Эра интернет-маркетинга в полном разгаре и о качестве контента говорят все чаще. На совещаниях в крупных компаниях можно услышать словосочетание «SEO-риски». В этой статье речь пойдет о «копирайтерах», их услугах и оценке качества этих услуг.
По какому пути идет бизнесмен или отдел маркетинга, когда фирме нужен работающий контент? Есть четыре варианта:
- нанять писателя или райтера в штат (если есть бюджет, то копирайтера);
- обратиться к профессионалам в продвижении (SEO-студии, WEB-мастерские, агентства интернет-маркетинга);
- воспользоваться услугами «гуру» копирайтинга или независимых мастеров слова (инди-копирайтеры), которые любят себя характеризовать как копирайтеры-маркетологи;
- использовать труд фрилансеров или сервисы копирайтинга (биржи, сайты фриланса, форумы и другие злачные места).
Вы же все это знаете? И даже то, что большинство студий продвижения – это первые клиенты бирж, сайтов фриланса и в редких случаях инди-копирайтеров. Тогда к делу.
Меня зовут Поздняков Михаил (Kashchey). Я среднестатистический инди-копирайтер и мне уже осточертело объяснять заказчикам, что нельзя купить работающий продающий текст за 1000 рублей или 100 р./1000 знаков. Поэтому я решил провести эксперимент и доказать свою точку зрения.
Предпосылки к эксперименту
Спросите у копирайтера, сколько стоят его услуги, и вы получите любое случайное число. Есть местечки, где можно купить «продающий» текст за 100 рублей/1000 знаков – это чистая правда. У тех, кто познал силу PR и отпустил совесть в отпуск, такая услуга будет стоить 200 долларов или больше.
Цитата из переписки с начинающим бизнесменом
Михаил, не вините бизнес. В кризис не хочется разбрасываться деньгами. Кроме того, говноделов, трубящих про свое качество, больше, чем пыли под кроватью фрилансера. Мы просто не знаем, как оценить текст и сколько он в действительности стоит. Ткните пальцем в качество. Приведите пример.
Суть в том, что многие бизнесмены устали рисковать в сфере интернет-маркетинга. Ну, хватит вступлений и пыли. Перейдем к фактам.
Почему нельзя получить продающий текст за 1000 рублей
Итак, предпосылкой к этому эксперименту послужила вышеприведенная переписка, личные мотивы и случай. Не так давно мне написал Андрей (начинающий бизнесмен) и заказал продающий текст на главную страницу. Тема: «Сахарная депиляция. Шугаринг».
Что такое шугаринг?
Среди читателей наверняка есть мужчины. Господа, шугаринг – это депиляция волос с поверхности кожи при помощи специальной сахарной смеси. Если вы все равно ничего не поняли, то обратитесь к женщине 20-35 лет, она вам расскажет.
Что я сделал, и в чем заключается эксперимент
Написал продающий текст на главную страницу по совершенно незнакомой мне теме за 24 часа (что подтвердил мой заказчик). См. скриншот подтверждения чуть ниже.
Пошел на один из самых популярных сайтов фриланса в Рунете – FL (АД для фрилансера, если вы не сменили раскладку клавиатуры). Создал заказ с бюджетом 1000 рублей за текст (с использованием своего брифа и семантического ядра заказчика).
О том, как я создал заказ, или Как составить качественное ТЗ
Регистрация пролетела за 5-10 минут. Если честно, то я аватарку дольше выбирал. Остановился на Брюсе Уиллисе из-за его «крепких орешков».
Следующий этап – это создание заказа с подробным описанием того, что мне нужно. Если честно, то я просто скопировал туда свой бриф и добавил несколько фраз для чистоты эксперимента. Скриншот прилагаю.
Отобрал лучшего претендента (чтобы было интереснее, я выбрал в качестве исполнителя девушку 28 лет и дал ей на работу 48 часов).
Отбор исполнителя и переписка. Было бы смешно, если бы не было так грустно
Никогда не думал, что быть в шкуре заказчика так весело и сложно. Я старался, читал каждую заявку, добавлял исполнителей в кандидаты, но через 10-15 просмотренных откликов стал смотреть только на рейтинг, аватарку и количество отзывов.
Особо хочется отметить неудобное портфолио фрилансеров. Зачем столько работ, тут же вообще нельзя ничего найти! Было бы здорово, если фрилансеры писали:
- Что это за текст (продающий, рекламный и т. д.)
- Какую задачу выполнил текст (продали 10 автомобилей, текст в рассылку и т. д.)
Но нет, они пишут: текстовый контент для лендинга, когда нужно: «продали 10 квартир». Скриншот прилагаю.
Просмотрел 25 предложений, но осилил лишь 10-15 портфолио.
Из всех заявок мне понравилось 3.
Первая:
Вторая:
Третья:
Первый отклик вызывал доверие, но помощь неизвестного «гуру» путала карты. Второй фрилансер ответил односложно и прогневал трех заказчиков: плохие отзывы и портфолио, несмотря на 557 положительных, убедили меня, что с этой девушкой работать не стоит. Как же так? Хорошие отзывы – «Все понравилось», «Уникальность 97%, очень качественно». Плохие отзывы расписаны на пол листа и видно, что человек писал их серьезный. Портфолио на сотрудничество меня тоже не вдохновило.
Читайте также: Уникальность контента: развенчание главного SEO-мифа
В результате была выбрана заявка №3.
Что вызвало смех при выборе исполнителя
«Работа только для дам» – это написано во второй строчке моего задания. Однако я получил 5 откликов от мужчин. И ни один из них не написал, почему он выбрал этот заказ. Вот один из откликов:
Почему они мне написали? Варианта два:
- фрилансеры не читают задание, а отправляют свои заготовки;
- мужики-то оказались не мужиками (может, шугаринг – это уже мужская тема?)
Прочитал заявку журналиста. С каких пор журналистское или филологическое образование дает копирайтеру преимущества? Странное это дело, дорогие читатели. Кстати, девушка приложила к заявке свой диплом.
Чтобы избежать многих комментариев. Уметь писать хорошие тексты и быть гуру в филологии или журналистике – вовсе не аналогичные понятия.
Дэвид Огилви – среднее образование (поступил в 2 вуза, но не окончил их);
Джозеф Шугерман – среднее образование (3 года в электротехническом колледже);
Альберт Ласкер – среднее образование (работал репортером с детства);
Александр Репьев – инженерно-физический институт.
Видимо, журналист не знает, что говорить надо не о себе, а о клиенте и его задаче. Впрочем, заявка составлена неплохо. Только причем тут журналистика – для меня, если честно, загадка.
Я написал, что у меня ограниченный бюджет и это задание на 1000 рублей. Однако 4 предложения были похожи на это:
Не знаю, с чем это связано, но только у одного фрилансера был свой сайт. И эта девушка работает с ценой 4000 рублей. Заявка вызвала интерес, так как я перешел по ссылке. Кстати, сайт был запущенный (блог замер в 2013 году, портфолио не нашел).
Ну, что-то я отошел в сторону. Продолжаем. После того, как я выбрал исполнителя, я обсудил с ним детали и заплатил авансом (100% предоплата) 1000 рублей.
Подтверждение в виде скриншота. Новая история в стиле «Хатико»
Скриншот моей переписки и оплата.
Отдав свои денежки, я начал писать кейс. Осталось лишь ждать. Прошло 48 часов, и в понедельник вечером меня начали одолевать сомнения:
Придет ли мой заказ?
Может, меня кинули?
Неужели придется вложить в свой кейс еще 1000 рублей?
Я начал писать этот кейс. Вопреки моим ожиданиям (я уже смирился с мыслью, что придется заплатить еще 1000 рублей), девушка прислала статью в ночь с понедельника на вторник, то есть через 3 дня после предоплаты.
А теперь как в боксе
В одном углу инди-копирайтер-маркетолог, который вообще не разбирается в теме:
- молодой мужчина, 26 лет;
- опыт работы копирайтером менее 2 лет;
- он думает, что умеет писать продающие тексты;
- в его портфолио всего пара текстов;
- лишь 3 рекомендации;
- стоимость работы – 2000 рублей за текст.
В другом углу копирайтер-фрилансер:
- молодая девушка, 28 лет;
- опыт работы, указанный в профиле, более 5 лет;
- рейтинг более 12000;
- более 100 положительных отзывов;
- солидное портфолио;
- адекватная заявка и она – девушка (что дает ей хорошие преимущества в знании темы);
- стоимость работы – 1000 рублей за текст.
Даже здесь можно сделать выбор в пользу копирайтера-фрилансера.
Ее преимущества:
- лучше знает целевую аудиторию (ЦА);
- сама является ЦА;
- у нее хороший рейтинг;
- более ста положительных отзывов;
- достаточно способов связи;
- опыт работы 5 лет;
- цена ниже.
Мои преимущества:
- есть свой сайт с «живым» блогом (не все считают это преимуществом, но факт наличия сайта говорит хотя бы о том, что человек в копирайтинге обосновался всерьез и надолго);
- есть 3 рекомендации (не отзывы, а рекомендации);
- внушительный перечень способов связи (включая социальные сети, мобильный телефон, скайп и т.д.).
