в разное время попавших в рекомендации. Каждый пик на графиках соответствует количеству посетителей за 10 минут:
Емкость канала и трафик с него
Емкость «Яндекс.Кью» равна емкости поиска «Яндекс»: пользователь попадает в нашу воронку со страницы поисковой выдачи, а не через поиск «Яндекс.Кью». Аудитория самого сервиса пока нестабильна, поэтому статистику сервиса к общей емкости канала мы не прибавляем, а просто игнорируем.
Есть два формата ответов в «Яндекс.Кью» – текст и видео. На текстовые ответы пользователи попадают из обычного поиска и через предложенные материалы, встроенные в «Яндекс.Дзен» и другие сайты. При размещении видеоответов емкость увеличивается, охватывая также аудиторию «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Эфир».
Ответы прекращают «штормление» по позициям в течение нескольких дней. Вместе с закреплением позиций трафик становится ровным. Объем трафика зависит от популярности ваших запросов.
Статистика на примере одной публикации. Количество ответов: 15. Визиты (те, кто видит ответ в ленте): 1000. Посетители (те, кто читает ответ): 67. Лиды (те, кто переходит на посадочную страницу с услугами): 10
В сухом остатке мы имеем конверсию читателей в лиды 15 %, что является достойным результатом. Стоит отметить, что в топе популярных запросов есть коммерческие, хотя мы не использовали коммерческую семантику:
«Яндекс.Кью» передает ссылочную массу сайту-акцептору.
Конкуренция
Конкуренция на «Яндекс.Кью» минимальна относительно конкуренции в поиске. Чтобы статья, размещенная на вашем сайте, попала в топ поисковой выдачи, нужно обойти всех конкурентов с аналогичным контентом. Чтобы контент, размещенный на «Яндекс.Кью», попал в топ поисковой выдачи, нужно продвинуть ответ конкретно в рамках сервиса.
Кроме того, промежуток времени между размещением статьи на сайте и моментом, когда ее перестанет «штормить» (поисковик закрепит ее на справедливой позиции) составляет 2–6 месяцев для сайта без репутации и регулярного контента. Для ответа на «Яндекс.Кью» – 1–15 дней. Такая скорость обуславливается быстрой индексацией контента и ручной модерацией ответов в сферах, требующих экспертизы.
Эти параметры делают размещение контента на «Яндекс.Кью» маст-хэвом.
Конверсии
Под конверсией имеется в виду переход из ответа на «Яндекс.Кью» на соответствующую смыслу продающую страницу сайта. Конверсии для разных сфер деятельности свои, но схожи с такими же конверсиями для статей на сайтах.
Если у компании на «Яндекс.Кью» высокий рейтинг, а у автора есть значок эксперта, то переходов должно быть больше чисто нативно. Получить конкретные данные по этому вопросу и сравнить их сложно.
Возвращаемость
Инструменты, используемые для возвращения пользователей на страницы сайта, – подписка на новости и косвенно зависящие от вас поведенческие факторы.
«Яндекс.Кью» также предоставляет возможность подписаться на страницу организации, но оповещения о новом контенте будут попадать не в спам-ящик почты, а в оповещения Яндекс-профиля. Такие оповещения отключают реже.
Как создать бизнес-профиль «Яндекс.Кью»
Необходимо создать карточку компании в «Яндекс.Справочнике» или на «Яндекс.Картах». Затем подать заявку на создание компании через свою страницу «Яндекс.Кью». Название компании и адрес ее сайта «Кью» скопирует автоматически.
Если вы решили отвечать не от лица компании, а в качестве эксперта, вам необходимо подтвердить экспертизу для получения расширенных возможностей и соответствующего значка. Для получения статуса эксперта заполните эту форму.
Внимательно ознакомьтесь с правилами написания ответов, чтобы вас не заблокировали. Модерация сервиса осуществляется как сотрудниками «Яндекс.Кью», так и другими беспощадными экспертами (вашими конкурентами). Верифицированный экспертный аккаунт наделяет вас правами коллективного модератора темы: вы можете браковать ответы других авторов, и ваше мнение будет иметь кратно больший вес, чем дизлайки и жалобы других пользователей. Ранее модерация осуществлялась с помощью Телеграм-бота, а сейчас этот функционал встроен в сам сервис.
