«В наше время каждый уважающий себя бизнес должен иметь веб-сайт». Ну да. Но знаете ли вы, как правильно заказывать сайты?
Ну, например, как определять функциональность и выбирать CMS, на что обращать внимание при обращении в студию, как понять, почему один ресурс стоит 10 тыс. рублей, а второй 150 тыс. рублей? Из пошагового гайда вы узнаете, как и где заказать сайт.
Нужен разработчик сайта? Первое, что вы должны понять, — заказать хороший сайт трудно
Дело не в том, что агентства и веб-студии не умеют работать. Проблема в вас. Вы прекрасно разбираетесь в своем деле: строите красивые дома, производите замечательную косметику, готовите самые вкусные в мире стейки. Но вы совсем не разбираетесь в сайтах. Нет, конечно, вы знаете, что сайт интернет-магазина «Евросеть» выглядит отлично и очень вам нравится, а вот ресурс Захолусть-глубинковского треста по производству рогов и копыт — это просто отстой.
Вы не понимаете, что требовать от студии. Когда менеджер рассказывает вам о типах меню, верстке в одну или две колонки, формах регистрации, личном кабинете и адаптивном дизайне, у вас есть только один выбор: верить или не верить собеседнику. Из-за этого вы можете потратить слишком много денег, получить ресурс с неподходящей функциональностью, разругаться с подрядчиком из-за несоответствия дизайна сайта вашим ожиданиям. И дело не в непорядочности или непрофессионализме агентств. Просто вы говорите на разных языках.
Если хотите получить сайт уже сегодня, не ждите, пока агентства научатся разговаривать на вашем языке. Нет, это не попытка перевести стрелки с разработчиков на заказчиков сайта. Просто главный здесь вы. Это у вас успешный бизнес по производству косметики или строительству домов. У вас нет времени ждать, пока наемный менеджер веб-студии найдет нужные слова, чтобы доходчиво объяснить, почему лучше делать сайт на WordPress, а не на Bitrix. Ниже вы найдете информацию, которая поможет вам заказать качественный сайт.
Шаг 1: определите, зачем вам сайт
Если вы знаете, зачем создаете сайт, считайте, что прошли половину пути к успешному запуску ресурса. Смотрите сами: понимание цели существования сайта позволяет заказчику и разработчику пошагово реализовывать задуманное. С другой стороны, если вы заказываете сайт, потому что так принято, то рискуете попасть в ловушку «а может, а давайте». Вот она:
— А давайте еще форум прикрутим.
— А может, в меню поменять местами ссылки «О компании» и «Наши продукты»?
— А что, если здесь поиграть цветами, а в подвале добавить вензеля и рюшечки?
— Все замечательно, спасибо вам большое, но вот чего-то еще не хватает, что-то не так.
Конечно, вы имеете полное право не беспокоиться о психическом здоровье разработчиков. В конце концов, работа у них такая. Но непонимание цели создания сайта и следующий из него тупик «а может, а давайте» обходится слишком дорого именно вам. Во-первых, вы зря тратите время. Во-вторых, вы выкидываете на ветер деньги. Вензеля, форум и изменение порядка ссылок в меню вряд ли повлияют на эффективность ресурса. Да что там, они вам просто не нужны.
Как определить, зачем вам сайт? Займитесь целеполаганием. Определите и запишите на бумаге, какой цели вы хотите добиться с помощью ресурса. Также зафиксируйте задачи, которые необходимо решить для достижения цели.
Кстати, вам повезло. Если вы заказываете бизнес-сайт, цель уже готова. Она звучит так: заработать побольше денег. Ну, вы можете причесать ее на свой вкус, сделать измеримой, конкретной и специфичной вашему бизнесу. Суть останется неизменной: любое предприятие или индивидуальный предприниматель создают сайт, чтобы больше зарабатывать.
А дальше вам придется потрудиться. Вы должны записать задачи, которые помогут зарабатывать больше денег с помощью сайта. Чтобы правильно их сформулировать, отвечайте на вопрос «что нужно сделать, чтобы увеличить прибыль благодаря сайту?»
