Одна моя знакомая занимается клиентским сервисом в небольшом интернет-магазине, по большей части в социальных сетях – вконтактик, инстаграмчик, фейсбучек.

В контактик она заходит регулярно, в фейсбучек только репостит, а в инстаграмчике активно общается с клиентами в личных сообщениях.

Ну это когда в директ пишут девочки и говорят: «А это есть?», «А точно такое же, но с перламутровыми пуговицами?», «А где купить?», «А как подъехать?», «А когда работаете?».

Ну такое, заказы через директ, популярная тема. Говорят, что это сейчас очень ударно работает.

Так вот пишет знакомая сегодня в наш общий дружеский чатик: «Прикинь, клиенты совсем озверели. Открываю директ, а там аудиосообщение. Ни здрасьте, ни до свидания. Заблокировала нахрен, не слушая».

И я обалдела. Я, конечно, зверски ненавижу аудиосообщения во всяких чатиках, и даже иногда слушаю их только через сутки или через двое и только потом отвечаю, но тут как бы аккаунт магазина. Там пришел какой-то клиент. И может он, конечно, не самый этичный человек на свете, занят, за рулем и малость охренел, но он клиент. Который потенциально мог принести денег. А его блокируют, не глядя.

«Сколько суши стоят, кстати?»

И вдруг другая подружка пишет в том же чатике: «Молодец, правильно сделала. Ненормально в магазин записывать голосовое».

Я, кстати, спросила у нее, почему ненормально. Но ответа не получила.

И вот сижу я и думаю. Это я чего-то не понимаю? Это так у нас должен сервис работать?

Клиентский сервис? Нет, не слышали

То есть, в то время, когда бизнес регается во всех соцсетях, чтобы клиент мог написать туда, куда ему, клиенту, удобно, когда бизнес создает аккаунты в «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Инстаграм», размещает на сайте телефон, онлайн-чат, связь через телегу и ватсап, чтобы даже самый ленивый нашел удобное для себя средство связи, клиента просто удаляют, потому что он не через ту дверь зашел?

Как так? Идите нахрен, вы пришли к нам не по правилам?

«Инстаграм» – это не личная страничка мини-маркетолога, это уже, простите, рабочий инструмент, и если ты сидишь там от лица бренда, то будь готов, что клиент воспользуется в этом окошке любой кнопкой, которая ему удобна. От «Приложить картинку» до «Отправить голосовое».

И помочь клиенту любыми способами – нормальная и очень верная практика.

Просто важно отличать себя от своего бизнеса, а также себя от своей ЦА.

Если тебя раздражают голосовые, ну окей, имеешь право, меня тоже раздражают, я бы, если честно, за них бы руки отрывала, но одно дело я, другое – мой бизнес.

И если это бизнес, то работаю я для клиента, потому что клиент меня кормит.

Может лучше ориентироваться на банки?

Хороший пример – онлайн-чатики банков, которые разговаривают с тобой на твоем языке.

Ты ему смайлик – он тебе смайлик, ты ему с шутками – он тебе с шутками, ты ему через микрофончик, он тебе ответит, если в приложеньке есть микрофон.

В том же «Тинькофф», например, есть кнопка аудио, но она пишет не голосовые, а переводит надиктованное клиентом в текст. Тебе, чувак, лень писать? Не вопрос, вот тебе кнопка для голоса. Мы тебя в режиме реального времени расшифруем, и будет всем хорошо.

У «Альфы» такого нет, ты можешь или картинку прикрепить или буковки писать. Но если бы было – они бы слушали. Потому что ну – всякое бывает. А ты – клиент.

Хоть бумажное письмо пиши, лишь бы деньги платил

Крупные современные банки уже давно это поняли, вернее, руководители этих самых банков, у них бешеная конкуренция за деньги клиента.

У мелких магазинов – тоже. Только их руководители, похоже, об этом не знают. И они навсегда останутся мелкими, если не захотят стать лучше.

А если говорить о случае с аудиосообщением в инстаграме, я думаю, что проблема не в этой конкретной девочке, которая его удалила. Проблема-то выше.

И она, пожалуй, в том человеке, который слил на эту девочку соцсети, не задумываясь, что там происходит; не рассказал, как надо, не прописал регламент, не обучил.

И девочка делает так, как считает нужным, и как видится правильным в ее картине мира. И делает она это, совершенно не думая о том, что переписка эта – не ее личная, и что это – бизнес.

Как надо общаться с клиентом?

Чтобы такого не было, компании крупнее и серьезнее прописывают регламенты и инструкции по общению с клиентами. Как реагировать? Как отвечать? На каком языке разговаривать и в какой тональности. Шутить ли? Использовать ли смайлики? Как разговаривать с неадекватами, слать ли их подальше или разруливать, блокировать или нет? Этакие инструкции на все случаи жизни.

Один собственник бизнеса рассказывал мне однажды, что отправляет своих друзей тестить колл-центр и регламенты, и друзья эти часто и с удовольствием играют роль неадекватных клиентов, проверяя дыры в инструкциях и стрессоустойчивость сотрудников.

«Помните, вы меня дурой неадекватной назвали? Так вот, я ваш работодатель»

Потом на основе этого опыта инструкции меняются и допиливаются, но ведь для этого надо думать, и нанимать людей, которые думают. Специалистов своего дела. Которые пропишут ту самую стратегию общения с клиентом, которые создадут правила и которые обучат сотрудников и научат правильно продавать.

Ведь это главная цель бизнеса.

Нафиг маленьких клиентов

Еще одну занятную историю мне рассказывала другая подружка. Она устроилась помощником руководителя в интернет-магазин, который продает некие магические приспособления, всякие карты таро, волшебные смеси и еще какие-то специальные приблуды.

Подружка сбежала меньше, чем через неделю, а потом удивленно рассказывала, что хозяйка от души поубирала с сайта любые способы связи, кроме email, чтобы клиенты не отвлекали ее, особенно по телефону, и стекались только и исключительно в почту.

И когда на почту приходил заказ на какую-нибудь маленькую приблуду в количестве одной штуки, вроде дешевой колоды таро по цене до 600 рублей, да еще и куда-нибудь в регион, хозяйка магазина этот заказ просто игнорировала, чтобы... чтобы не заморачиваться, ибо там все равно мало денег.

«Вы слишком маленький клиент, поэтому я вас не вижу»

Срок жизни клиента, лояльность, повторные покупки, совет подружкам, где купить. Не, не слышала.

Клиент сам должен понимать риски

А еще я знаю совершенно сказочную историю про одну компанию, торговавшую косметикой. Тоже интернет-магазин, соцсети, все дела. И большой начальник, как водится, дама. Дама серьезная, жесткая, вышедшая из сурового строительного бизнеса. Надоело даме бетон продавать, пошла дама в патчи для глаз. От клиентского сервиса была очень далекая. Считала, что не нужен он вовсе, а зачем?

Дама от души заполняла сайт товарами, которых нет в наличии и которые, возможно, никогда не появятся. Процентов 80 товаров просто отсутствовали как вид, но создавалась видимость широкого ассортимента. Оплата на сайте была только и исключительно онлайн (ну не было опции выбрать наличку курьеру или что-то еще) и после того, как клиент оплачивал несуществующий товар, клиента начинали динамить – активно и от души.

Начальница предполагала, что если клиент уже оплатил (не прозвонив и не уточнив наличие (!) товара, который на сайте стоял в наличии), то клиент знает все риски и готов подождать свой крем от морщин пару месяцев. Если же клиент через день-два-три начинал названивать с вопросом о статусе своего заказа, колл-центр был научен отвечать, что ваш заказ собирается на складе и вот-вот будет отправлен. Через неделю клиенту звонили и говорили, что произошла неприятность, что-то кто-то напутал, что-то пошло не так, товар его случайно отвезли другому и предлагали замену. Кто-то соглашался, кто-то нет, и начинался долгий процесс выбивания денег.

«Как только ваши носки доедут из Магадана (это месяц-другой), мы вам обязательно перезвоним!»

Я, честно говоря, до сих пор удивляюсь, как такие вещи прокатывают у бизнеса в 2019 году. Потому что это просто за гранью.

И на этом фоне совершенно не удивительно, что крупные маркетплейсы забирают рынок, подгребая под себя все сферы товаров – от лампочек до вибраторов. Потому что там, чаще всего, все четко. И если я хочу, чтобы мне привезли завтра, сказали, где мой заказ сейчас в эту минуту, доставили в постамат у дома, и можно было легко вернуть, если что пошло не так, я, пожалуй, пойду и закажу в каком-нибудь «Озоне».

Безусловно, ребята типа «Озона» тоже косячат, но не в таких пропорциях, как микробизнес, совершенно непуганый из-за отсутствия опыта и знаний.

А все потому, что крупные компании очень хорошо знают цену клиента, и чаще всего прошаренные манагеры понимают, что дешевле сохранить клиента уже привлеченного, чем привлекать нового.

Четверть клиентов в мусор – естественный отбор

И еще есть у меня одна крутая история про магазин, торговавший домашним текстилем.

В этом магазине на сайте была форма, ну типа оставьте ваш вопрос, а мы вам перезвоним.

И никто никогда не задумывался, куда эта форма клиентов отправляет.

Моя подруга, назовем ее Маша, пришедшая туда работать маркетологом, ковыряла сайт, нашла эту форму и решила ее протестировать. Отправила сообщение, мол, хочу купить полотенца, нужна консультация, заполнила поля с телефоном и почтой и села ждать.

К следующему дню ответа на свой вопрос она так и не дождалась, и пошла выяснять. Шефиня не знала, куда уходят заполненные формы и попросила уточнить у программиста. Найденный с трудом еще через два дня программист рассказал, что письма сыплются на такую-то почту.

Выяснилось, что почта находится у трех девочек, которые принимают заказы по телефону. Она подошла к девочкам, глянула в экран, ее письма там не было.

Попросила доступы от почты, и полезла копать. Клиентские письма из формы контактов на сайте она нашла... в корзине! Непрочитанные. За последние тридцать дней около 10 штук.

«А где наши 30 клиентов? Тут нет. И там тоже нет…»

Все письма были названы одинаково: «Автоматическое сообщение из...» (дальше в название не влезало). Прехедеры были разные, и везде было что-то вроде «Здравствуйте!» или «А подскажите…».

Маша подошла к девочкам, указала на письма в корзине и спросила: «Что это?».

Одна из девочек, не моргнув глазом, сказала, что это «какие-то автоматические уведомления» и «мы их всегда удаляем».

Три года. Форму на сайт подключили три года назад.

Кто виноват и что делать?

Дуры ли девочки? Безусловно.

Их ли вина? Нет.

Девочки просто не хотят или не умеют думать, а возможно, от них просто не требуется думать, или это классическое «нам за это не платят» или «нам платят мало, чтобы мы еще и думали».

Девочки действительно были молодыми, приезжими и с маленькой зарплатой. У них был нехитрый скрипт приема заказов по телефону и несколько задач в почте. А про автоматические уведомления, которые три года назад шефиня попросила настроить с сайта в почту, их просто не предупредили. А не предупрежден… не вооружен, короче.

И получилось, как в той байке, что долго ходила по интернету: ты можешь сколько угодно вкладывать деньги в комплексное продвижение в сети и рекламу, привлекать клиентов… а щербатая девочка в магазине все испортит.
«Какой-такой скрипт продаж?»

С сотрудниками надо работать, сотрудников надо обучать, а еще им надо платить. Рыночную зарплату, чтобы они хотели работать и помогать зарабатывать компании.

Иначе ты не менеджер и не управленец, а просто барыга.

А время барыг подходит к концу.

И маркетплейсы это хорошо доказывают.