Организации и их аккаунты блокируют навсегда, а ответы удаляют.
Как выбрать темы для ответов на «Яндекс.Кью»
Во-первых, нужно ознакомиться со списком тем, в которых можно стать экспертом.
Во-вторых, важно помнить, что цель контента на «Яндекс.Кью» – это предоставление исчерпывающей информации. В материалах необходимо не только отвечать на прямо поставленный вопрос, но и предупреждать возможные возражения, сопутствующие вопросы. Это необходимо, чтобы пользователь не пошел дальше по интернету в поиске недостающей информации. Ваш материал не должен порождать новых вопросов, он должен помогать сделать правильный выбор: перейти по ссылке, выбрать товар или услугу.
Для написания ответов, которые будут и информировать, и продавать, нужно выполнить определенный алгоритм.
Сбор семантики
Необходимо иметь полное и чистое семантическое ядро. Поделите его на коммерческую, полукоммерческую и информационную части.
Разделить семантику на коммерческую, полукоммерческую и информационную части можно с помощью сервиса Arsenkin Tools, оплатив подписку BASIC и воспользовавшись инструментом «проверка коммерциализации». А
автоматически разделить ядро можно и с помощью других сервисов (они работают менее эффективно): Promopult (в модуле SEO), Pixeltools.
Объедините полукоммерческую и информационную части в одну. Ее используйте для парсинга вопросов, на которые необходимо будет дать ответы.
Парсинг вопросов
Парсить вопросы придется вручную, вводя запросы в поисковую строку по порядку и анализируя выдачу.
- Вводим запрос в поисковик «Яндекс».
- Ищем в топ-10 вопрос из «Яндекс.Кью».
- Если вопрос есть, копируем ссылку на него и вставляем в таблицу. Сам запрос записываем под ссылкой.
- Если вопроса нет, записываем запрос в отдельный документ.
- Вводим следующий запрос в поисковик.
- Если в топ-10 мы нашли вопрос из «Яндекс.Кью», ссылка на который уже есть в нашей таблице, дописываем к уже имеющимся запросам новый.
- Если в топ-10 нет записанных в таблицу ссылок, повторяем пункты 2, 3, 4.
«Автор глупый? Ручной парсинг займет несколько дней. Можно воспользоваться специальными сервисами». Специальные сервисы выдают все ссылки из топа выдачи. Все… кроме «Яндекс.Кью». Как автоматизировать парсинг в этом случае, я не знаю. Напишите в комментариях свои идеи – обсудим.
Как видно из таблицы, при парсинге произошла и автоматическая кластеризация, то есть разбивка запросов на смысловые группы. Остается лишь проанализировать запросы каждого кластера и подготовить ответы на них.
Что делать, если нужного вопроса нет на «Яндекс.Кью»
При парсинге вопросов у вас останутся незадействованные запросы. В поисковик пользователи их вводят, но пока что никто не задавал их конкретно на сервисе «Яндекс.Кью».
Разбейте остатки запросов на смысловые группы в Arsenkin Tools с помощью инструмента «Кластеризация». Бесплатно в день можно кластеризовать до 100 запросов. Если запросов больше, и вы не хотите ждать, оплатите подписку на сервис либо купите программу Key Collector. Можно воспользоваться и другим аналогичным сервисом.
Выделите из каждой группы интент (основной смысл, главный запрос) и преобразуйте его в вопрос для «Яндекс.Кью». Попросите знакомых разместить вопрос на сервисе и адресовать вам. Ответьте на вопросы.
Видеоответы или текст?
Для начала давайте разберемся в структуре каждой страницы «Яндекс.Кью». Вопрос пользователя является заголовком страницы, ответ компании или эксперта – контентом. Над ответом располагается информация о вашем аккаунте на «Кью» и ссылка на сайт. Под ответом – ссылка с подписью.
Текстовый и видеоответ отличаются лишь присутствием или отсутствием ролика.
Правила размещения видео гласят, что ролик длиной до 5 минут можно снабдить дополнительным материалом, в него не вошедшим.
