Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Доклад Reuters: потребление новостей стало «смартфонным», люди любят новости и боятся их, СМИ – в кризисе

27 Июня 2019 Редакция «Текстерры»
Время чтения: 11 минут Нет времени читать? Нет времени? 1 комментарий
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Доклад Reuters: потребление новостей стало «смартфонным», люди любят новости и боятся их, СМИ – в кризисе Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Агентство Reuters выпустило монументальный 150-страничный отчет «Reuters Institute Digital News Report 2019» о современном потреблении новостей. Он был подготовлен в сотрудничестве с Google, ВВС News, несколькими известными мировыми университетами и топовыми исследовательскими агентствами. Авторы собрали и переработали данные по 40+ странам Европы, Азии и Северной Америки.

Мы в свою очередь проанализировали документ и подготовили выжимку.

Новости «переехали» на смартфоны

Значимость смартфонов для процесса потребления новостей продолжает расти: две трети читателей (66 %) еженедельно используют мобильные устройства для их просмотра. Рост за год составил 4 процентных пункта.

«Смартфонное» потребление стимулировало популярность подкастов, особенно среди молодежи. 36 % респондентов из объединенной общемировой выборки говорят, что они слушали хотя бы один подкаст за последний месяц.

Для людей моложе 35 лет этот показатель возрастает до 50 %. Смартфон стал наиболее используемым устройством для прослушивания подкастов (55 %).

Вокруг новостей продолжается социальное общение, но оно становится более приватным, нежели публичным. По всему миру растет использование мессенджеров для обмена новостями. Лидирует в этой сфере WhatsApp.

Люди и интересуются новостями, и боятся их

Reuters отмечает, что беспокойство публики по поводу дезинформации в новостях остается высоким, несмотря на все усилия издателей и социальных платформ по укреплению общественного доверия.

В большинстве стран мира средний уровень доверия к новостям снизился до 42 %. Менее половины жителей планеты (49 %) согласны с утверждением «я доверяю новостным СМИ, которые читаю».

32 % людей сообщают, что они избегают новостей. Это показатель выше, чем 2 года назад, когда Reuters в последний раз опрашивало респондентов по данной теме.

От сомнений читателей в качестве информации отчасти выигрывают известными новостные бренды. В четверти стран мира (26 %) люди говорят, что стали полагаться на более «авторитетные» источники новостей, а в США этот показатель вырос до 40 %.

24 % опрошенных заявили, что прекратили использовать источники, которые имели сомнительную репутацию в 2018 году. Однако Reuters подчеркивает, что для индустрии новостей в целом «это не то развитие событий, которое поможет всем».

Отрасль производства новостей переживает кризис

Авторы отмечают, что выпускают доклад на фоне «растущего популизма, политической и экономической нестабильности». Отдельно Reuters выдвигает следующий тезис: влияние на общество IT-гигантов (таких как Facebook, например) привело к тому, что они сами развили популизм и индустрию фейковых новостей. А затем столкнулись с ответом аудитории – тотальным неверием и страхом.

Отчет утверждает, что мощь социальных информационных платформ и «безжалостная эффективность их рекламных операций» подорвали новостные бизнес-модели по всему миру.

Доверие к СМИ в настоящий момент почти разрушено «партизанскими» тактиками, кликбейтом и разными формами дезинформации, которые процветали в соцсетях в последние 10 лет.

Поэтому авторы доклада обращают внимание на то, как начали действовать СМИ в этой ситуации. Они все чаще предлагают читателям платные подписки, платное клубное членство или другие формы оплаты за новости.

А социальные сети из-за скандалов с освещением шокирующих событий (например, стрим стрельбы в Крайстчерч, Новая Зеландия, в марте 2019 года) вынуждены переосмысливать свои подходы к распространению новостей. В том числе их заставляют делать это регулирующие государственные организации.