Ваш будущий ресурс может решать следующие задачи, способствующие росту прибыли:
- Привлекать новых клиентов.
- Обеспечивать возможность продавать продукт онлайн.
- Повышать эффективность маркетинга. Эту задачу можно разбить на много подзадач, например, такие:
- Расширять воронку продаж.
- Формировать лояльную аудиторию.
- Уменьшать стоимость привлечения клиента и увеличивать LTV.
- Преодолевать рекламную глухоту с помощью контент-маркетинга.
- Уменьшать расходы на маркетинг и рекламу в офлайне.
- Обеспечивать потенциальным и существующим клиентам доступ к достоверной информации.
- Преодолевать географические ограничения.
- Показывать товар лицом. Речь идет о фото и описаниях продуктов, портфолио, списке клиентов и реализованных проектов и т. п.
- Предоставлять аудитории социальные доказательства.
- Повышать качество обслуживания клиентов.
- Удовлетворять конкретные потребности аудитории. Речь идет об интернет-сервисах.
Этот список можно продолжить. Но суть уже понятна: вам необходимо зафиксировать задачи, которые будет решать ваш сайт. Потренируйтесь на живом примере. Например, сформулируйте цели и задачи создания сайта, которые преследовала стоматологическая клиника из Иркутска. Обязательно запишите их на бумаге.
Что у вас получилось? У меня так:
Цель создания сайта: зарабатывать больше денег. Если хотите, добавьте конкретику, специфику и измеримость. Но сойдет и так.
Задачи создания сайта:
- Информирование аудитории. Здесь можно выделить несколько подзадач: от сообщения пользователям о существовании клиники и ее возможностях до обучения клиентов.
- Формирование доверия.
- Привлечение клиентов. Выделяем подзадачи в зависимости от используемых способов: от контекстной рекламы до поискового маркетинга, включая локальный поиск.
- Повышение качества обслуживания. Например, на сайте можно выбрать доктора, посмотреть стоимость услуг, записаться на прием или задать вопрос специалисту.
Что-то еще?
Записанные на бумаге цель и задачи помогут вам понять, каким должен быть сайт. Благодаря этому вам будет намного проще общаться с разработчиками.
Шаг 2: определите требующуюся функциональность сайта
Это очень простой шаг. Возьмите лист бумаги с записанными задачами создания ресурса. Возьмите красную ручку и сформулируйте из задач вопросы.
У вас получатся примерно такие:
- Что нужно, чтобы информировать аудиторию с помощью сайта?
- Какие функции необходимы, чтобы привлекать новых клиентов?
- Что должен «уметь» сайт, чтобы повысить качество обслуживания пользователей?
Первый раз ответьте на вопросы самостоятельно. Позже вы вернетесь к ним с менеджером или разработчиками агентства. Отвечайте подробно и письменно. Например, запишите функции, необходимые для информирования клиентов:
- Сайт должен отображать статические страницы: «О компании», «Список продуктов», «Контакты, время работы, условия доставки и оплаты» и т.п.
- На сайте должен быть блог или раздел «Полезные публикации».
- Где-то сбоку должны выводиться сообщения из «Твиттера» главного специалиста. Он будет оперативно сообщать об изменениях графика работы, поступлении новых товаров, акциях.
- В подвале должны быть опубликованы условия работы.
- Где-то на видном месте нужно повесить лицензии, сертификаты, призы, список клиентов и ссылки на социальные профили.
Теперь потренируйтесь. Запишите, какие, по вашему мнению, функции нужны сайту стоматологической клиники, чтобы повысить качество обслуживания пациентов.
Обязательно обсудите записанные функции с разработчиком. Профессионал наверняка откорректирует список в соответствии с задачами, которые должен решать ресурс. Что делать, если специалист предлагает добавить функцию, с которой вы не знакомы? Попросите рассказать о ней. Если сомневаетесь, возьмите время на обдумывание и изучите информацию самостоятельно.
