Массовое сознание российского обывателя фокусируется на трех образах мужчин-предпринимателей: это спекулянт-хитрован, использующий в своих целях потребителей и государство; это техногик, изобретший какую-то неведомую фигню, которой никто не понимает, но которая совершила некий «прорыв»; и это расплывчатый делец из телевизора, имеющий внешние атрибуты «бизнесменства» – костюм, машину, дом, женщину с подиума и взгляд, которым можно резать стекло.
Есть еще типаж бизнесвумен, но он обычно очерчивается неопределенно. В основном экранная предпринимательница – это либо цокающая стальными каблуками стерва, либо няша, занимающаяся цветочками-ноготочками.
Все эти образы далеки от реальности. Они карикатурны и предполагают у их носителей топорную мотивацию к ведению бизнеса. В мужском ряду первый хочет обогатиться, не трудясь, второй – технологический маньяк по натуре, а третий вроде как для статуса старается. В женском варианте – одна хочет властвовать и подавлять, другая желает порхать по жизни.
Психология предпринимательства, особенно область мотивации к ведению бизнеса, не сказать, что хорошо изучена в мире и в России. Кто такие эти самые предприниматели, заставляющие экономику вертеться, мало кто понимает.
Людям свойственно слепо доверяться самопрезентации бизнесменов – считать их «серьезными людьми» с крупными накоплениями на тайных счетах. Миллионы наемных работников опрометчиво ставят свой доход и качество жизни в зависимость от успехов малознакомых мужчин и женщин, издающих «приказы» разной степени отмороженности в тиранических мирках своих коммерческих организаций.
Тому же, кто все-таки рискует начать разбираться в психологии бизнеса, может сделаться страшно за устойчивость окружающей инфраструктуры и экономики вообще – настолько предприниматели могут быть эгоцентричными и авантюрными до безбашенности.
Немногочисленные научные исследования, посвященные этой теме, реально щекочут нервы. Когда ученые приоткрывают завесу, которая маскирует темную психологическую сторону бизнеса при помощи предпринимательского жаргона, рекламы и демонстрации высокого уровня жизни, это выглядит отрезвляюще и даже несколько ошеломляет.
Стремление к предпринимательству – в своем роде социальная девиация
В одном спокойном и отстраненном (как и полагается в науке) российском исследовании говорится: «…именно доход, в конечном счете, становится и оценкой успеха, и психологическим стимулом предпринимателя».
Все остальное – разумное и полезное обществу – вторично. По данным отечественных ученых, «в сфере коммуникаций предпринимателям свойственны низкая эмпатичность и аффилиация, высокая толерантность к отвержению».
Если перевести это на общепонятный язык, то выйдет вот что:
В общении российские бизнесмены не испытывают заметного сочувствия к другим людям; имеют низкую потребность в создании теплых, доверительных и эмоционально значимых отношений с кем-либо; а когда их посылают (отвергают), предприниматели продолжают настойчиво добиваться выгодных для себя действий от других.
Что интересно, значительная часть исследователей (почти все) считает, что высокий доход как оценка успеха – это именно средство оценки, но вовсе не главный психологический стимул. Психологи полагают, что бизнесмены стремятся не к самому доходу, а к самоактуализации через достижение финансовой независимости (в мужском варианте) и финансовой стабильности (в женском варианте).
У социальной группы «предприниматели» аномально, по сравнению со всеми остальными людьми, акцентировано стремление к самовыражению. Ученые даже рискуют сделать вывод: предприниматели – это своего рода социально-экономические девианты. Именно поэтому их так мало.
По данным «Фонда общественного мнения», только около 8 % россиян задумываются о том, чтобы пойти в бизнес. И лишь 6 % действительно совершают какие-то конкретные действия для этого.
Чего они на самом деле добиваются
Не стоит верить страницам корпоративных сайтов, на которых вывешены сочинения копирайтеров в жанре «Миссия компании». Внешнему наблюдателю бизнес может демонстрировать какие угодно мотивы. Но вот что на самом деле, по мнению психологов, характеризует стремления предпринимателей:
- Преобладание внутренней мотивации над внешней. Бизнесмены проявляют особую независимость в поступках и целеустремленность.
- Потребность в формальном успехе. Предприниматель стремится максимально расширять ареал своего влияния, решать много проблем, втягивать в свою «орбиту» максимум людей и событий.
- Мотив денежного обогащения не доминирует. У предпринимателей на самом деле более широкие потребности, чем у наемных работников. Бизнесмен просто стремится каждую из них удовлетворять по максимуму.
- Чрезвычайная настойчивость в том, чтобы увидеть потребности другого индивида или социальной группы и удовлетворить их с выгодой для себя.
- С возрастом и достижением психологической зрелости у собственников бизнеса снижается влияние мотива власти и внешней мотивации, они все меньше стремятся подчеркивать свое превосходство.
- Предприниматели меньше, чем наемные работники, подвержены страху наказания, увольнения, потери работы, неодобрения и т. п. В связи с этим они более жизнерадостны и оптимистичны, но не легкомысленны, потому что в случае неудачи они несут более серьезные потери. У предпринимателей развито самоуважение. Они менее, чем наемные работники, склонны терпеть произвол какого-либо начальства и неуважительное отношение к себе.
- Главные мотив (как и говорилось выше) – стремление к самовыражению.
- Тяга к немедленному удовлетворению потребностей. Бизнес склонен реализовывать свои идеи быстро, «здесь и сейчас». Психологи отмечают, что предприниматели в связи с этим «…имеют более красочную и полную жизнь, приносящую удовольствие. У наемных работников ситуация в корне иная: собственные желания и потребности они часто вынуждены вынашивать втайне, страх что-то изменить в жизни приводит их к фрустрации и негативному отношению к будущему. Зачастую они сами являются создателями своей "тюрьмы", но продолжают охранять ее».
- Высокая готовность (возможно, даже тяга) к экономическому и психологическому риску. Психологи отмечают, что представители социальной группы «предприниматели» нередко ставят на кон свое имущество, связи, репутацию и саму жизнеспособность своего дела. Банкротство бизнеса часто приводит к душевным травмам. Потерпевшие неудачу предприниматели обычно не готовы к наемному труду в роли руководителя, тем более – в роли рядового сотрудника. Для них это некомфортно. Поэтому условные или действительные банкроты часто начинают бизнес заново.
- Тяга к свободе мыслей и действий. Предпринимателями чаще всего становятся люди, любящие вольный образ жизни – вне рамок корпоративных или государственных структур, без власти жесткого графика и должностных инструкций.
- Ярко выраженная мотивации иметь в виде результата вознаграждение. Предприниматель считает преимуществом ведения собственного дела наличие немедленной и объективной реакции окружающей среды на приложенные усилия. Предприниматель в этом случае уверен в том, что результаты своего труда он может присвоить законным путем.
Ученые отмечают, что диапазон потенциальных мотивов занятия бизнесом очень широк. Кто-то из «социально-экономических девиантов» жаждет независимого творчества, некоторые испытывают острое отвращение к работе под чужим руководством.
Нередко к предпринимательству толкают жизненные обстоятельства: неудачный выбор профессии, внезапно возникшая критическая ситуация, проблемы с устройством на работу из-за судимости, инвалидности или ксенофобии нанимателей (скажем, по национальному признаку).
Предприниматели из глубинки тоже ценят свободу и самовыражение
Автор упоминавшегося выше исследования, кандидат экономических наук А. В. Мухачева, не ограничилась обзором чужих научных работ, а провела опрос 100 руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в Кемерово на предмет изучения их мотивации к предпринимательству.
Половина из респондентов были собственниками бизнеса. Основным мотивом, который толкает их самостоятельно делать деньги, оказалась свобода, понимаемая как свобода от правил, временных рамок и начальства.
На втором месте у собственников – мотив заработать (финансовая независимость, отсутствие в регионе другой стабильной работы). И на третьем месте – мотив созидания (самореализация, желание оставить что-то после себя), то есть самовыражение.
Исследователь предложила собственную классификацию предпринимателей по типу их мотивации к ведению бизнеса. Выглядит она так (цитируем без изменений, проценты не суммируются, опросник допускал несколько вариантов ответов):
- Руководитель-собственник экономического типа. Нацелен на финансовый результат, высокий заработок, измеряет эффективность своей работы и работы организации преимущественно прибылью. Не берется за «туманные идеи», предельно прагматичен и логически расчетлив, не бросает денег на ветер, занимается только тем, что приносит доход. В собранной эмпирической базе такого рода руководителей оказалось 60 %.
- Руководитель-собственник экстернального типа. Имеет выраженное стремление к заботе о ближних, будь это собственная семья или общество в целом. Стремится лучше удовлетворить потребности клиентов, склонен заниматься социально-ориентированным бизнесом. Служение другим – самое важное для собственника этого типа. Сотрудники в его организации также не обделены заботой. Патерналистский стиль руководителя. В собранной эмпирической базе – 5,3 %.
- Любитель свободы. Данный тип собственников более всего ценит в работе свободу действий, решений, передвижений. «Сам себе начальник» – главное, что привлекает его в работе наряду с отсутствием рамок по времени и месту деятельности. Такие люди тяжело уживаются в найме, именно поэтому тяготеют к самостоятельному «плаванию» – 37 %.
- Азартный игрок. Азартный руководитель-собственник – игрок по натуре. Предпринимательская деятельность для него – поле ощущений и эмоций. Как правило, это молодые люди, не обремененные семьей, которые рады любому попутному ветру, обладают высокой склонностью к риску, ищут во всем острые ощущения – 5,3 %.
