Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Зачем нужны менторы, и почему их так много сегодня – откровенный рассказ человека из «Яндекса»

23 июня 2021
Время чтения: 22 минуты Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Зачем нужны менторы, и почему их так много сегодня – откровенный рассказ человека из «Яндекса» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Автор сегодняшней статьи 8 лет проработал криминалистом – а в 30 лет решил резко поменять свою жизнь и ушел сначала в журналистику, а затем в маркетинг. Сейчас Григорию 35, он успел поработать digital-маркетологом в «МегаФоне», а сейчас работает в «Яндекс Go» и «Яндекс.Практикуме». Он также проводит консультации в качестве ментора – помогает другим определиться с целями и путями их достижения.

В чем особенности менторства, с какими вопросами ментор может помочь, а с какими придется разбираться самостоятельно, Григорий рассказал в этой статье.

В таких статьях обычно делятся советами, как выйти из зоны комфорта, а я расскажу о том, как в нее войти.

Пять лет назад я почувствовал, как на госслужбе уперся в потолок и решил что-то изменить в жизни. Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, – развестись или сменить сферу деятельности. Я выбрал второе.

Начал писать тексты, подумал, что пора уходить в журналистику – выполнять серьезную и важную работу, быть полезным обществу. Но за статьи платили 2000 рублей, а за эссе для студентов 1500 рублей. Надо было переходить на новый уровень – пойти учиться. Судьба привела на курс по интернет-журналистике в МГУ. Там я встретил своего первого наставника в мире медиа и контент-маркетинга.

Наставничество – стандарт образования сегодня

Я достаточно простой человек, поэтому на курсе про новости просто подошел к преподавателю и напросился на стажировку. Как сейчас любят говорить – «дошел ногами».

Так я оказался в новостном отделе, где научился писать, оформлять и, самое главное, – выводить статьи на «морду». Журналистом я в итоге не стал, но стал интернет-маркетологом. В прошлом году впервые примерил на себя роль наставника в «Яндекс.Практикуме», где мне доверили курс ребят, которые, как и я, решили сменить вектор своей карьеры.

Когда я учился, не было никаких команд сопровождения, менторов на обучении, никто за ручку не проводил по пути от первых шагов до защиты диплома. Сегодня практически на каждом обучающем курсе есть наставник, который помогает адаптироваться к выбранной профессии, мотивирует пройти до конца выбранную программу и рассказывает, как теория сочетается с практикой.

В этом отношении за последнее время действительно произошли большие изменения в качестве обучения. По данным доклада The Future of Jobs 2020, за прошлый год число работников, обучающихся по личной инициативе, увеличилось в четыре раза, а работодателей, предоставляющих эту возможность, – в пять раз.

Желание одних людей получить новые навыки, а других – делиться знаниями и работать на себя привели к трансформации рынка образования, где наличие наставников в обучающих программах помогает многим компаниям отстраиваться от конкурентов. Можно сказать, что начинается такая битва менторов, где уровень и качество самих наставников будет все больше влиять на продвижение и имидж конкретного курса. Я думаю, что в ближайшее время компании, которые занимаются обучением, будут вплотную заниматься развитием личного бренда своих наставников, потому что если раньше на выбор влиял состав преподавателей, то сейчас – состав менторов.

В поисках идеального руководителя

Многие люди ищут «волшебный пинок» в виде доброго дядьки, который придет, жахнет палкой, и подопечный побежит творить и достигать результатов. Но такого не бывает. Я сторонник не мотивации, а самомотивации. Сложно замотивировать другого человека, если он этого не хочет. Поэтому всегда важно покопаться внутри себя и поискать личные ресурсы для достижения цели.

Часто люди путают два процесса: консультации и наставничество. Первое – это скорее про достаточно конкретные шаги и план действий, второе – подумать, порассуждать в формате «а что я сам могу сделать для себя». Основной запрос: получить новый навык в профессии или быстрее пройти адаптационный период в выбранной сфере деятельности.

С помощью ментора можно быстрее пройти путь от специалиста до менеджера или взять на себя более широкий функционал и расширить зону ответственности.

Например, ко мне обратился парень с запросом на то, чтобы сменить театральную деятельность на SMM-специалиста. Мы разговаривали про маркетинг, про тренды, про необходимые навыки, анализировали рынок вакансий, работали с резюме, в итоге через несколько месяцев он нашел первую работу в агентстве.

Ментор – это фактически тренер, который становится для вас идеальным руководителем. Он не орет, не дает четких технических заданий, брифов, не контролирует их выполнение, но дает развивающую обратную связь, обозначает точки роста. Часто работа в компаниях односторонняя в формате «иди сделай». Ты сделал, приносишь результат, тебе говорят, «ок» или «не ок» он, и все повторяется. В таких условиях трудно понимать, что у тебя получается хорошо, а что плохо. Над чем нужно работать, чтобы получить повышение и перейти на новую должность. Вот как раз эти кейсы разбираются с наставником. Он позволяет расширить видение ситуации и увидеть какие-то вещи, которые не замечает менти. Это комплексная работа, и с профессиональными, и с личностными навыками. Собственно, этот критерий и является показателем хорошего ментора, потому что нельзя работать только с первым и не работать со вторым.

Сейчас многие компании и руководители меняются, все чаще задумываясь о развитии своих сотрудников и корпоративной культуры. Но дисбаланс в сторону некомпетентных управленцев все еще сохраняется.

Процессе работы с наставником все идет от вашего желания. Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

Если говорить совсем просто, то это как зеркало: ты задаешь вопрос, и тебе с той стороны прилетает ровно тот же вопрос, только в другой формулировке, и наступает озарение.

Никто не берет ответственности за ваш выбор, а перекладывание ответственности недопустимо, иначе теряется эффективность такого взаимодействия. Да-да, все придется делать самому.

Главная задача ментора

Я считаю, что главная задача наставника – это не дать конкретные инструменты и ответы на все вопросы подопечного, а передать свой образ мышления. Например, коллега рассказал нам задачу, свой кейс и даже нарисовал на доске, мы поняли принцип работы, но мы не можем перенять этот опыт и применить его. Получается ситуация «послушал и забыл».

Ментор в процессе встреч и личных консультаций дает глубинное понимание вещей, потому что в процессе работы ищутся ответы на вопросы, которые ты обычно не задаешь сам себе. Наставник является лидером и мотиватором, за счет своей личности и своего опыта он оказывает поддержку и показывает менти, что все возможно.

Поэтому важно выбирать ментора, который не только хорошо разбирается в теме и долгое время работает в вашей сфере, а того, чьи мысли вас заряжают, и вы хотите, чтобы у вас генерились в голове такие же.

По сути, наставник помогает сократить карьерный трек и получить повышение значительно быстрее. Например, мой путь до руководителя в маркетинге занял у меня 5 лет, я работал с разными специалистами от психологов до карьерных консультантов, развивая и восполняя недостающие системные знания не только профессиональные, но и личностные.

Почему люди хотят быть менторами

Менторство, менти, наставничество, обсуждение всех этих терминов и процессов – модная нынче тема. Есть специализированные чаты, каналы, есть офлайновые встречи с презентациями и креативными штурмами над проектами. С пандемией люди вдруг осознали, что мир дуален, что работа в офисе все меньше приносит моральное и материальное удовлетворение, а выгорание не за горами. Пора бы подумать о том, чем хотелось бы зарабатывать на жизнь и роскошную старость. Первое, что приходит на ум – это давать советы. Но, как говорится в одном советском фильме, «не учите меня жить, лучше помогите материально».

Многие считают, что если есть несколько лет работы в какой-то сфере, например, в маркетинге, то все, можно становиться ментором. Но не все так просто, как я уже говорил. Для меня наставник – это скорее про личность, про жизненный опыт.