Facebook, к примеру, решил переориентироваться с новостной повестки на частную жизнь своих пользователей. Об этом мы писали в статье «Реформа „Фейсбука“ – катаклизм для нескольких отраслей».

Также происходит некий «поворот к аудио» в виде подкастов как формата «по требованию». Наибольший интерес публики сейчас вызывают подкасты New York Times и Guardian.

Говоря о состоянии потребления и производства новостей в 2019 году, Reuters заявляет:

«…На фоне всех этих безумных перемен некоторые начинают сомневаться в том, что средства массовой информации по-прежнему выполняют свою основную миссию – привлекать влиятельных людей к ответственности за их дела и помогать читателям понимать окружающий их мир».

Публика говорит, что новостные СМИ лучше справляются с донесением последних новостей, чем с объяснением их. По крайней мере в двух странах более половины читателей (51 %) считают, что СМИ не очень хорошо помогают им понять новости.

Платная подписка на новости почти не растет

Несмотря на усилия новостной индустрии, Reuters обнаружили лишь небольшое увеличение числа платящих за любые онлайн-новости – будь то подпиской, клубным членством или пожертвованиями.

Рост платных подписок отмечен только в странах Северной Европы (в Норвегии до 34 %, в Швеции – до 27 %). В США в 2017 году был скачок количества потребителей контента, платящих за новости, и с тех пор их доля остается стабильной (16 %). Даже в странах с высоким уровнем оплаты подавляющее большинство людей имеют одну онлайн-подписку.

Единственным «обнадеживающим показателем» агентство считает то, что это не разовые подписки, а длительные – с регулярными платежами.

Респонденты младше 45 лет рассказали, что если бы им пришлось выбирать платную онлайн-подписку, то они бы подписались:

  • на видеосервисы (например, Netflix или Amazon Prime) – 37 %
  • на музыкальные сервисы (типа Spotify) – 15 %
  • на онлайн-новости – 7 %

Вместе с тем почти половина тех людей, кто интересуется новостями (49 %), потребляют более четырех различных онлайн-источников каждую неделю. У читателей в возрасте младше 35 лет источников больше.

Модели пожертвований, например, такие как у Guardian, работают, но слабо. В 2018 году только 3 % читателей в США что-то жертвовали производителям новостей. В Испании – 2 %, в Великобритании – 1 %.

Издания вынуждены кооперироваться с коллегами и бизнесом не из сферы СМИ, изобретая пакетные предложения. Например, The Times of London предлагает бесплатный доступ к Wall Street Journal, Washington Post предлагает более дешевый доступ к Amazon Prime. Издание Dagens Nyheter из Швеции сотрудничает с Bookbeat, предлагающим аудио- и электронные книги.

Читатели «убивают» новости тем, что читают их в агрегаторах

Только 29 % людей сообщают, что предпочитают прямой доступ к веб-сайту или приложению издателя новостей – это на 3 % меньше, чем год назад. Более половины опрошенных из объединенной выборки (55 %) предпочитают получать доступ к новостям через поисковые системы, социальные сети или агрегаторы новостей (в которых крупные IT-компании обычно используют алгоритмы, а не живых редакторов для выбора и ранжирования историй).

Молодые группы потребителей более склонны использовать социальные сети и агрегаторы, а возрастная публика стремится получить прямой доступ к изданиям. Доли тех и других сильно разнятся в разных странах и культурах.

Большая роль в получении трафика новостных сайтов у email-рассылок и мобильных уведомлений

СМИ усиленно используют для получения прямого трафика email-рассылки. Они являются наиболее предпочтительной тактикой как для удержания подписчиков, так и для привлечения новых пользователей (хотя с привлечением все не так гладко).

Например, газета Washington Post, которая рассылает около 70 тематических информационных бюллетеней, обнаружила, что получатели рассылок потребляют примерно в три раза больше контента, чем те, кто не подписан на новости по электронной почте.

Собственные данные Reuters показывают, что в 2019 году в последнюю неделю перед опросом 42 % американских подписчиков читали одну или несколько новостных email-рассылок. В Великобритании таких оказалось 35 %, в Норвегии – 17 %, в Швеции – 19 %.

По мнению агентства, электронная почта остается чрезвычайно эффективным каналом для старых подписчиков сайтов, очень заинтересованных в новостях. Однако число email-подписчиков в последние 5 лет не росло.

Чего нельзя сказать о количестве подписчиков мобильных уведомлений. Они используются более молодыми потребителями новостного контента. Рост числа таких пользователей начиная с 2014 года составил: в Великобритании – с 3 % до 20 %, в США – с 6 % до 19 %.

Вероятность того, что активные читатели новостей будут использовать мобильные оповещения, в 2,5 раза выше, чем у случайных читателей.

Пока что издатели учатся, как это использовать: в частности, выбирают доставку разного контента для разного времени суток / рабочих и выходных дней. Также есть попытки персонализировать подборки новостей при помощи ИИ-алгоритмов.

Первый контакт с новостями по утрам: смартфоны завоевывают новые позиции

В 2019 году стало больше людей, которые читают онлайн-новости на смартфоне с самого утра. В Великобритании таких оказалось 28 % (для сравнения – с ТВ-новостей начинают утро 27 % потребителей). В США онлайн пока не обогнал ТВ: новости со смартфонов по утрам читают 23 % (в 2016 году таких было 17 %), а по телевизору смотрят 33 % (в 2016 году было 36 %).

Пропорции соцсетей в потреблении контента меняются: Instagram и другие выигрывают у Facebook

Ситуация в Великобритании в этом смысле оказалась типичной для многих западных стран. В жизни людей становится все меньше Facebook и больше Instagram.

46 % людей моложе 35 лет в Великобритании сказали, что они уже год проводят больше времени в Instagram, чем в FB. 14 % сказали, что наоборот. Чистая разница составила + 32 %.

Представители поколений Y и Z в США и Великобритании проводят больше времени также на YouTube, в Snapchat и даже в Twitter.

Главный вызов времени: как отличать реальные новости от фейковых и партизанского маркетинга?

По мнению Reuters, главной проблемой 2019 года для индустрии новостей является проблема различения качественной журналистики, дезинформации и скрытой рекламы.

За качественные новости аудитория не слишком стремится платить. Молодежь хочет потреблять новости мгновенно, беспроблемно и в идеале – в свободном доступе.

Выяснилось, что доступ к новостям через настольный ПК или мобильный интернет является мимолетным и отвлекающим. Поэтому издатели и проявляют повышенный интерес к подкастам, созданию длинных видео и ведению стримов (к «живым событиям»).

Эти форматы позволяют «…более полно выражать индивидуальность бренда, сохраняя при этом возможность выбора и контроля над потреблением новостей, которых требует молодое поколение».

Подача новостей на сайтах устарела?

Такие формы потребления новостей, как поиск в Google или чтение в социальных сетях, Reuters называет «устаревшими». Хотя и заявляет, что они остаются важными.

Авторы доклада советуют издателям качественных новостей обратить внимание на мессенджеры, мобильные агрегаторы и «голосовые» системы (в том числе «умные колонки»). Для выживания поставщиков новостей изменение форматов подачи и каналов распространения является сегодня важнейшим фактором.

Reuters резюмирует:

«Пользователи СМИ по всему миру продолжают переходить на веб-сайты и посещать их страницы в социальных сетях. Но мы все еще далеки от нахождения устойчивых цифровых бизнес-моделей для большинства издателей».

Что насчет России?

В докладе Reuters Россия не упомянута ни в секции «Европа», ни в секции «Азия». В последней, кстати, нет и Китая. Редакция «Текстерры» воздержится от комментирования этого факта – мы просто укажем на него. Исследования агентства охватили более 40 стран, но все они относятся к условному «коллективному Западу» (те же Япония и Южная Корея, например).

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных