Обновление: Дарья Ракова
Кое-какие западные соцсети, где раньше можно было вести торговлю, в России заблокированы. А создавать свой интернет-магазин с нуля – долго и дорого.
Выход для онлайн-бизнеса есть – сделайте интернет-магазин «ВКонтакте». В этой статье рассказываем, как его создать и продвигать товары так, чтобы их покупали.
Почему стоит сделать интернет-магазин во «ВКонтакте»?
Здесь есть платежеспособная аудитория
Более 100 млн россиян сидят во «ВКонтакте». Если ориентируетесь на молодую аудиторию (до 30–35 лет) и продаете не слишком дорогой товар, «ВКонтакте» вам подойдет.
Это бесплатно
Платить придется только за рекламу. О ней в разделе «Как продвигать товары».
Это удобно
Магазин удобен и пользователям, и продавцам. Покупатели могут добавлять вещи в корзину и оплачивать их, не выходя из соцсети, а продавец здесь же получает все заявки и может общаться с клиентами.
Подойдет даже тем, кто продает услуги
Во «ВКонтакте» можно продавать не только физические товары, но и услуги:
Вот как услуги выглядят в сообществе «Текстерры»
Как запустить магазин
Все просто – хотя тем, кто никогда не был в VK, интерфейс может поначалу показаться сложным – и сделать можно в три шага: создать сообщество, подключить магазин и сделать карточки товаров.
Создайте сообщество
Если у вас еще его нет. В VK есть 6 типов сообществ:
Создаем сообщество
Для магазина подойдет страница «Бизнеса». Подробно останавливаться на этом шаге не будем, об оформлении сообщества – в статье «Оформление группы "ВКонтакте": самое подробное руководство в рунете».
Создайте магазин
Подключите сервис «Товары»: «Управление» → «Настройки» → «Разделы». Включите раздел «Товары» (здесь более подробная инструкция). Сделать это можно как с десктопа, так и через приложения для iOS и Android.
Выберите режим работы – базовый или расширенный.
Добавляем товары в сообщество
Базовый магазин
Подходит, если вы хотите организовать витрину товаров в соцсети и общаться с покупателями. Из карточки товара клиенты смогут вам написать, перейти на внешний сайт или заполнить форму сбора заявок. Купить что-то прямо в соцсети при таком режиме не получится.
Так для покупателя и продавца выглядит базовый режим
Здесь можно выбрать кнопки действия и валюту:
Базовые настройки
Подходит ли кнопка «Позвонить» для вашего магазина, зависит от аудитории, категории товара и того, как устроен ваш бизнес.
Если перед покупкой клиенты часто задают вопросы или выясняют подробности сделки, звонки наверняка окажутся полезными. Так вы сможете сэкономить время на обработку заявки и увеличить конверсию в покупку. Лучший способ понять, нужна ли вам кнопка «Позвонить», – тест. Просто добавьте ее, используйте пару недель или месяцев, оцените результаты и примите решение.
Кнопка пока доступна только для «Товаров», но Команда «ВКонтакте» работает над тем, чтобы расширить ее функциональность. Мы обязательно сообщим, когда она заработает и для «Услуг».
Расширенный режим
Подходит, если вы хотите продавать прямо во «ВКонтакте». Покупатели смогут добавлять товары в корзину и расплачиваться через VK Pay, а вы – получать все данные о покупках и способах доставки, чтобы можно было отправлять товары.
Так для покупателя и продавца выглядит расширенный режим
Для расширенных товаров можно настроить условия продажи (например, установить условия, если товар закончился), оплату, доставку, промокоды и уведомления о новых заказов.
Здесь можно настроить все основные параметры работы с магазином
Чтобы настроить доставку, перейдите в соответствующую вкладку и выставите настройки. Можно выбрать регион, в котором работаете, способы доставки (курьерская, почтой, специальным сервисом), а также указать условия – за чей счет, срок комплектации и так далее:
Указываем условия и способы доставки
Здесь же можно настроить оплату – физлица могут принимать оплату через VK Pay, юрлица – VK Pay и банковскими картами. Чтобы работать с «ВКонтакте» как юридическое лицо, нужно будет заключить договор.
Указываем способы оплаты
Базовый режим настроить стоит, если у вас маленький магазин. Принять два-три заказа в день, договориться об оплате и уточнить условия доставки можно в одиночку.
Если ассортимент большой и каждый день поступает 15–20 заказов, нужен расширенный вариант. Покупатель выбирает и оплачивает покупку самостоятельно, а все продажи учитываются автоматически.
Создайте товары
Новый блок с товарами после настройки появится на странице сразу под основной информацией. Нажмите «Управление» → «Магазин» → «Товары» и затем «Добавить товар»:
Добавляем первый товар
Карточка товара должна содержать максимум полезной для клиента информации:
- несколько фотографий (товар с разных сторон, в момент использования, в упаковке – не больше пяти фотографий);
- подробное описание товара (цена, количество в наличии, состав, характеристики, вес, размер, материалы и т. д.);
- для базового режима – ссылка на условия доставки и оплаты (она появляется автоматически, если вы заполнили страницу с этими данными, когда подключали сервис);
- для базового режима – кнопка «Написать продавцу»/«Позвонить». Сообщение покупателя уйдет тому, кого вы указали при настройке. Звонок будет на тот номер, который укажете.
Товары в магазинах ВКонтакте хорошо индексируются поисковыми системами. Вот несколько советов, как увеличить трафик из поиска.
- Составляйте карточки товаров и названия подборок, ориентируясь на статистику запросов. Пользуйтесь wordstat.yandex.ru и trends.google.ru.
- Используйте узкие подборки товаров под конкретные запросы. Например, «Мужские зимние куртки Adidas» вместо «Одежды» или «Мужской одежды».
- Заполняйте описания товаров подробно. Не ограничивайтесь артикулом и названием, добавляйте характеристики и другие ключевые слова. Например, «Женские беговые кроссовки Adidas ULTRABOOST 20 PRIMEBLUE» вместо «ULTRABOOST 20 PRIMEBLUE». Если товар доступен в нескольких размерах и цветах, указывайте это в карточке.
- Используйте уникальное текстовое описание и добавляйте качественные фотографии для каждого товара. Уникальность можно проверить на text.ru. Добиваться 100% в ущерб содержанию текста не стоит, 50–70% – уже хороший результат.
- Публикуйте развернутые отзывы покупателей в комментариях к карточкам товаров.
- Указывайте в описании сообщества город, в котором вы работаете. Пользователи часто добавляют название города к поисковому запросу, например, «купить одеяло Пермь» – используйте это.
Чтобы показывать товары прямо под блоком описания, выберите их главным блоком в «Управлении сообщества»:
Товары лучше всего поставить первостепенным блоком, чтобы их точно видели
Клиент может выбирать товар, сортируя по цене и по дате добавления, но не по типу. Обязательно объедините товары по группам («ВКонтакте» они называются «подборки»), особенно если ассортимент большой – так клиент может купить у вас больше.
Подборка похожа на обычный альбом с фотографиями:
Подборки товаров в магазине Arny Praht
Один товар можно добавить одновременно в несколько подборок. Например, браслет с камнями может быть в подборках «Браслеты» и «Украшения с камнями».
На главной странице сообщества показаны только три товара. Они попадают сюда из основной подборки. Создайте отдельную подборку (например, «Хиты продаж» или «Акции и скидки»), поставьте галочку «Это основная подборка сообщества», и добавьте туда товары, которые хотите продать быстрее.
Три товара на главной ЮД «Кристалла»
Подборку можно сделать скрытой – ее затем можно будет использовать в рекламе, но на странице она отображаться не будет.
Подборки – эффективный инструмент продвижения. Полезно тестировать разные подходы, чтобы находить оптимальные принципы создания подборок.
Вот несколько идей: скидки и акционные товары, коллекции по временам года, аксессуары, товары для мужчин, детей, женщин. Когда подборки сформированы, советуем запустить таргетинг на узкие аудитории, это часто дает хорошие результаты.
Подробнее о создании товаров и подборок – в инструкции от «ВКонтакте».
Обрабатывайте заказы
Как мы уже писали выше, если вы выбрали базовый вариант, то на карточках товаров будет указано «Написать продавцу». Все переписки будут уходить тому, кто указан на карточке, и там вы сможете договориться с клиентом об оплате и доставке.
В расширенном магазине заказы будут появляться в соответствующей вкладке:
Все новые заказы будут попадать сюда
Такой же раздел есть и у покупателя – там он видит свои заказы:
Так заказы отображаются у покупателя
Управлять товарами продавец может с помощью меток – с их помощью можно указывать города доставки, обновлять статус заказа, закреплять за заказами менеджеров:
Так заказы отображаются у продавца
Когда вам поступил заказ, вы можете выбрать способ его доставки и дать покупателю трек-номер для отслеживания заказа:
Трек-номер для покупателя
Подробнее об обработке заказов здесь.
Как продвигать товары
Самый подходящий формат рекламы для этого раздела – автопродвижение. Автопродвижение работает со всеми товарами, размещенными у вас в сообществе:
- формирует карусель и показывает ее нужной аудитории;
- напоминает о товарах тем, кто их смотрел;
- выбирает товары с лучшими показателями и показывает их релевантной аудитории.
Для запуска автопродвижения сообщество должно соответствовать минимальным требованиям: в нем должно быть как минимум 3 товара и 10 подписчиков.
Запустить эту рекламу можно с десктопа или мобильного.
С десктопа
- Нажмите «Продвигать» на странице с товарами:
Настраиваем автопродвижение товаров (кстати, работает и для услуг)
- Напишите два текста: один для новых клиентов, второй – для тех, кто заходил в магазин. Остальное алгоритм сделает сам и покажет каждой аудитории нужные товары:
Алгоритм сам покажет нужные тексты и товары нужным людям
- Укажите дневной лимит и запустите рекламу. Деньги будут списываться исключительно за состоявшиеся показы.
Подробнее об автопродвижении товаров – в инструкции.
Как автоматизировать работу с магазином
Чтобы работать с магазином, особенно популярным и таким, в котором много заказов ежедневно, имеет смысл подключить сторонние приложения, которые помогут в управлении. Расскажем на примере «Эквида» – конструктора интернет-магазинов.
Для «ВКонтакте» у «Эквида» есть собственное приложение, которое настраивается отдельно под каждого клиента. В результате вам не нужно создавать новое приложение как таковое. Чтобы использовать сервис:
- Перейдите на страницу приложения «ВКонтакте» и нажмите кнопку «Установить приложение».
- Выберите (или создайте) страницу магазина, к которой хотите подключить приложение.
Магазин создается в три шага, а если он уже есть в «Эквид», то вообще в два
Введите e-mail, пароль и нажмите «Создать магазин».
Скопируйте ссылку (по ней будет приложение вашего интернет-магазина «ВКонтакте») и добавьте ее на вкладке «Ссылки» на странице магазина.
Ссылку нужно добавить на страницу бизнеса
- Нажмите «Добавить ссылку», в открывшемся окне создайте краткое описание типа «Наш магазин ВКонтакте». Готово, приложение добавлено.
- Зайдите в него со страницы сообщества.
- Заполните поля с описанием магазина и продавца (требование «ВКонтакте», эта информация будет видна в самом низу на странице приложения) и сохраните.
Нужно заполнить все данные перед тем, как переходить к добавлению товаров
- Нажмите кнопку «Управление магазином». Попадете в панель управления, где нужно добавить товары и описания, выбрать способы оплаты и доставки (используйте справку).
«Эквид» поможет выгружать большое количество товаров в соцсеть автоматически и обновлять товары в один клик. Добавить магазин можно бесплатно.
Еще несколько конструкторов магазинов, которые работают с VK:
Для более детальной работы, быстрой обработки заявок и вообще серьезного бизнеса можно подключить к VK CRM-системы. Вот какие работают с VK:
Для работы со складом – учета, списания и прочих операций с товарами – помогут программы складского учета:
А если вы продаете товары сразу на нескольких площадках – вам в «Мультимаркет». Здесь можно продавать сразу на Aliexpress, «Юле», во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Сервис бесплатный.
Нужно зарегистрироваться и начать создавать магазины на указанных площадках. Заранее ничего делать не нужно
Подробнее обо всех официальных интеграциях с магазином во «ВКонтакте» – здесь.
Что еще надо сделать, чтобы продавать в VK
- Добавляйте к основным товарам сопутствующие. Это можно сделать при добавлении нового товара – к телефону можно предложить чехол или наушники, и так далее.
- Прикрепляйте товары или подборки к записям. Когда у вас настроен магазин, эта возможность появляется автоматически. Это поможет увеличить средний чек.
- Отмечайте товары на фото. Просматривая фотографии сообщества, клиенты смогут перейти прямо к покупке.
- Или сделайте товары прямо из фото в сообществе. Это можно реализовать с помощью приложения «На прилавок».
- Устраивайте конкурсы и розыгрыши. Это и увеличит активность сообщества, и привлечет внимание к товарам. Подробнее о конкурсах во «ВКонтакте» – в нашей статье «Как провести конкурс «ВКонтакте» и не получить бан».
- Дарите промокоды. Их можно дарить за определенные действия или давать просто так. Создать промокод можно только в расширенном магазине:
Создаем промокод
Еще больше лайфхаков по продвижению проектов в интернете в нашей группе «ВКонтакте». Переходи на светлую сторону интернет-маркетинга.