Программист из Швейцарии создал нейросеть, которая оказалась талантливее людей и завершила неоконченную 10-ю симфонию Людвига ван Бетховена. Чтобы научить искусственный интеллект думать как композитор, потребовалось десять лет.
Предыстория
Некоторые музыковеды уверены, что никакую 10-ю симфонию Бетхновен даже не собирался создавать. Фрагментарные наброски композитора считают черновиками десятой симфонии, но их связь не доказана: такты не были подписаны Бетховеном, и неясно, к какой музыке они должны относиться.
Тем не менее, и в пользу версии о недописанной симфонии тоже есть аргументы: многие творцы оставляли после себя незаконченные работы. И их иногда даже восстанавливали, хотя это довольно сложно.
Например, Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков завершили 3-ю симфонию и оперу «Князь Игорь» Александра Бородина. Закончить оперу «Три Пинто» Карла Вебера спустя время взялся Густав Малер.
История знает еще несколько произведений, дописанных другими композиторами. Однако во всех этих случаях итоговые работы содержали довольно много авторского «текста», додумок.
Чтобы избежать этого и «дописать» 10-ю симфонию, как это мог бы сделать сам Бетховен, дирижер Гийом Берни вместе с оркестром Nexus и решили обратиться к помощи технологий. За создание нейросети, способной повторить шедевры Бетховена, взялся программист Флориан Коломбо из Федеральной политехнической школы Лозанны.
Как нейросеть создавала 10-ю симфонию
Любая нейросеть обучается на реальном материале. В данном случае ей «скормили» 16 струнных квартетов Бетховена. Выбор не совсем верный: камерное письмо и письмо для большого оркестра у композитора сильно различались. Тем не менее, и этот материал показал нейросети гармонический и мелодический язык композитора, манеру его письма.
10-я симфония была создана нейросетью на основе музыкального материала Бетховена – это около 50 эскизов (каждый – не более 30 тактов).
Симфония, созданная нейросетью, понравилась публике. По сообщениям СМИ, ее оценили и музыканты оркестра.
Тем не менее, в ней есть недоработки.
По сути, каждое музыкальное произведение строится по определенным правилам и принципам гармонии, которые порой проще понять математикам, чем творческим натурам. Звукоряды и интервальные системы, аккорды и ладовые функции – все это поддается расчету.
Любой музыкант, проходя обучение, знакомится с этой теоретической базой музыки. Оказывается, что гармония и красота композиций логически обоснованы. Они зависят от:
- типа лада (модальная гармония, тональная гармония);
- музыкального стиля (например, «гармония барокко»);
- индивидуально специфического воплощения («гармония Скрябина», «гармония Джезуальдо»);
- характерной для стиля композитора аккордики (например, «рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»).
Нейросеть, обучившись видеть музыкальную гармонию и чувствовать индивидуальный «почерк» Бетховена, в состоянии создать технически совершенную и завершенную композицию. Однако в ней все равно не будет живого настроения и новизны: нейросеть не может привнести в композицию что-то новое, как это делает каждый композитор в своих работах. Но и это – вопрос постановки задачи.
Оцените сами работу нейросети:
Пьесу, созданную нейросетью, назвали BeethovANN Symphony 10.1. ANN — это Artificial Neural Network, то есть «искусственная нейронная сеть».
Уже по первым тактам музыки слышна некоторая бедность оркестровки, не характерная для Бетховена. Развитие музыкальной мысли также несколько нелогично для композитора. Тема, хотя бы по интервальному соотношению, бетховенская, но остается без характерного развития и словно топчется на месте. Я бы сказал, что для настоящего Бетховена такая музыка слишком примитивна.
Возможно, нейросеть показала бы более реалистичный результат, если бы в качестве образцов Коломбо использовал все девять симфоний композитора, а не его квартеты.
Выбор квартетов можно объяснить тем, что в такой музыке всего четыре струнных инструмента. Это не симфонический оркестр, где только одна струнная группа может занимать до 60 пультов. В оркестровой музыке в основном гораздо больше нюансов, чем в музыке для струнного квартета (хотя и в камерной их очень много): оркестровка, тембры, штрихи, динамика, ритм, темпы, агогика, соотношение разных секций и так далее. Учесть все это нейросеть не в состоянии. Она может только имитировать новый материал на основе образцов.