Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Где граница, за которой компания перестает быть успешной? Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»
Знакомьтесь, это лидер

Этот настрой дает возможность добиваться исключительных успехов. Но одновременно этот настрой – всего лишь предмет веры лидера и его команды, рационально ничем не обоснованный. Закономерность все равно существует и прослеживается как раз на примере именно успешных компаний (про неуспешные мы, как правило, даже не знаем). Обречены все, и даже те, что существуют уже более двух столетий.

Вопрос в том, до каких пор эта закономерность остается преодолимой? Есть ли граница, перейдя которую, компания перестает быть успешной, становится аутсайдером, а потом умирает? Что важно для длительного успеха: своевременный старт, умно выбранная ниша, востребованность предлагаемого продута, инновации, яркий PR? Все это не конкретно. Да и по большому счету, не имеет существенного значения: если говорить про своевременный старт, то мы знаем сотни примеров, когда пионеры рынка, у которых были все шансы выбиться в лидеры, уступали компаниям, образованным гораздо позже них. Если говорить про нишу, то она вообще не важна: успех или неуспех зависит не от ниши, во всех нишах есть как успешные, так неуспешные компании. Про инновации и PR и говорить не стоит – сами по себе они ничего не значат. Возможно, именно вера лидера обеспечивает долгожительство компании: до тех пор, пока он проецирует свою веру на команду, компания продолжает оставаться успешной. Но эта «вера» – совсем уж абстрактная вещь. Должно быть что-то более осязаемое, чем все перечисленные факторы.

Безусловно, трудно выделить что-то одно, глобально влияющее на долговременный успех. Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» (Good to Great), размышляя о том, как наращивается потенциал бизнеса в движении к исключительным успехам, сравнивает этот процесс с началом вращения гигантского маховика, расположенного горизонтального по отношению к плоскости земли. Вначале сдвинуть его практически невозможно, усилия невероятны, но с каждым толчком он поддается все охотнее, начинает вращаться все быстрее и наконец достигает огромной скорости вращения, толкать его все легче, он движется фактически благодаря силе инерции. Невозможно сказать, какой именно толчок, какое именно усилие облегчило работу по вращению маховика. Важна совокупность действий – командная работа на пределе возможностей позволяет компании накопить и реализовать свой потенциал, добиться огромных успехов.

Но все же, несмотря на объективное понимание, что на успешность бизнеса влияет множество факторов, попытка отыскать некий один, больше других влияющий на долгожительство и успешность компании, не противоречит здравому смыслу. И искать его, скорее всего, нужно на поверхности, он элементарен и очевиден.

Компания – это социум

Бизнес строится на тех же взаимоотношениях, что и любой человеческий социум. Компания по сути и является социумом, группой людей, организованной по определенным принципам, обладающей своими ценностями, защищающей свои интересы, в этой группе каждый играет свою профессиональную роль, направляя свои компетенции и навыки на благо всех членов группы и получая взамен вознаграждение – и финансовое, и моральное (в виде признания его авторитета в группе).

В чем у членов социума есть жизненная необходимость для поддержаний успешного функционирования всей группы? По большому счету, только в одном – в эффективной коммуникации.

Коммуникация – одно из необходимых условий жизни человека в социуме, и гарантия успешного существования самого социума (потеря понимания между членами общества ведет к гражданским конфликтам и к распаду). Коммуникация столь же важна и для успешной работы компании. Это системная характеристика: если в компании начинает наблюдаться разорванность профессиональных контактов между членами отделов, в бизнесе начинаются серьезные проблемы. Эти проблемы можно объяснить на пальцах: к примеру, компания производит мебель – хорошую качественную мебель из дерева, благодаря автоматизации производства еще и недорогую. Продуктами своего производства городятся все структурные подразделения компании, все верят, что это лучший продукт на рынке, все знают типовые модели компании наизусть – и отдел дизайнеров, и отдел продаж, и рабочие, изготавливающие мебель в цехе на станках. Все, кроме сотрудников отдела доставки. При его формировании не учли, что понимание профессиональных ценностей и общего вектора движения компании должно прививаться всему коллективу – даже тем, кто работает в доставке. Компания начнет терять репутацию и клиентов из-за того, что мебель клиентам доставляют небритые сотрудники, опаздывающие с доставкой от сорока минут до пяти часов, порой позволяющие себе грубость и т.д.

Важность коммуникаций понимают все руководители. И все равно эту важность они недооценивают. До 95% своего времени руководители должны тратить на контакты с подчиненными, выстраивание эффективной схемы коммуникаций в компании, ведь это нужно для управления. Именно с необходимостью поддержания коммуникаций на эффективном уровне связана неизбежная бюрократизация компаний, достигающих определенных размеров.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Число Данбара и ментальный разрыв в коллективе

И тут возникает главная проблема. Дело в том, что, изучая человеческий мозг, ученые опытным путем выявили размер группы, в которой современный Homo sapiens может оптимально существовать, поддерживая личные контакты с каждым. В частности, антрополог Робин Данбар провел исследования, в ходе которых установил, что физиологически и исторически люди не способны эффективно коммуницировать в группе, размер которой превышает 150 человек.

