Примечание: мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Кроме того, мнение автора может измениться со временем. Приятного чтения!
Иногда мне кажется, что в диджитал-среде происходит что-то странное: все смешивается, но не взбалтывается (как в коктейле Джеймса Бонда). А кое-что просто проливается мимо бокала.
Недавно на конференции ко мне подошел старый коллега с вопросом про контент. Уже классический, кстати, вопрос, он занимает в моем рейтинге второе место после вопроса про уникальность описаний товаров.
Читайте также: Уникальность контента: развенчание главного SEO-мифа
Как доказать клиенту, что надо писать «человеческие» тексты, если а) клиент хочет в ТОП и б) у всех конкурентов из ТОПа на сайтах сплошь SEO-портянки, нашпигованные ключами.
То есть контент-то может быть и король, но похоже, что поисковики этого все еще не знают.
Честно скажу: я посоветовала делать как конкуренты. То есть закрыть глаза на «человечность» и проспамить все тексты по полной, как скажет сеошник.
Ужас, да?
Вовсе нет. Логика. Давайте пройдем по цепочке рассуждений, и вы со мной согласитесь. Она короткая, идти недалеко.
- Это производственная компания, продукт у них скучный донельзя – металлоконструкции.
- Это В2В, то есть оптовые поставки. Значит, тема «как пользоваться» и «что-то там своими руками» тоже фактически отпадает. Интересный контент делать не о чем. Прайсы, спецификации, новости.
- Самое главное: неизвестно, что приносит клиенту сайт. Есть подозрение, что он вообще не знает, зачем ему сайт нужен.
- Каналы вообще никак не мониторят. Даже если с сайта будет приходить больше звонков, этого не заметят. Ну только если вдруг число звонков вырастет в 10-20 раз.
- Зато ТОП клиент проверять умеет. И там – конкуренты.
- Вывод: не в коня корм. Слишком большую гору надо сдвинуть за те же деньги.
Этот клиент вообще не готов к интернету. Пусть получит свой ТОП и будет счастлив. (И даже если это будет персонализированный ТОП по НЧ-запросу – он ведь все равно будет счастлив).
Если бы перед началом разработки сайта все клиенты сдавали зачет по теме «интернет-маркетинг»… ох как весело бы жилось всем.
Это параллельная вселенная
Этот вопрос (как доказать клиенту) мне задают практически на каждом мероприятии.
Никак.
Нет, конечно же можно и нужно доказывать. Мы же хотим, чтобы сайты отвечали на потребности людей, а не на алгоритмы роботов. Но при этом придется опираться на статистику (которой фактически нет) и динамику продаж в офлайне (которую вам не покажут – не из вредности, а потому что далеко не всегда умеют ее считать. Ну или из вредности).
Я знаю, сейчас все продвинутые сеошники и интернет-маркетологи начнут доказывать, что все не так плохо, что все можно считать, и их клиенты совсем не такие.
Хорошо-хорошо, не волнуйтесь так. Ваши клиенты – правильные. Просто их мало. Если смешать, не взбалтывая, то правильные клиенты будут маленькой оливкой на краешке огромного бокала других, малоинтересных и неперспективных клиентов, которых отсеивают в серьезных агентствах еще на стадии КП.
Размер бокала
В мире уже заканчиваются доступные IP-адреса. Еще в 2012 году каждые 60 секунд создавался 571 сайт. На днях (5 ноября 2015 г.) число доменов в зоне RU перевалило за отметку 5 миллионов.
При этом SEO-компании из ТОП-100 в Рейтинге Рунета (2014) вместе имеют всего 21424 клиента. Кстати, примерно столько доменов прирастает в зоне RU за 1 (один!) месяц.
У компаний из второго эшелона в среднем не более 60-80 клиентов, за которых не стыдно. (По данным Рейтинга Рунета за 2014 год). То есть на круг еще 8-10 тысяч проектов. В сумме будет более 35 000 (округлим все предположения в плюс).
Из пяти миллионов надо сразу вычесть половину – мертвые и некоммерческие сайты. Еще половина оставшейся половины – сеошные дорвеи, карусели сайтов, биржевые и монетизаторские проекты. И даже если еще раз поделить остаток пополам – это всяко будет больше, чем 35 с лишним тысяч сайтов, чьи владельцы хоть что-то поняли про интернет-маркетинг.
А всем остальным по-прежнему надо доказывать, что качество сайта и осмысленные действия по продвижению на самом деле помогут их бизнесу.
Недавно нам рассказали, что «диджитал умер». Для этих клиентов он еще не родился.
(Расчеты более чем грубые, но даже если я ошиблась на 100-200 тысяч…)
Капелька позитива
Давайте в коктейль вместо оливки положим луковку: порцию здравого смысла. Кстати, луковка – это сигнал для бармена: у клиента хороший вкус.
Так вот, думаем позитивно.
Во-первых, это отличный задел на будущее: работы хватит всем и надолго.
Во-вторых, это возможность: смотрите, скольким клиентам можно начисто промыть (в хорошем смысле) мозги и заложить правильные представления об интернет-маркетинге. Сначала будет трудновато, зато потом – никакого сопротивления!
Как быть с этими клиентами? Экзаменовать на старте.
Тупая инструкция для опроса потенциального клиента
- Зачем вам сайт?
- О, вы уверены? Ура, едем дальше.
- Кто вам интересен как клиент? ЛПР, его айтишник, закупщик, менеджер…
- А может быть несколько разных? Вы подумайте, это часто бывает.
Для каждого вида клиентов:
- Как быстро принимает решение ваш клиент?
- Насколько он осведомлен о вашем продукте?
- Продажа (или другое финальное действие) может вообще произойти в интернете?
- Если нет – какого действия мы можем добиться от вашего клиента в интернете?
- Ознакомительный этап (узнать, годится ли мне этот продукт).
- Выбор исполнителя/продавца (а давайте вы нам прайс пришлете).
- Принятие решения (пришлите КП и позвоните, обсудим).
- Финальное действие (назначайте встречу).
- Что мы можем сделать с ним потом?
Самое важное:
- Как мы узнаем, что сайт вам помог с продажами? Давайте разберемся.
- Может, проще сделать сайт-визитку, а основную часть работ по привлечению клиентов вести вне сайта (SMM, контент-маркетинг, рассылки)?
- Или лучше вам вообще пока заняться обзвоном спящих клиентов?
Вот тут вы теряете 80% собеседников :)
Плохая, наверное, привычка – начинать с основ. Сразу стало трудно и скучно, да?
Интереснее было бы написать статью о том, насколько важны уникальные тексты в каталоге товаров, или про то, как убедить клиента, что ему нужны продающие тексты. Ответы: не важны и никак. Но всегда есть нюансы.
P.S. Если по этому списку проэкзаменовать ваши рабочие проекты, многие ли пройдут сквозь сито? Хорошо ли вы знаете своих клиентов?
Материал подготовила Катерина Ерошина,
редактор «Безумных котиков».