Это как хороший психолог, который работает не техниками и инструментами, а масштабом своей личности. Если есть глубокий уровень доверия между людьми, то все можно решить простыми словами.

Вообще, я почти уверен, что сейчас большое количество специалистов ушли во фриланс, прокачивать личный бренд и в частную практику, но через несколько лет они начнут возвращаться в офис. Да, рынок персональных услуг в России еще не до конца сформирован. Он оценивается финансовыми экспертами в 75–100 млн $ ежегодно. Это в десятки раз меньше емкости американского рынка (2,5 млрд $) – родины данного образовательного сегмента.

Из-за этого все сложнее будет находить клиентов для консультаций. Потому что конкуренция растет, а инструменты остаются одни и те же. Та же таргетированная реклама: раньше ее показывали только от крупных брендов, а сейчас весь Instagram завален запросами «как заработать денег / как найти любовь / как прокачаться в карьере».

Еще многие менторы раскачивают рынок и предлагают услуги бесплатно, в результате чего у людей формируется потребительское отношение к наставничеству.

Я сталкивался с такими запросами – «помогите мне построить бизнес-стратегию и увеличить доход в 2 раза». На ответ «я не даю бесплатных консультаций» человек обиделся.

Вернее, я сказал, что одно дело помочь и прокачать какие-то навыки, а другое – отстроить бизнес, как раз выше я писал про ответственность.

То, что мы получаем бесплатно, мы обесцениваем, поэтому не обязательно получать плату деньгами, можно получать ее какими-то результатами подопечного. У Ирвина Ялома есть книга «Хроники исцеления», в которой пациент в качестве платы за терапию ведет дневник.

Перестать быть лучшей рабочей версией себя

Эпоха достигаторства и повышения личной эффективности постепенно начинает сходить, люди осознают, что за пределами работы есть личная жизнь, что время проходит быстро и хочется проводить его более качественно и счастливо. Конечно, сейчас можно достаточно быстро развить любой навык, освоить новую профессию, порог входа и смены карьерного трека заметно снизился. Специальность можно поменять за 1-2 года, а через 3-4 уже достигнуть в ней промежуточных высот, поэтому возле этой сферы формируется круг профессиональных услуг: менторы, карьерные консультанты, HR-партнеры, да и просто старшие товарищи, которые готовы поделиться своими знаниями.

Но в какой-то момент надо сказать себе: «Стоп!». И лучшее, что вы можете для себя сделать, – стать наставником для самого себя.

Просто никто не знает, что будет через 5-10 лет. Есть гипотезы, тенденции, мысли и рассуждения. Может быть, не будет маркетинга? А может, появится новый язык программирования? А может, ничего не изменится? Поэтому важно заниматься и фанатеть не только по профессиональному развитию, а, в первую очередь, по личностному.

  1. Смотрите широко. Никогда не стоит ограничиваться функционалом, который описан в ваших должностных инструкциях. Всегда смотрите на 1-2 шага вперед. Задавайте себе вопрос: «Зачем мне этот опыт? Куда я его продам? В каком направлении я хочу развиваться? Какие есть отрасли, компании, задачи, которые мне интересны?».
  2. Развивайте свои коммуникативные навыки. Умение разговаривать всегда будет полезно, а еще полезнее будет с помощью общения находить нужных вам людей. Создавайте свой социальный капитал. Так вы, во-первых, сможете расти и развиваться быстрее, во-вторых, не выгорать и не терять интерес к профессии, и, в-третьих, познавать мир и получать новый опыт. Можно познавать мир самостоятельно, а можно через других людей. Умение вести коммуникацию будет востребовано всегда.
  3. Соблюдайте баланс. Я люблю говорить такую фразу: «Никакое дело нельзя начинать с тупым звероподобным рвением». Сейчас много возможностей, курсов, наставников, новых профессий, но никогда не стоит забывать границу между рабочим и личным. Задавайте себе всего один вопрос: «Как я могу стать лучше как человек?»
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных