Датой выпуска игры Snake считается 1997 год — тогда финн Танели Арманто разработал ее для кнопочных телефонов Nokia. Но он не был автором игры — «Змейка» ведет историю с 1976 года. Рассказываем, как менялась эта игра и что случилось со всеми теми, кто приложил руку к ее созданию.
Второе рождение «Змейки»
Если считать датой «рождения» популярной игры именно 18 июля 1997 года, получается, что сегодня ей исполняется 25 лет. Такой логики придерживались некоторые наши и не наши СМИ, которые сообщили, что «на днях» у игры юбилей.
Не совсем понятно, откуда взялась дата, ведь телефон Nokia 6110, на котором впервые и появилась мобильная «Змейка», был представлен 18 декабря 1997 года, а стал доступен широкой публике в 1998 году. Возможно, с отмечанием юбилея поторопились — стоит подождать 18 декабря.
Популярной «Змейка» и правда стала с появлением первых доступных мобильных телефонов от компании Nokia — они знакомы большинству из нас. Со всеми моделями старше 6110 «Змейка» шла в комплекте — вместе с парой других игр, таких как Тетрис или «Космический удар» (Space Impact). Тем не менее, на Nokia 6110 «Змейка» была единственной предустановленной игрой.
Так выглядел культовый Nokia 6110, на котором впервые появилась «Змейка»
Изначально финский разработчик Танели Арманто, приглашенный в Nokia для создания игры под новый телефон, хотел адаптировать для устройства популярный задолго до этого Тетрис. Однако компания Tetris, владеющая правами на игру, потребовала отчисления за каждый проданный с установленным «Тетрисом» телефон. Nokia отказалась, и Арманто решил сосредоточиться на другой игре, которая должна была быть не менее интересной и «убивающей время».
Танели Армато с телефоном Nokia 3310
В поисках концепции финн обратился к более старым играм. В итоге он нашел то, что искал, — игру Blockage 1976 года выпуска для аркадных автоматов. Ее написали три программиста — Лейн Хаук, Эго Кис и Боб Пекареро — из компании Gremlin, которая специализировалась на аркадах. Это была игра на двоих, в которой нужно было вести змейку и стараться не ударить соперника или углы поля. Первый, кто ударялся о препятствие, проигрывал.
Один из создателей игры Blockade Лейн Хаук
Blockade после ее выпуска вдохновились несколько компаний — Meadows Games в 1976 году представила клон игры для аркадных автоматов под названием Bigfoot Bonkers, в 1978 году Atari выпустила игру Surround для своих консолей с той же механикой, а одновременно с ней вышла и компьютерная версия «Змейки» под названием Worm.
Игра Surround от Atari 1977 года выпуска
Танели Арманто решил немного видоизменить классическую «Змейку», сделав ее одиночной. Он добавил точки, которые нужно было поглощать, и сделал так, что после каждой «съеденной» точки змейка удлинялась. В итоге с каждой новой точкой играть становилось все сложнее. С момента появления телефонов Nokia 6110 с этой предустановленной игрой, она переходила из устройства в устройство, становясь сложнее и красочнее.
Что случилось с создателями «Змейки»
Создателю «Змейки» на Nokia Танели Армато сейчас 57 лет, он продолжает работать программистом. Но мобильное подразделение Nokia, проданное Microsoft, а позже — китайцам, пришлось сменить на небольшую компанию Into oy, которая специализируется на информационных технологиях и работе с данными.
Изначально в Nokia Армато занимался разработкой интерфейсов и рингтонов — игры не были его специализацией. Поэтому неудивительно, что сейчас он занят другой, более интересующей его областью информационных технологий. Тем не менее, в 2015 году финский разработчик объединился с компанией Rumilus Design и представил миру обновленную версию культовой игры под названием Snake Rewind для iOS, Android и Windows Phone. В ней больше уровней, современная графика и звуки – убедитесь сами!
Что до программистов из компании Gremlin, которые придумали саму идею «Змейки», то о них известно мало. Есть информация лишь о том, что в 1978 году компанию купила Sega, и спустя пять лет решила закрыть ее — к тому времени начиналась эра персональных компьютеров, и аркадные автоматы начали уходить в прошлое.
Рекорды «Змейки»
Рекорд в игре «Змейка» во многом зависит от версии телефона. На старых устройствах змея может увеличиваться, пока не займет весь экран — тогда она неминуемо врежется сама в себя, и игра закончится. В этом случае максимальное количество очков, которое вы можете набрать, — 5488. Но на само прохождение у вас может уйти несколько часов, при том что ему будут предшествовать дни и недели бесплодных попыток. Грустно, но по окончанию игры вы не увидите поздравлений: как и до этого, вас будет «радовать» только надпись «Игра окончена».
Тем не менее, вы можете поставить рекорд скорости — одна неназванная россиянка, например, утверждала, что смогла «замкнуть» змейку всего за полчаса.
В других версиях на определенном этапе змея на экране просто перестает расти, и вы можете «набивать» очки до бесконечности, пока не надоест. Но «Змейка» — это игра, в которой процесс важнее рекорда. Даже создатель мобильной версии игры Танели Армато говорил, что ни разу не смог победить в собственной игре:
Я никогда не становился победителем, несмотря на то, что проводил время, тестируя игру. Но лучший способ выиграть — это практика. Ничего более. Практика делает чемпионов. Некоторые люди, как я выяснил, используют кнопку «пауза/продолжить», чтобы достичь больших баллов. Но это читерство, это не считается.
Танели Армато, разработчик игры Snake для Nokia