Способность к коммуникациям не зависит от характера человека, утверждает Данбар, проанализировавший большое количество групп людей — от первобытных племен до коллективов компаний в современном мире. Эта способность обусловлена чисто биологически. Размеры неолитических сообществ в среднем не превышали 200 человек – и мы в этом не далеко ушли от наших предков. Данбар исследовал 38 родов приматов (а с зоологической точки зрения люди – тоже приматы) и заметил корреляцию между размером стаи у них и уровнем развития новой коры (неокортекса) больших полушарий мозга. На основании полученных данных он вывел математическую зависимость между развитием неокортекса (а именно эта зона головного мозга у человека отвечает за осознанное мышление и речь) и размером стаи и, основываясь на оценке развития нашего мозга, вывел оптимальный размер человеческого «стада» – 150 («число Данбара», отражающее ограничение на количество постоянных социальных связей, которые в состоянии поддерживать индивид).

Ученый сделал следующий вывод: когда число членов группы переваливает за 150, коллектив по сути существовать перестает. И даже в социальных сетях, где количество друзей у человека может быть под две тысячи, постоянные связи он в состоянии поддерживать лишь с узким кругом, в среднем не превышающим 150 человек.

Возникает парадокс: рост компании – это явный признак ее успеха, но в то же время этот же рост стимулирует энтропию внутри бизнеса, система коммуникаций распадается с ростом числа направлений, подразделений, отделов и т.д. Связи теряются. Поток коммуникаций, направленный в компании от одного уровня к другому, становится похож на испорченный телефон; все задачи, которые ставятся руководителями, описания проектов, любая рабочая информация, перемещаясь от одного уровня к другому, не доносится точно, нюансы теряются, утрачивается важный смысл. И чем больше уровней, тем выше вероятность искажения информации, тем более затруднена передача воли руководства, задачи, доходя до непосредственных исполнителей, искажаются. Этот процесс опасен тем, что он тотален: сотрудникам становятся непонятны ценности и приоритеты организации, даже – а это самое страшное – суть деятельности компании они перестают понимать. И этот ментальный разрыв – первый шаг на пути к краху бизнеса.

Рост компании ведет к распаду коммуникаций

Следует ли из этого, что одной из приоритетных задач, которую нужно решать с самого начала руководителю, является система построения эффективных коммуникаций в компании? Да, вероятно, это именно так. Масса «подпорок» для оживления коммуникаций внутри крупной компании всем известны: внедрение CRM-систем, семинары для обмена опытом между структурными подразделениями, общие тренинги, летучки, выездные корпоративные мероприятия по праздникам или с целью обучения и т.д.

Но все это не защищает от неизбежного – рост компании ведет к распаду коммуникаций. В одних организациях распад происходит интенсивнее, в других, где система контактов между уровнями выстроена более эффективно, – медленней. Но все равно происходит.

Вероятно, эта проблема непреодолима до тех пор, пока в ходе эволюции возможности нашего мозга не расширятся (но ведь не факт, что это произойдет), либо до тех пор, пока не будут придуманы более эффективные схемы внутренней организации коммуникаций, поддержания личных связей в компании.

А это вовсе не невероятно – придумать новое в области, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек. Пример структуры американской компании Valve, разработчика компьютерных игр, изумляет, эта компания вызвала много шума в последнее время.

Valve – это организация с плоской структурой, где специалисты абсолютно равны друг другу, где нет отделов, менеджеров, начальников («У компании есть президент, но он не твой менеджер» – сказано в Книге сотрудника Valve, которая выдается каждому новичку). «В компании нет четкого описания вакансий, – написано в той же Книге сотрудника. – Valve просто нанимает наиболее подходящих, лучших людей, предоставляя им самим возможность решить собственные профессиональные задачи». Доходы сотрудников зависят от роста компании, серьезная часть прибыли расходуется на выплаты специалистам. 100% своего рабочего времени каждый сотрудник волен распоряжаться по собственному усмотрению – работать над теми проектами, участие в которых ему наиболее интересно. Любой здесь волен начать разрабатывать свой проект и конкурировать с коллегами, переманивая на свою сторону как можно больше людей. Таким образом в компании уделяется повышенное внимание тем проектам, которые интересны большинству и с точки зрения большинства перспективны (руководство в этот процесс не вмешивается, то есть не определяет, какие проекты наиболее приоритетны) – отсюда колоссальная эффективность. Средний специалист Valve приносит прибыли больше, чем средний специалист Apple, Google, Amazon, Oracle или Microsoft.

Что характерно: в Valve есть своя «корпоративная мантра»: «Разговаривай!»

Они общаются в столовой, в лифте, в туалете, на рабочем месте, везде. Что это, если не попытка выстроить идеальную систему коммуникаций внутри компании?

Они общаются в столовой, в лифте, в туалете, на рабочем месте, везде. Что это, если не попытка выстроить идеальную систему коммуникаций внутри компании?

Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 апр 2024
7 961
Отзывы на Яндекс.Картах: гайд по отработке

Отвечаем на частые вопросы – можно ли купить (и что думает об этом техподдержка), как удалить и что отвечать. А еще – как на этом теперь можно зарабатывать (новая фишка).

19 апр 2024
33 670
Как пройти ассессмент-центр – с пользой и с удовольствием

Ассессмент – это комплексная и всеохватывающая процедура оценки сотрудника (или кандидата), состоящая из разноплановых заданий.  В наши широты ассессмент-центр пришел, как и все западно-прогрессивное, лет 20 назад. И, как и все западно-прогрессивное – с отставанием на 40 лет. 

19 апр 2024
344
Аутстаффинг против аутсорсинга: в чем разница

В чем подводные камни того и другого (и нужно ли все это вам).

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.