На практике, лучшая для пользователя компоновка – видео плюс развернутый ответ. Если пользователь предпочитает видео, ему не помешает текст, находящийся под спойлером, точно также как и видео не помешает читать текст.
В рекомендациях «Яндекс.Кью» это не указано, но, как показывает практика, такие ответы имеют лучшие поведенческие факторы и конверсию, охотнее попадают в топ.
Структура текстового ответа
- Классическое вступление с солидаризацией с целевой аудиторией и изложением краткой сути ответа делать не нужно. Вместо этого напишите оглавление.
- Изучите кластер запросов. Запишите, на какие из них вы должны ответить в материале. В примере все запросы из столбца ведут на один и тот же вопрос, по смыслу разделенный на 4 подгруппы: как быстро протрезветь, как быстро протрезветь дома, как протрезветь от пива, как протрезветь за 5 минут.
- Каждый блок подытоживайте коротким заключением. В нем должно быть то, что читатель должен запомнить. Для поддержания интереса делайте заключения контрастными к основному телу документа. Например, в виде картинок в фирменном стиле:
- Не нужно вписывать ссылки в текст. Такие вкрапления имеют малую конверсию: пользователю нужно прервать чтение на половине, чтобы перейти по ссылке на мобильном телефоне. Такая интеграция ссылок – пережиток прошлого. Чтобы ссылка имела максимальную конверсию и привлекала целевую аудиторию, ставьте ее после исчерпывающего ответа на вопрос:
- Вспомните популярные вопросы, которые клиенты задают в рамках этого кластера. Создайте после призыва к действию блок «Ответы на популярные вопросы» и ответьте на них.
- В конце ответа пожелайте вашим будущим клиентам что-то хорошее и попросите лайк, подписку.
Структура видеоответа
- Прочтите текстовый ответ на камеру. Видео снимайте вертикально, потому что основой аудиторией сервиса (85 %) являются пользователи смартфонов. Вертикальные видео удобнее для просмотра, о чем разработчик указал в рекомендациях к размещению хороших видеоответов. Добавьте в видео картинки, разделите ролик на смысловые блоки текстовыми заголовками. Впишите в видео ссылку на соответствующую смыслу посадочную страницу вашего сайта.
- В описании к видео выложите текстовый ответ.
Пример видео, работающего на «Яндекс.Кью»
Чем видеоответы лучше текстовых
Видеоответы видны аудитории сразу трех сервисов: поиск «Яндекса», «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Эфир».
Видеоответы имеют хорошую глубину просмотра:
Требования к контенту
Поиск «Яндекса» в качестве инструмента ранжирования использует в том числе и информацию об авторе контента. Если тема нуждается в экспертизе, а статью написал неизвестно кто, контент пессимизируют. И наоборот, если автор статьи – эксперт в своей сфере, поисковик высоко ранжирует материал.
Кроме того, чтобы автор имел возможность отвечать на вопросы в сферах, требующих компетенции, он должен подтвердить свою экспертизу: предоставить фото диплома об образовании, подтвердить личность, показать портфолио.
Как продвигать ответы
Важно понимать, что в сниппете поисковой выдачи Яндекса виден ТОП-1 ответ. Он забирает на себя львиную часть трафика, поэтому мы ориентируемся на этот результат.
- Разместите ответы.
- Дайте ответам «настояться». Если вы все сделали правильно, многие из них сами закрепятся в топе.
- Попросите хороших знакомых и семью зайти на страницу с ответами, прочесть каждый и поставить лайк. Такие лайки и создание активности разрешены сервисом.
- Не заказывайте лайки на биржах – компанию забанят.
Итог
«Яндекс.Кью» на конец 2020 года – низкоконкурентный, емкий канал. Можно наблюдать за ростом популярности канала, ужесточения модерации, увеличением количества бизнес-страниц в топе и, на основе наблюдений, делать выводы: у нас еще есть время занять свою нишу.
Важно помнить, что «Кью» подходит для коммерческого продвижения только экспертам в своих областях. Просто так вставить ссылку и надеяться на результат бессмысленно – «утром контент – вечером ссылки».