Как был написан текст? Отзыв заказчика и результаты эксперимента
Не знаю, как пишут продающие тексты «гуру» или какие приемы используют, чтобы понять свою целевую аудиторию. Я действовал следующим образом:
- Не зная ничего об услуге и целевой аудитории, я отправился на YouTube. Там просмотрел около 5 роликов. Видео, которые оказались наиболее полезны: «Правда и вымысел о шугаринге», «Сахарная депиляция. Шугаринг», «Шугаринг. Мой личный опыт».
- Набросав план будущего текста, я изучил отзывы (знаю, что 95% из них куплены, но они все равно помогают вникнуть в тему). Читал здесь и тут.
- Один из лучших способов изучить свою целевую аудиторию/протестировать товар – это социальные сети. Находите несколько целевых групп и читаете обсуждения или создаете свои.
Так вы можете выяснить, о чем мечтают потенциальные клиенты и чего ждут от вашей услуги, сервиса или товара (очень полезны опросы). Предложить новость – это отличный инструмент. В некоторых группах есть FAQ – кладезь информации. Пример.
Вот так, по шагам был написан продающий текст для студии шугаринга на совершенно неизвестную мне тему. Его вы можете оценить ниже. Обе статьи представлены в формате PDF (так, как их увидели заказчики), чтобы все было честно.
Продающий текст на главную страницу за 2000 рублей:
Когда я читал откровенно плохой SEO-текст, то начал сомневаться, что 2000 рублей – это адекватная цена за контент, способный продать услугу (кажется, пора поднимать планку).
Продающий текст на главную страницу за 1000 рублей:
Я хотел протестировать текст. Евгения Крюкова (руководитель отдела маркетинга Texterra) в переписке ясно дала понять, что без конкретных цифр мой кейс ждет сомнительная перспектива. И чтобы сделать это, нужно было уговорить своего заказчика. К сожалению, моя попытка потерпела фиаско. Скриншот его ответа прилагаю.
А как же конверсия? Уважаемые читатели, а как вы измерите конверсию продающего текста написанного для главной страницы?
Подведение итогов
Обе статьи неидеальны. Идеального текста вообще не существует. В 95% случаев найдется пропущенная/лишняя запятая, опечатка, недосказанность, банальная ошибка, лишнее слово, неучтенный или недоказанный факт.
Например, этот кейс, который вы читаете, вычитывал я и два корректора (текст за 2000 рублей был отдан на вычитку одному корректору). Наверняка его проштудирует редактор Texterra. Потом сюда придет филолог-журналист и надет опКчатку.
Кроме того, текст, написанный сегодня, всегда лучше, чем тот, который был написан вчера. Это справедливое высказывание, если вы растете профессионально.
Вы можете сказать: «Это вам не повезло, а мы нашли отличного копирайтера за 100 рублей/1000 знаков и уже продали товара на шестизначную сумму». Надеюсь, этот копирайтер-самородок быстро осознает свой талант и поднимет цену до прожиточного минимума.
Стоп, а зачем я отбиваю ваши возражения?
В сухом остатке. За тысячу рублей можно купить слабую SEO-статью, нашпигованную общими фразами. Фрилансер даже не потрудился красиво подать предложение и обработать возражения клиентов, которые я указал в ТЗ (сделав за него часть работы), а ведь были и другие возражения.
Бизнесменам, web-мастерам, руководителям отделов маркетинга, которым нужны работающие тексты, пора признать: хороший текст, и особенно продающий, не может стоить 1000 рублей и тем более 100 рублей/1000 знаков.
P.S. Вы уже скучаете по временам гнилого SEO? Жаль, но они больше не вернутся. Добро пожаловать в эру интернет-маркетинга, где работающий контент стал ключевой «фигурой» в развитии интернет-ресурсов и бизнеса в Рунете. От него теперь зависит ваша прибыль в Сети.
Дополнение к статье
Поскольку статья вызвала бурные обсуждения и большой шквал критики в сторону обоих авторов, мы предложили нашим читателям тоже принять участие в эксперименте: написать текст на ту же тему, для того же сайта, и выложить его на суд наших пользователей.
Сегодня утром нам прислал свой вариант текста Сергей (который комментирует статью под именем Сергей Симонов). Он занимается написанием текстов для интернет-ресурсов с июля 2015 года, то есть, опыт у него, в принципе, небольшой. Сайта пока не имеет. Стоимость его текста составляет 500 рублей.
А спустя еще несколько дней свой текст нам прислала Александра Петрова, копирайтер, контент-маркетолог, автор блога http://shuro4ka.ru. В своем описании Александра указала следующее: «Вошла в рынок в 2007 и покидать его не планирую. Работаю на результат и не берусь за проекты, которые мне не по зубам». Если вам понравится текст Александры, вы можете связаться с ней по имейлу: petrowa.alex@ya.ru.
Ну, и для сравнения тут же продублируем два других текста, чтобы было удобно сравнивать: