Один мой приятель – опытный портной, способный в одиночку спроектировать и построить эффектное пальто в стиле Нео из «Матрицы», недавно нанимался на работу на швейное предприятие.
Обновление статьи.
Это была маленькая провинциальная российская фабрика, штампующая одежду под псевдозарубежным брендом для продажи на маркетплейсе Lamoda. Ее хозяйка живет в Москве и перманентно ищет начальника производства, который мог бы обеспечить бесперебойное и дешевое шитье.
В процессе многочисленных собеседований наш портной, претендующий на эту должность, обнаружил, что: а) его профессиональные качества оценили по достоинству, б) решение о найме с испытательным сроком было принято лишь после того, как владелица бизнеса убедилась, что дата рождения кандидата благоприятна с точки зрения нумерологии.
Этот сценарий в российском бизнесе является одним из вариантов нормы, и, как ни странно, не вызывает большого протеста ни у наемных работников, ни у самих представителей бизнес сообщества – когда они замечают у коллег и партнеров склонности к управленческой и прочей мистике.
Мы окружены огромным количеством неадекватов, с которыми имеем сложные экономические отношения. По данным прошлогоднего опроса ВЦИОМ, 31 % россиян верит в существование у отдельных людей способностей к колдовству и наведению порчи (в 2015-м в это верили 48 %). Казалось бы, мистицизм в обществе понемногу снижается. Однако есть одна неприятная деталь. В 2015 году «не определились» по этому вопросу 8 % опрошенных. А в 2019-м таких было уже 22 %.
ВЦИОМ считает, что россияне наконец начали склоняться с скептицизму по поводу примет, колдовства, астрологии и прочих фантасмагорических систем описания окружающего мира. Опросы показывают, что по сравнению, скажем, с 2000 годом ситуация улучшилась. Однако нельзя сказать, что это радикальное улучшение.
Мистицизм все еще привольно процветает на всех «этажах» российского бизнеса. Ему подвержены и представители «крупняка» и владельцы малых предприятий. Например, маркетологи брокерского подразделения одного немаленького отечественного банка в своем корпоративном блоге легко публикуют такое:
Что? Внесенный Центробанком в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг брокер учит клиентов верить в «приметы на деньги»? Кстати, «Яндекс» снабжает этот блог в поисковой выдаче репутационно-солидной галочкой
Напомню, это компания, которая занимается на рынке тем, что помогает частным инвесторам рационально вкладывать их кровные средства в ценные бумаги с целью получить прибыль в будущем.
Другой пример: топ из топов, глава «Сбербанка» Герман Греф, уже пять лет увлечен общением с индийским йогином по имени Джагги Масудев, более известным как Садхгуру.
Йог читал несколько лекций менеджерам и клиентам банка. Вот как он сам об этом говорит:
«…я учу его не бизнесу. Я учу Грефа и некоторых топ-менеджеров, и клиентов банка, внутренней инженерии для достижения равновесия и личного благополучия. Речь идет только о внутренней трансформации. Я не даю никаких бизнес-советов по руководству банком. Моя основная работа – внутренняя инженерия, переключение измерений в способе восприятия жизни. Важно понимать, что лидерами становятся за счет внутреннего баланса и проницательного ума, а не благодаря каким-то бизнес-стратегиям».
Садхгуру чрезвычайно популярен среди мировых акул капитализма. Его приглашал даже Google. Цитата:
«Каждый год мы устраиваем четырехдневный курс по лидерству для бизнесменов у себя в фонде. Приезжают 200 CEO со всего мира, и четыре дня мы препарируем ДНК успеха…»
«ДНК успеха» (здесь читатель может вставить любую экспрессивную лексику) – вот что интересует мировых и российских предпринимателей. Если уж большие дяди, повседневно окруженные колоссальными деньгами, склонны к разнообразной мистике, то уж маленьким дядям (и тетям) строящим свои предприятия на нижних и средних этажах российской экономики, сам бог велел делать это «в гармонии со вселенной».
Все. Очень. Плохо.
О глубине проникновения мистицизма в общественное сознание по социологическим опросам судить не совсем корректно. Отвечая на вопросы, респонденты не всегда искренни. Вот если бы кто-то провел полевые исследования, во время которых испытуемые не знали бы, что их испытывают... К сожалению, российская наука мало изучает суеверия, у нее есть более важные дела.
Однако одно такое исследование откопать удалось. В 2015 году доктор философии, религиовед, доцент Российского государственного социологического университета Ольга Лобазова умудрилась вместе с добровольцами провести небольшой эксперимент, во время которого перед прохожими в Москве и Балашихе запускали черную кошку, фиксировали их поведение и только потом проводили с ними интервью.
Это я после чтения отчета об исследовании
Автор эксперимента сообщает, что его результаты нельзя считать статистически достоверными, потому что корректная организация ситуации «черная кошка переходит дорогу» чрезвычайно трудна. Исследователям удалось получить только 82 экспериментально чистых образца реакции людей (49 женщин и 33 мужчин). Однако и их мы можем считать достаточно показательными. Результаты таковы:
- в 19 случаях (23,2 %) люди, не прекращая движения, сплевывали один-два раза через левое плечо;
- в 22 случаях (26,8 %), замедляя шаг, крестились и сплевывали (как правило троекратно) через плечо (или совершали то же самое в иной последовательности);
- в 6 случаях (7,3 %) разворачивались и несколько метров следовали в своем направлении «задним ходом», а перейдя через «линию маршрута прошедшей кошки», снова принимали прежнее положение и продолжали движение дальше;
- в 33 случаях (40,3 %), останавливались и, имитируя остановку по уважительной причине (вынимали мобильный телефон, рылись в сумке, поправляли элементы одежды), дожидались другого прохожего, пропускали его через «линию маршрута прошедшей кошки» и только потом следовали в своем направлении;
- только два человека (2,4 %) пересекли линию маршрута животного без снижения темпа движения и без обращения взгляда на прошедшую кошку.
Когда с двумя несуеверными прохожими провели интервью, оказалось, что один из них кошку просто не заметил. Узнав, о том, что животное перешло ему дорогу, он расстроился и решил, что теперь у него определенно будет неудачный день. Второй прохожий на вопрос: «Почему вы не отреагировали на черную кошку?» ответил: «Потому что это суеверие». Он такой оказался один (!) из восьмидесяти двух.
Автор эксперимента делит реакции участников эксперимента на две группы: «шаблонно-обрядовая» и «творчески-магическая». И сообщает, что они типичны для россиян.
Говоря о факторах, которые влияют на современное развитие суеверий, Ольга Лобазова, кроме прочих, выделяет такой: «капитализация общественных отношений». Под ней подразумевается «вытеснение из сферы человеческих коммуникаций понятий и норм солидарности, безвозмездности отношений и доверия».
Люди не могут анализировать свои жизненные ситуации, как раньше – объясняя их на уровне гуманистической целесообразности. Они понимают происходящее, в основном исходя из критериев экономической выгоды и даже наживы. Такого «смысла» событий, случающихся в личной судьбе и обществе в целом, россиянам недостаточно. И они заполняют этот вакуум приметами и суевериями.
Это все, что нужно знать о понимании гражданами России экономики
От себя добавим – россияне и поле деятельности, связанной с экономической выгодой, с готовностью украшают пугающе наивной мистикой.
Как россияне колдуют на работе
Однажды ученые провели в Астраханской области опрос на тему веры в оккультные практики. 45 % опрошенных сообщили, что им лично приходилось обращаться за магическими услугами, или это делал кто-то из их близких. 3 % результатами были «частично» удовлетворены, 21 % – «не удовлетворены», а 15 % – «абсолютно удовлетворены». 30,4 % опрошенных мужчин обращались к магам «для успеха в карьере, бизнесе». Среди женщин таких нашлось всего 6 %.
Авторы исследования попытались составить классификацию видов российского колдовства. В соответствии с ней всё, что связано с деньгами и имуществом, они отнесли к «промысловой магии» (эквивалентные названия: «хозяйственная», «экономическая», «производственная»).
Этому учат, а как же. Цифровизация и инфобизнес не забыли старую добрую «промысловую магию»
Экономическое колдовство особенно процветает в торговле. Вот что, по мнению опытных практиков, следует понимать и делать каждому, кто чем-либо торгует:- главная примета удачного дня – когда первым клиентом стал мужчина;
- перед открытием торговой точки нужно провести купюрой, полученной от ребенка или мужчины, по товару. Купюра должна быть крупной;
- купюры, полученные от клиентов-женщин, следует класть отдельно. Нельзя смешивать «женские» деньги с детскими и мужскими, иначе удача уйдет;
- первому клиенту нужно сделать «перевес» и дать скидку;
- если перед началом рабочего дня подать денег нищему, день будет удачным.
Не хочется приводить больше этих мощных советов – их стиль понятен и общеупотребителен. Любопытнее «офисный» раздел «промысловой магии». Там есть свои заморочки – как у работников, так и у нанимателей.
Например, считается, что если вы устроились на хорошее место, об этом не стоит говорить никому кроме близких людей, иначе скоро вы потеряете эту работу. Или вот не нужно, скажем, садиться за стол уволенного сотрудника. Догадываетесь почему?
Мне лично нравится такая замысловатая примета: если сотрудник офиса вопреки должностным обязанностям был послан начальством съездить за чем-либо на производственный участок – его скоро переведут на другую работу. Отмечу заодно очень распространенное наставление: свою офисную кружку можно мыть только по утрам, перед первым использованием. В течение дня – ни-ни, это грозит неисчислимыми бедами.
И мое любимое:
«Нельзя ругать компьютер. Он отомстит».
Владельцы бизнеса как люди с организаторской жилкой скорее склонны впадать в «системный мистицизм». Довольно забавно заходить на страницы соцсетей к персонам, с которыми ты имеешь рабочие, партнерские или иные «промысловые» отношения, и видеть как один репостит сообщения группы «Веды и арии», другой напирает на «трансерфинг реальности», а третий – на «силу Рода». Ну или на ту же нумерологию, которая упоминалась выше.
Эти люди по сложному алгоритму подбирают названия для своих компаний – так, чтобы у них были «правильные вибрации». Они принимают решения о запуске того или иного рекламного креатива, исходя из того, какой «энергетикой» тот обладает. Перед этим меркнет даже привычная уху маркетологов оценка «этот цвет какой-то не продающий».
Нередко предприниматели умудряются в своих мировоззренческих построениях сочетать конфликтующие концепты. Например, увлекаться замечательными в своем роде фантазиями Кастанеды и буддизмом одновременно. Хотя концепция Кастанеды подразумевает «источник существования» всех живущих – некую сущность, предстающую адептам учения в виде Орла, а в буддизме (и об этом мало кто знает) вообще нет понятия бога-творца.
С подобной кашей в голове наши партнеры регулярно принимают решения, исходя из абсолютно иррациональных представлений о окружающем мире и людях. И в этом содержится…
Суть проблемы
У такого явления как экономика нет единого и строгого научного определения. Однако все существующие его варианты признают, что это прежде всего специфические отношения между людьми. Наше промысловое поведение строится на удовлетворении собственных и чужих потребностей, на обмене средствами такого удовлетворения.
В отличие от многих других сфер человеческих коммуникаций (типа искусства или любви), экономические отношения скорее рациональны. Должны быть рациональны. Мы ожидаем этого, во всяком случае.
Но нет. Даже беглый обзор социологических опросов и исследований показывает, что от 30 до 60 % наших повседневных контрагентов – суеверные мистики. И свой мистицизм они привносят в бизнес, в обмен ресурсами и трудом.
Меж тем рационально заработанные деньги (которые не являются никакой «энергией», кто бы что ни говорил), эти высоколиквидные ценные бумаги, необходимы нам для суперважных вещей. Скажем, для выживания наших семей и поддержания среднего или высокого качества их жизни.
Людей с рациональным, критическим мышлением никак не может устраивать то, что мистики среди бизнес-партнеров, клиентов, работодателей, сотрудников вносят в процесс экономического взаимообмена иррациональные переменные, хаос и непредсказуемость (хотя сами они могут воспринимать свои воззрения как строгую систему).
С мистиками невозможно вести взвешенные переговоры, потому что они в любой момент могут ошеломить вас совершенно диким аргументом – «соционическим», «астрологическим» или каким-нибудь «евроазийским». Мистики реально могут сорвать сделку потому, что ваша дата рождения «сообщает» им, что вы ненадежный партнер.
Ваш главбух – «ведическая жена»? Вы в зоне риска
К сожалению, в последние 20 лет в России попросту нет никакой государственной политики просвещения. Рыночная и правовая неграмотность, мистические воззрения как минимум половины россиян выгодны большинству финансовых, политических и прочих влиятельных групп, представителей которых условно относят к «элите».
Мало того, сама «элита» ввиду многолетнего и системного вымывания из ее рядов ученых и высокообразованных профессионалов все более становится склонна к мистицизму и все чаще действует иррационально, что приводит к серьезным экономическим потрясениям для всей страны.
На данном этапе проблема выглядит совершенно нерешаемой. Несмотря на отдельные и нередко довольно эффектные попытки отечественных просветителей, журналистов, общественников доказательно противостоять бытовому, экономическому и политическому мистицизму (отметим, например проект «Ученые против мифов»), он продолжает править балом.
В связи с этим каждому рационально мыслящему профессионалу или предпринимателю остается действовать на этом минном поле довольно простым способом. Интернет (поисковики и соцсети в частности) подарили нам возможность изучать репутацию и воззрения наших потенциальных партнеров удаленно и незаметно.
Страницы в соцсетях – вот «досье», с помощью которых можно вычислить среди контрагентов нумерологов, трансерферов реальности и прочих «воротил энергиями». С этим типом людей стоит либо не вступать в партнерские отношения, либо делать это с большой осторожностью.
В противном случае высока вероятность нарваться на совершенно иррациональное и даже опасное экономическое поведение какой-нибудь «ведической женщины» или «мужчины, чтящего Род» и потерять безвозвратно деньги или такой ценный ресурс как продукт собственного труда.
Мы в агентстве «Текстерра» много лет на строго рациональной основе занимаемся комплексным продвижением бизнеса в интернете. Мы ориентируемся на аналитические системы и собственный профессиональный эмпирический опыт. Если вашей компании требуется больше лидов, поступивших через интернет, нам все равно какую «вибрацию» имеет название вашего ООО. Мы готовы помочь вам получить эти лиды без всякой магии.