- Творец. Данный тип руководителя-собственника главным своим предназначением видит самореализацию и совершенствование мира, желание оставить что-то после себя. Как правило, это философ, склонный к формированию собственной высокой миссии в жизни. Творческая реализация, созидание – его главный двигатель – 60,5 %.
- Доминатор. Руководители-собственники данного типа стремятся к самоутверждению за счет предпринимательской деятельности и объема получаемой власти, они ориентированы на собственное самолюбие, чувство собственной значимости, ориентированы на успех любыми путями, могут быть неразборчивыми в средствах – 18 %.
- Общественник. Данный тип руководителя-собственника крайне зависим от внешнего восприятия себя, оценки общества. Именно он чаще всего участвует в дебатах на телевидении, создает предпринимательские ассоциации, выступает с различными общественными инициативами, старается всеми способами быть на виду. Признание, известность, популярность – лучший «допинг» и награда для предпринимателей этого типа – 18 %.
Автор исследования указывает, что чистых типов предпринимателей не бывает. В реальной жизни люди сочетают несколько видов мотивации к бизнесу. Однако мы можем видеть, какие из них встречаются наиболее часто: это прагматичное стремление извлекать прибыль и иметь финансовую независимость (60 %), тяга к самовыражению (60,5 %) и жажда свободы помимо финансовой (37 %). Свобода (от правил и от финансовых зависимостей) доминирует. Личная самореализация имеет столь же серьезное значение.
Российские предприниматели не молоды, тревожны и конфликтны
Сотрудник Института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета П. А. Александров в своей работе «Экономико-психологические аспекты малого предпринимательства в России» указывает, что российская молодежь не слишком стремится начинать собственный бизнес.
По данным Александрова, примерно 28,5 % всех безработных в России – это молодежь в возрасте до 25 лет. При этом 76 % предпринимателей в стране – это люди в возрасте от 25 до 54 лет.
Портрет типичного российского предпринимателя выглядит примерно так: это мужчина средних лет, имеющий профессиональное образование и живущий в городе.
Автор исследования отмечает, что особенностью характера отечественного бизнесмена (при сравнительном анализе с представителями других профессий) является его склонность полагаться исключительно на свои силы и брать ответственность на себя в сложных жизненных ситуациях.
Обратной стороной медали является такой факт: российские предприниматели показывают тревожность и чувствительность выше среднестатистических значений. Ученые связывают это с высокой неопределенностью в отечественной экономике, которая тянется чрезмерно долго. Бизнесмены вынуждены принимать решения в условиях неполноты и неточности информации, они не могут просчитать реальные издержки и результаты свои проектов.
Тревожность представителей бизнеса также связана с постоянными переживаниями по поводу их собственности. В России она недостаточно хорошо защищена – как от криминала, так и от квазизаконных посягательств представителей государства.
Меж тем наличие собственности удовлетворяет базовые потребности человека в чувстве защищенности, самоуважения и авторитета среди других людей. Тревога за собственность является индикатором того, что отечественные бизнесмены часто лишены нормального удовлетворения базовых потребностей (хотя их собственность может иметь значительную стоимость).
В социальных отношениях у российских бизнесменов преобладает конфликтное поведение. Они постоянно вовлечены в многочисленные споры с клиентами, конкурентами, собственными сотрудниками, представителями органов власти и многочисленных контролирующих ведомств.
Конфликтность стала устойчивой личностной чертой отечественного предпринимателя.
Если бы психологи уже не назвали деловых людей «социальными девиантами», то могли бы определить их как нормальных невротиков со специфическим отсутствием низкой самооценки.
Усредненный портрет российского предпринимателя все-таки не складывается…
…потому что выходит несколько противоречивым. С одной стороны, наш бизнесмен (бизнесвумен) – это жесткий прагматик. С другой – у него отмечается гипертрофированная тяга к свободе от правил и нетерпимость к зависимости от других людей. Он маниакально удовлетворяет потребности окружающих, но при этом имеет пониженную эмпатию и не стремится заводить доверительные отношения с кем-либо.
Он вроде бы ориентирован на достижения в виде высокого дохода, но на самом деле стремится максимально ярко выразить самого себя, как какой-нибудь поэт. Он живет более полной жизнью, чем наемные работники, и вместе с тем одолеваем тревогами и чувствует свою незащищенность.
Быть предпринимателем в России – так себе удовольствие. Но если вы узнали в приведенных психологических типах себя, поздравляем: вы авантюрист и вольный пират XXI века с примесью сурового прагматизма. Вам пора подумать о том, как вы будете организовывать комплексное продвижение в интернете своего будущего бизнеса.
Читайте также:
Крыша едет незаметно: почему удаленщикам важно иметь хобби