Чтобы получить хороший результат, которым вы будете довольны, нужно дать разработчикам понимание того, как должен выглядеть продукт на финале. Для этого нужно прийти к общему «знаменателю» как можно раньше – на этапе обсуждений. Это поможет эффективно спланировать работу и исключить ситуации, когда в процессе разработки появляются новые вводные данные и «собачка», что называется, подрастает (отсылка к стихотворению С. Маршака «Багаж»). Позаботившись об этом заранее, вы сэкономите и время, и нервы, и деньги.
Новые запросы, которые ранее не фигурировали в обсуждении, могут быть критичны для структуры сайта и его функционирования. Гораздо разумнее заложить фундамент под 5-этажный дом и делать 5-этажный дом, чем заложить фундамент под 2 этажа, а в процессе решить, что хотите 5 этажей.
Например, клиент приходит с запросом: «Я хочу, чтобы на моем сайте можно было купить билет на занятие/мероприятие/событие/мастер-класс, при этом можно было выбрать город, локацию и дату». Разработчики продумывают под этот запрос программную часть и фронтенд сайта. А затем клиент в процессе разработки или правок просит внести что-то новенькое: «Нужно добавить расписание с возможностью его редактирования у конкретного занятия/мероприятия/события и добавить группы посещения, а затем связать расписание с этими группами посещения, а потом интегрировать все это с нашей CRM».
Конечно, новый запрос выполнить можно, но на это тратится лишнее время и деньги. В такой ситуации клиент получает сайт, нашпигованный «костылями», не всегда работающий стабильно. А в случае какого-либо инцидента сложно будет разобраться в причинах ошибки.
Резюмирую: на этапе обсуждения и формирования технического задания важно прийти к общему пониманию того, как должен функционировать и выглядеть финальный продукт, а затем желательно не вносить в этот концепт значительных правок.
Шаг 3: определите, как должен выглядеть сайт
Это один из самых сложных шагов. Причина? Каждый человек имеет собственное представление об идеальном, хорошем, плохом и отстойном дизайне. Если ресурс нравится вам, это не гарантирует, что он понравится вашим клиентам. Это утверждение работает и в обратную сторону. Впрочем, вы делаете сайт для публики, а не для себя, поэтому ставьте ее интересы на первое место.
Чтобы согласовать с разработчиками внешний вид сайта, вам необходимо решить две задачи. Во-первых, определите подходящую разметку сайта. Во-вторых, наполните ее нужными визуальными компонентами.
Как выбрать разметку сайта
Выбирать разметку вы будете вместе с разработчиками сайта. До общения с ними запомните несколько тезисов:
- Для разных страниц сайта можно использовать разные шаблоны. Например, главную страницу, страницу публикаций и рекламный лендинг можно организовать по-разному.
- Разметка должна соответствовать тематике сайта и задачам, которые решает страница. Например, для контент-проекта и портфолио фотографа наверняка лучше использовать разные шаблоны.
- Структура страниц влияет на восприятие контента. Выбирайте разметку, которая поможет обратить внимание аудитории на наиболее важную информацию.
Во время первой встречи с менеджером или при заполнении брифа вам предложат выбрать одну из типичных структур страницы, например, такие:
- Разметка в форме буквы «г». Страницы с этим шаблоном соответствуют особенностям восприятия контента. Попадая на них, пользователь сканирует контент слева направо и сверху вниз. Благодаря этому он обращает внимание на информацию в шапке и левой колонке, а после этого приступает к чтению основного контент-блока. Данная структура подходит для корпоративных сайтов, контент-проектов, сервисов, для которых важно обеспечить пользователю возможность навигации и быстрого поиска нужных данных, а также необходимо информировать пользователей.
- Разметка в форме обратной буквы «г». Эта структура хорошо подходит для блогов, контент-проектов и страниц публикаций на универсальных сайтах. Человек сканирует страницу слева направо и сверху вниз, поэтому он сначала обращает внимание на основной контент, а потом приступает к изучению вспомогательной информации.
- Разметка в форме буквы «т». Вы наверняка с закрытыми глазами назовете десяток сайтов с визуально тяжелой шапкой и выделенной центральной колонкой. Вспомогательная информация, например, меню, список категорий, формы регистрации, находятся в левой или правой колонках.
Вы не должны обязательно выбирать типовые структуры. Попросите разработчика предложить подходящие на его взгляд разметки. Сравните их с разметками сайтов, которые нравятся вам и предположительно понравятся вашим клиентам. Озадачьте представителя агентства собственными вариантами шаблонов для главной страницы, страницы публикаций или рекламного лендинга. Обязательно прислушивайтесь к мнению и рекомендациям дизайнера. Ваши представления о сайте должны пройти через фильтр его профессионализма.
После согласования модульной структуры вам придется ответить еще на один вопрос. Выберите тип верстки: статичный, резиновый или адаптивный.
Статичная верстка предполагает, что размеры элементов страницы остаются одинаковыми для всех размеров экранов и браузеров. Разработчики называют это решение самым простым и стабильным. Главный недостаток статичной верстки проявляется, когда пользователь открывает ваш сайт с помощью гаджета с маленьким экраном. Если вы остановитесь на этом варианте, будьте готовы инвестировать в разработку мобильной версии сайта.
На страницах с резиновой версткой блоки растягиваются по ширине. Это дает возможность удобно просматривать сайт на экранах разного размера. Адаптивный дизайн – это продвинутый вариант резиновой верстки. У адаптивных страниц модульные блоки меняют размер в зависимости от разрешения экрана пользователя, а также меняется расположение и содержание модулей.
Например, на экране десктопа сайт с адаптивной версткой может отображаться в три колонки, а на экране смартфона в одну. Какой вариант выбрать? Остановитесь на адаптивной верстке. Благодаря ей ваш сайт будет одинаково удобным для владельцев гаджетов с любым разрешением экрана.
Как выбрать внешний вид сайта
Это один из самых простых этапов работы для вас, но один из самых сложных для разработчиков. Вам достаточно передать специалистам брендбук и обсудить ваше представление об идеальном дизайне. Представителям агентства придется воплощать ваши идеи в реальность, а потом реагировать на просьбы типа поиграть шрифтами и переместить логотип немного ближе к центру и окаймить его золотом.
Кстати, лучше не тратьте свое время и нервы подрядчиков на игры с цветами и шрифтами. Поверьте, профессионал лучше вас знает, каким должен быть фон, цвет кнопок и кегль шрифта заголовков. Но если у вас есть свободное время и желание активно участвовать в разработке дизайна, обратите внимание на следующие нюансы:
- Попросите разработчиков обеспечить читабельность контента. Чтобы понять, что требовать от веб-студии, почитайте материалы раз и два.
- Перед просьбой поиграть со шрифтами изучите этот вопрос. Это поможет вам осознанно требовать от разработчиков результата. Полезными для вас будут материалы о выборе шрифта и создании текста. А в списке обязательных элементов для блога вы найдете важную информацию о длине и ширине строки, интервалах и фоне.
- Оцените потенциал конверсионности посадочных страниц. Помните, что в качестве лендинга необходимо рассматривать все важные для аудитории страницы сайта. Как правильно оформить сайт подскажет эта статья, а также список правил и факторов. А вот список типичных ляпов при создании лендингов.
- Уделите отдельное внимание дизайну главной страницы. Вам поможет статья об оформлении домашних страниц.
- Задайте разработчику несколько вопросов о юзабилити. Чтобы разговор был предметным, ознакомьтесь со статьями о навигации, формах и кнопках. Если у вас нет опыта развития ресурсов, придется довериться профессионализму дизайнера. В дальнейшем вы сможете оценивать юзабилити самостоятельно, а также повышать его с помощью сплит-тестов.
Помните, сайт — не задание на уроке рисования в пятом классе. Дизайн ресурса должен обеспечивать визуальную привлекательность и читабельность контента. В идеале ваши пользователи вообще не должны думать о дизайне. Поэтому не требуйте от дизайнеров что-то добавить, убрать или изменить только потому, что хотите продемонстрировать художественные предпочтения.
Вот отличный дизайн:
Шаг 4: выберите CMS
На этом этапе вам придется решить две задачи. Во-первых, определите, станете ли вы использовать CMS или закажете сайт на HTML. Во-вторых, если вы решите делать сайт с «движком», определите, какую именно систему управления контентом лучше использовать в вашем случае.
Что выбрать: сайт на CMS или на HTML
По данным Web Technology Surveys на январь 2021, 62,5 % всех сайтов работают на CMS, и только 37,5 % не используют «движок». В доменной зоне RU самые популярные CMS – WordPress (44,7 % от всей доли сайтов на CMS) и «1С-Битрикс» (13,3 %).
Сайты на HTML дают вам следующие преимущества:
- Практическое отсутствие ограничений в выборе структуры, дизайна и функциональности.
- Нетребовательность к ресурсам. Сайты на HTML быстро загружаются и стабильно работают на пиках посещаемости.
- Отсутствие необходимости платить за «движок».
Отсутствие привязки к CMS дает разработчикам возможность реализовать любые задумки заказчика. Однако главный недостаток ресурсов на HTML может перечеркнуть все преимущества. Если вы хорошо строите дома или готовите стейки, но ничего не понимаете в веб-программировании, то не сможете самостоятельно публиковать контент. Вам придется нанять специалиста или платить разработчикам за поддержку ресурса.
Сайты с системой управления контентом обеспечивают такие преимущества:
- Возможность самостоятельно добавлять и редактировать контент. Для этого не нужны знания в области веб-программирования.
- Самостоятельное изменение архитектуры, функциональности и технических характеристик сайта. Конечно, вы потратите время на изучение административной панели «движка». Зато сможете редактировать меню, настраивать резервное копирование, управлять кэшированием без изменения кода.
- Возможность решать специфические задачи с помощью шаблонных инструментов: модулей, плагинов, виджетов. Например, вы можете в несколько кликов добавить на сайт, работающий под CMS WordPress, плагин для семантической разметки страниц. Разметить страницы сайта на HTML без специальных знаний вы не сможете.
- Возможность использовать шаблонный дизайн. Например, вы легко найдете платные темы для WordPress, которые выглядят лучше многих вариантов индивидуально разработанного дизайна.
Выбирайте сайт на HTML в двух случаях: если вам нужен давно умирающий сайт-визитка из одной статичной страницы или если вы готовы платить за поддержку ресурса разработчикам и штатному программисту. Используйте CMS, если хотите иметь возможность самостоятельно публиковать контент.
Какую CMS выбрать
Если вам предложат «самописный движок», откажитесь. Вам необходима система управления контентом, с которой любой разработчик сможет работать без предварительного изучения и исправления «багов». Поэтому выбирайте популярную CMS, достоинства и недостатки которых хорошо известны и подтверждены практикой.
Менеджер агентства наверняка предложит вам несколько «движков» на выбор после изучения цели и задач создания сайта. Среди них будут такие CMS:
- WordPress. На этой системе работает 40,3 % всех сайтов в Сети – и 64,4 % ресурсов, работающих на «движках». На WordPress можно сделать разные типы ресурсов: от личного блога до корпоративного сайта, от интернет-магазина до большого контент-проекта. Более того, если у вас есть желание и время учиться, вы можете сделать ресурс на WordPress самостоятельно.
- 1С-Битрикс. Отечественный «движок», занимает второе место по популярности в Рунете. Достаточно сложен, но за счет этого многогранен в настройке и в работе, позволяет решать самые разнообразные задачи. Сайт на CMS «Битрикс» легко интегрировать с программными продуктами 1С, что делает эту CMS хорошим выбором для отечественных интернет-магазинов. Можно интегрировать с CRM «Битрикс24» и таким образом создать удобную экосистему для бизнеса. Узнайте подробности на консультации.
- Shopify. SaaS-решение, разработанное специально для интернет-магазинов. В России пока не получило очень широкого распространения, но в мире занимает второе место по популярности после WordPress – правда, со значительным отставанием. На январь 2021 на Shopify было сделано 3,3 % от всех сайтов и 5,3 % от сайтов на CMS.
- Joomla! Третий по популярности «движок» в мире (2,1 % сайтов от всех сайтов на CMS). Он считается более функциональным и кастомизируемым по сравнению с WordPress, лучше подходит для интернет-магазинов. Но с «Джумлой» вам будет труднее разобраться самостоятельно.
- Drupal. На этой CMS работает 1,5 % от общего числа сайтов и 2,4 % ресурсов на «движках». Выбирайте этот «движок», если вам нужно решать нестандартные задачи, поддерживать сложные сервисы. Обратите внимание, если в WordPress и Joomla! можно добавить практически любые функции с помощью готовых плагинов, то при работе с Drupal вам придется чаще обращаться к программистам.
- OpenCart. Этот «движок» выбрали владельцы 1 % ресурсов, работающих на CMS. OpenCart — это WordPress для интернет-магазинов. Система управления контентом отличается простотой, кастомизацией с помощью плагинов, безопасностью. В нем встроены основные функции, необходимые для организации онлайн-торговли.
Перед окончательным выбором посоветуйтесь с разработчиком, посмотрите, на каких CMS работают сайты, которые вам нравятся. Оцените функциональность предложенных систем. Если возможно, проверьте удобство работы с административными панелями.
Идеальных «движков» нет. Есть CMS, которые могут или не могут решить задачи, связанные с запуском вашего сайта. Поэтому при выборе системы учитывайте следующее:
- Мнение разработчика и коллег, чьи сайты вам нравятся.
- Доступ к поддержке, обновлениям, сообществу. Вам не подходит «самописная» CMS.
- Личные предпочтения. Если лично вам нравится «Джумла», при прочих равных выбирайте ее. Чтобы сформировать личные предпочтения, вам нужно попробовать несколько CMS, оценить простоту работы в «админке».
Нужно ли коммерческому проекту обязательно покупать платную CMS «корпоративного класса»? Нет, этот миф придумали продавцы «движков». Если разработчик и вы видите, что необходимой функциональности достаточно в Joomla! или WordPress, остановитесь на этих системах.
Шаг 5: согласуйте дополнительные характеристики, которым должен соответствовать сайт
Если коротко, ваш сайт должен удовлетворять потребности аудитории и технические требования поисковых систем. В большинстве случаев это одно и то же. Ниже перечислен базовый список функций и характеристик, которые вы должны согласовать с разработчиками:
- Корректное отображение в популярных браузерах.
- Адаптация к просмотру с мобильных устройств. Вам поможет руководство по созданию mobile-friendly ресурсов.
- Корректно настроенная карта сайта и файл robots.txt. Некоторые «движки», например, Joomla! и WordPress, позволяют создавать и поддерживать карту сайта с помощью расширений. О настройке файла robots.txt читайте в статье.
- Приемлемая скорость загрузки сайта.
- Человекопонятные URL. В зависимости от CMS, эта задача решается с помощью расширений или корректной настройки «движка».
- Отсутствие дублей страниц. Попросите разработчиков обеспечить канонизацию URL, закрыть от индексации страницы меток, категорий и архивов.
- Возможность оптимизации мета-данных страницы.
- Возможность вставлять коды сторонних сервисов, например, служб аналитики.
- Валидность кода. Проверить можно здесь.
- Возможность оптимизировать графический контент: изменять размер фотографий, добавлять название, подпись и атрибут alt.
- Наличие удобных для пользователей функций: комментариев, социальных кнопок, системы оценок, форм поиска и обратной связи, понятной навигации.
- Если вы работаете на международном рынке, вам понадобится мультиязычный сайт.
- Безопасность ресурса: защита от несанкционированного доступа, создание резервных копий, блокировка спам-комментариев.
- Возможность использовать микроразметку без знания веб-программирования.
Обсудите с разработчиком, каким еще характеристикам должен соответствовать ресурс.
Шаг 6: определите, где вы будете заказывать сайт
Выбор невелик: придется сотрудничать с агентством или с фрилансером. Не ищите универсального рецепта поиска подрядчика. Сотрудничество со студиями и частными специалистами имеет достоинство и недостатки.
Почему стоит сотрудничать с авторитетными агентствами? Вот основные причины:
- Студии обычно оказывают комплексные услуги. Вам не придется думать о хостинге, технической оптимизации, интернет-маркетинге.
- Вы подпишете договор и оплатите услуги агентства официально. Впрочем, вы можете заключить договор и оплатить официально услуги частного специалиста.
- Вы будете общаться с менеджером, а не напрямую с веб-программистом. Посредник поможет вам говорить на одном языке.
- Агентствам легче стать официальными партнерами разработчиков CMS. Благодаря этому вы можете получить дополнительные преимущества: скидку на покупку «движка», специальные условия обслуживания, дополнительные гарантии и т. п.
- В теории сотрудничество со студией защищает вас от срывов сроков и других форс-мажоров, характерных для работы с фрилансерами. Например, если частный специалист заболел, работа над вашим проектом остановится до его выздоровления.
Сотрудничество с фрилансерами имеет свои преимущества:
- Вы можете хорошо сэкономить, самостоятельно координируя создание сайта. Например, вы можете найти частного веб-программиста, дизайнера, копирайтера, договориться с ними и контролировать реализацию проекта. Вам не придется оплачивать услуги менеджера и бухгалтера, которые работают в студии.
- С фрилансером проще работать неофициально. Вы можете найти хороших специалистов в ближнем и дальнем зарубежье, которые берут за работу меньше денег. Здесь есть риск: деньги вы можете заплатить, а взамен ничего не получить.
- Вы будете общаться с исполнителем напрямую. Решайте сами, преимущество это или недостаток.
- Фрилансеры работают на результат. Поэтому вы сможете заказать и получить сайт в разгар летних отпусков или новогодних каникул.
Хорошего партнера можно найти среди студий и частных специалистов. При выборе обращайте внимание на следующее:
- Опыт реализации проектов, похожих на ваши. Спросите у коллег, чьи сайты вам нравятся, с кем они работали. Или самостоятельно найдите студии, которые сделали хорошие, по вашему мнению, ресурсы. Как это сделать? Загляните в подвал сайта, обычно там все написано.
- Опыт работы с выбранной вами CMS. Если вы решили делать ресурс на «Битриксе», посмотрите, какие сайты на этом «движке» создает потенциальный подрядчик.
- Изучите социальные доказательства: отзывы, комментарии на форумах и в социальных сетях, награды, сертификаты и т.п.
- Убедитесь, что вам будет удобно общаться с разработчиком. Возможно, вы любите обсуждать все вопросы очно. Тогда вам лучше сотрудничать со специалистами, работающими в вашем городе.
- Долговременная поддержка сайта и интернет-маркетинг. Если вы все рабочее время готовите стейки или лечите людей, выбирайте подрядчика, способного полностью взять на себя сайт.
Помните, как на предыдущем этапе вы отказались от «самописных движков»? Теперь оцените преимущества этого шага: вы можете практически в любой момент прекратить работать со студией «А» и обратиться в агентство «Б». Новый подрядчик сможет сразу же взять в работу сайт на «1С-Битрикс», WordPress или другой популярной системе. А вам не придется тратить ресурсы на перенос ресурса на новый «движок».
Шаг 7: оцените, сможете ли вы сделать сайт самостоятельно
Сделать сайт самостоятельно вы точно сможете. Более того, вы потратите на запуск ресурса не более часа с учетом выбора доменного имени и подтверждения оплаты хостинга. А вот чтобы сделать сайт, отвечающий потребностям аудитории, придется потратить намного больше времени. Поэтому оцените, стоит ли тратить время на изучение «движков», микроразметки и мета-данных в ущерб основной деятельности.
Делайте ресурс самостоятельно в таких случаях:
- Вам нужен личный блог.
- Вы хотите очень простой сайт с несколькими статическими страницами, блогом и контактными данными. Ваша аудитория простит вам шаблонность ресурса.
- У вас небольшое предприятие, например, автомастерская.
- Вы запускаете контент-проект. Аудитория будет читать запоем ваши публикации, поэтому простит шаблонность ресурса.
- У вас есть свободное время и желание учиться. Рынок не простит вам откровенно плохой сайт, поэтому вам придется узнавать и делать очень много.
- Вы хотите во что бы то ни стало сэкономить средства.
- Вы — гений, продавец уникального продукта или злостный дискаунтер. Публика ходит на ваш сайт, так как у нее нет выбора. Например, в примере ниже, где харизма владельца сайта перевесила здравый смысл...
Если бутстрэппинг — ваша философия, обратите внимание на простые и шаблонные инструменты для создания сайтов:
Шаг 8: определите, кто будет продвигать проект
Вы можете заниматься интернет-маркетингом самостоятельно или делегировать эту задачу профессионалам. Прежде чем решать, посмотрите, что именно необходимо делать в рамках комплексного интернет-маркетинга:
- Поддерживать сайт: следить за актуальностью версии «движка», реагировать на новые технические требования поисковых систем, оперативно устранять неполадки, вовремя оплачивать счета хостинг-провайдера и выполнять много другой рутинной работы.
- Оценивать маркетинговую эффективность сайта. Вам помогут службы веб-аналитики и отчеты о сделках.
- Регулярно создавать и публиковать контент.
- Заниматься SMM, гостевым постингом, вести рассылку.
- Заниматься поисковым маркетингом и контент-маркетингом.
- Привлекать пользователей с помощью разных типов рекламы.
- Обрабатывать лиды.
Если вы готовы делать эти и другие виды работ, заказывайте мебель для новых сотрудников отдела маркетинга. Если вы не хотите отвлекать автослесарей и врачей от их основной деятельности, обратитесь в агентство.
Хорошо, если студия одновременно создает ваш сайт и занимается интернет-маркетингом. В этом случае разработчикам будет проще планировать характеристики ресурса, необходимые для решения маркетинговых задач.
Шаг 9: определите, сколько стоит необходимый вам сайт
Вы наверняка видели на столбах объявления с предложением сделать сайт за 1000 рублей. Также вы слышали об организациях, которые тратят на разработку сайта миллионы рублей. Откуда такая разница и сколько придется заплатить за сайт вам?
Например, наименее затратный вариант – блог или сайт-визитка. Вы можете оплатить хостинг с установленным «движком» и доменное имя, а потом использовать шаблонный дизайн. Пример на иллюстрации. Тут легко уложиться в одну или несколько тысяч рублей.
Все остальное придется делать самостоятельно: искать бесплатно, покупать или заказывать разработку подходящего шаблона, расширять функциональность с помощью плагинов, создавать контент, добавлять коды аналитики, выбирать нужные виджеты и делать многое другое. А теперь представьте, что вам нужен не блог или сайт-визитка, а функциональный интернет-магазин с защищенным личным кабинетом, интеграцией с платежными системами, системой онлайн-поддержки пользователей и другими возможностями. Их разработка, установка и настройка значительно увеличивает бюджет.
Окончательная цена сайта зависит от его характеристик: функциональности, дизайна, объемов контента и так далее. Приблизительную стоимость сайта вы узнаете после согласования его характеристик с разработчиком. Окончательную сумму вы увидите в акте выполненных работ. Не забывайте, что вам придется постоянно инвестировать в развитие ресурса и интернет-маркетинг.
Что нужно, чтобы заказать сайт
Начните с мозгового штурма: четко определите, какие задачи вы будете решать с помощью веб-ресурса. Это поможет вам описать необходимую функциональность. Дальше все пойдет как по маслу: вы опишете идеальный с вашей точки зрения дизайн, выберете CMS, определите необходимые технические характеристики. После этого вы поймете, стоит ли создавать ресурс самостоятельно или лучше обратиться к профессионалам. Остается самая малость: решить, кто будет продвигать сайт и сколько средств понадобится на реализацию проекта. Если вы работаете со студией, цену вам назовут после обсуждения идеи.
Если вы заказывали сайты студиям или фрилансерам, поделитесь своим опытом. Расскажите, что по вашему мнению нужно учитывать при общении с разработчиками. Также вы можете прокомментировать статью, написать замечания или предложения.
Эта статья поможет вам избежать многих ошибок, которые совершают клиенты веб-студий. Но эта статья — не панацея. Если вы хотите заказать сайт, мы рекомендуем сразу обращаться к профессионалам. Агентство «Текстерра» занимается разработкой сайтов «под ключ». Проконсультируем и объясним все нюансы бесплатно.