Сейчас Ozon и Wildberries — монополисты, держащие долю рынка в 80%.

Согласно исследованию Тинкофф, в 2023 году маркетплейсы остались главной движущей силой российской онлайн-торговли. Интерес потребителей к онлайн-покупкам только укрепляется – об этом говорит рост объема трат на маркетплейсах в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. И это понятно, ведь маркетплейсы дают доступ к более чем к 300 миллионам товаров.

Такой спрос рождает и предложения – по-прежнему по всей стране открываются новые пункты выдачи заказов (ПВЗ). Их владельцы не только получают прибыль, но и создают рабочие места. Кстати, согласно исследованию, в 2024 году основные продавцы на маркетплейсах — женщины (54% против 46% мужчин на Wildberries и 51% против 49% — на Озоне).

Сколько рабочих место создал OZON

На один пункт выдачи товаров Ozon приходится примерно 2,5 рабочих места — об этом сообщил маркетплейс. По России работают уже более 45 000 ПВЗ. Их владельцы устроили на работу более 100 000 сотрудников (в зависимости от сезонной нагрузки). Треть из них обслуживает население небольших городов (с населением ~ 50 тысяч человек).

В 2023 году добавилось 26 000 новых пунктов выдачи заказов, из них 6 000 — в городах с населением до 50 тысяч человек. Благодаря развитию бизнеса местные предприниматели создали свыше 15 000 рабочих мест.

Работа в ПВЗ стала популярна и как основное место трудоустройства, и в качестве подработки. Основную роль играет роль близость к дому: ПВЗ открываются в основном в спальных районах крупных городах, а также в отдаленных районах муниципалитетов.

Сколько рабочих мест создал «Вайлдберриз»

Wildberries, как и Озон, и любой другой маркетплейс, обеспечивает рабочие места сразу в нескольких направлениях: логистические центры, пункты выдачи заказов, офисы и ИТ-подразделения.

Предыстория: в 2022 году маркетплейс нанял рекордное количество сотрудников — 46 тысяч человек. К ноябрю 2022 года общее число сотрудников компании составило уже 154 тысячи человек, что помогло справиться с повышенной нагрузкой на логистику во время ноябрьских распродаж.

В 2023 развитие продолжилось. Так маркетплейс открыл более 8 000 новых ПВЗ и на конец того года имел более 33 000 активных ПВЗ (если взять за среднее 2,5 сотрудника на ПВЗ, получится свыше 82 000 новых рабочих мест). Оплата труда у маркетплейса на 38% выше, чем в среднем по рынку.

По самым скромным оценкам, число рабочих мест, которые создал маркетплейс к началу 2024 года, перевалило за 300 тысяч.

В первом полугодии 2023 года — началось строительство нового логистического центра во Владимирской области площадью в 170 тыс. м². Он предоставит 7500 новых трудомест (а также расширенный ассортимент товаров на Wildberries для местных предпринимателей, что в перспективе может дать и рост количества таких предпринимателей, а это тоже трудовые места).

Сколько рабочих мест создал «Яндекс Маркет»

По итогам 2023 года в сети пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» — более 13 000 ПВЗ. Соответственно, свыше 32 000 рабочих мест в пунктах выдачи.

На примере нового логистического центра «Яндекс Маркет» в Самарской области видна существенная помощь малому и среднему бизнесу (даже при наличии небольшой партии товара). Так при создании этого центра появилось 200 новых рабочих мест (плюс потенциал к созданию еще 450 трудомест).

Большой центр «Яндекс Маркет» в индустриальном парке «Преображенка» создал более 5500 рабочих мест.

Скопированная у западных маркетплейсов и классифайдов модель доставки 1-day shipping (доставка товара в течение 1 дня) сильно сказалось на популярности ПВЗ как у местных жителей, так и у инвесторов — все это гарантирует появление новых рабочих мест в ближайшем будущем.

Общее количество уникальных продавцов на «Яндекс Маркете» достигло 100 тысяч осенью 2023 года. Более свежих данных пока нет, но очевидно, что за последние месяцы эта цифра выросла.

Cколько ИП исчезает из-за открытия ПВЗ Ozon и Wildberries

С приходом в регион крупных сетевых магазинов, таких как «Ашан», «Магнит», «Лента», «М-Видео» многие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости закрываются. Это связано с тем, что крупные сети предлагают более широкий ассортимент и выгодные условия для покупателей, а также возможность простого возврата. Так что приход сетевиков неминуемо ведет к снижению количества мелких предпринимателей в округе.

Покупатели предпочитают часто приобретать такие товары, как собачий корм, наполнитель для кошачьих туалетов, бытовую химию и расходники, средства гигиены в крупных онлайн-магазинах, типа Ozon и WB.

Резюме

Вопрос вытеснения магазинов шаговой доступности вызывает множество дискуссий. Да, открытие крупных точек и ПВЗ Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркета действительно вытесняет маленькие магазинчики во многих регионах РФ. В этом году к эти игрокам присоединяется и Авито, компания в 2024 году откроет как минимум 1 500 ПВЗ по всей России (бренд инвестировал в это направление более 4 млрд рублей).

Но с другой стороны, есть и позитивные тенденции:

  1. Многие небольшие магазины адаптируются, развивая собственные онлайн-продажи и используя маркетплейсы как дополнительный канал. Это помогает им выжить.
  2. Появляются и новые рабочие места — в самих крупных компаниях, а также в логистике, упаковке, доставке товаров.
  3. Малый бизнес может специализироваться на нишах, которые крупные игроки игнорируют, например, ниши под очень узкую ЦА.
  4. Средняя зарплата сотрудников ПВЗ составляет около 2 тысяч рублей за смену. И если для центральных регионов России это не так много (для сравнения, продавец в ВкусВилле получает за смену от 5 до 7 тыс. рублей), то в регионах зарплата сотрудников ПВЗ оказывается часто выше, чем у продавцов в местных магазинах. Так что компании онлайн-торговли вносят большой вклад в развитие регионов и повышение уровня доходов их жителей.

Читайте также:

Как открыть ПВЗ Авито – их теперь будет много!

Переиграл и уничтожил: Ozon сделал 10 000 ПВЗ складами для продавцов

Открываем пункт выдачи Вайлдберриз: цена, условия, штрафы

#
Карьера Маркетплейсы
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.