Английский в стране такой простой, что мой уровень даже ухудшился.

Рита Розен начинала маркетологом в Киеве, а теперь имеет собственное агентство в Дубае. Мы с ней поговорили о трудностях переезда, отношении к «гастарбайтерам» за рубежом и сроке жизни вакансии мечты.

Рита Розен переехала работать в Дубай

«Легко идут на контакт на всех уровнях» – особенности работы в Дубае

В Дубае я живу и работаю с 2015 года. Основные принципы маркетинга здесь оказались те же, что в Киеве, но обнаружились нюансы по менталитету и культуре, так как в Эмиратах проживает более тридцати национальностей.

Правило номер один – если известно, что на переговорах с другой стороны будет человек определенной национальности, лучше прийти с представителем этой же национальности. Иногда им будет легче договориться между собой.

Если в Украине среди моих коллег были только соотечественники, в Эмиратах есть представители практически любых стран. Учишься, что сказать, а что не говорить: например, не стоит обсуждать религию или обычаи. При этом почти каждый при знакомстве спросит, откуда вы и сколько вам лет. Такие вопросы следуют сразу после «здравствуйте» и «как дела» и всегда в той же последовательности. Количество вопросов может быть бесконечным. Практически всегда вы встретите дружелюбных и открытых собеседников, потому что «открытость» – это общая черта, присущая всем в Эмиратах.

Английский в ОАЭ достаточно простой, и за семь лет проживания в Дубае мой язык даже ухудшился, потому что постоянно приходится упрощать высказывания.

Второе правило: быть готовым к высокому темпу жизни и изменениям в планах. Абсолютно нормальной в Дубае является ситуация, когда буквально через полчаса надо быть на встрече в другом конце города. В столице Эмиратов, Абу-Даби, темп более размеренный. Более того, если у меня клиенты в Абу-Даби, я приезжаю к ним, потому что они не особо стремятся в Дубай, даже на деловую встречу.

Еще было немного необычно, что жители легко идут на контакт на всех уровнях: можно без проблем добиться встречи как с высокопоставленными чиновниками, так и с крупным бизнесом.

Например, мне удавалось договориться о встрече с руководителями государственной нефтяной компании ADNOC, горно-металлургической компании Metinvest International SA, с министром здравоохранения. Если человек знает свое дело, ему скорее пойдут навстречу, потому что профессионалов не хватает, особенно маркетологов.

За время моего проживания в Дубае маркетинг в стране изменился. Если пять-десять лет назад руководители компаний не особо заботились о маркетинговой стратегии, но теперь они понимают ее необходимость и используют все средства для продвижения. Очень развиты digital (Google Business, Google Ads, SEO) и event-маркетинг. Площадки, популярные для проведения мероприятий в Дубае, заполнены ежедневно. Например, если вы хотите внести в план какое-то мероприятие сейчас, в феврале, провести его получится примерно в октябре.

Одним из направлений для продвижения бизнеса являются соцсети. В Эмиратах популярны все соцсети, даже Snapchat и TikTok.

«Поняла, что мне некуда больше расти»

Стать маркетологом я решила еще в школе. После университета попала на стажировку в украинскую консалтинговую фирму EBS, где провела несколько проектов по маркетингу. Они имели успех, и меня пригласили на работу в эту же компанию менеджером по маркетингу – так начался мой путь в сфере B2B-маркетинга.

Потом я работала в PricewaterhouseCoopers, в Deloitte – это крупные международные компании, которые предлагают услуги в области консалтинга, аудита. В них я возглавляла направление маркетинга, в подчинении было от 7 до 15 человек. Такие компании предоставляют бесконечные возможности для профессионального роста: от тренингов до международных проектов, в которых можно работать в команде с маркетологами со всего мира.

В любой компании начинала с нового маркетингового проекта, который никто из моих предшественников не реализовывал.

Например, когда я пришла в Deloitte, до меня там не проводили пресс-конференции и маркетинговые исследования. Я способствовала их внедрению.

Совещание с клиентом

Последним моим местом работы в Киеве была юридическая фирма «Ильяшев и Партнеры», которая входит в число самых известных в Центральной и Восточной Европе. Там я пять лет занимала должность директора по маркетингу. За это время реализовала много проектов, одним из которых стало празднование пятнадцатилетия компании. На него мы пригласили более 300 клиентов, многие из которых прилетели из других стран.

Дела в Киеве складывались очень хорошо. В 2012 году профессиональное издание для юристов организовало рейтинг маркетологов Украины, и два года подряд я занимала в нем второе место.

«Работодателя нашла через LinkedIn»

В 2015 году я прилетела в Дубай как туристка и открыла для себя Объединенные Арабские Эмираты.

По сегодняшним данным, Дубай занимает третье, а Абу-Даби – пятое место среди самых привлекательных городов мира для переезда. Но и тогда я поняла, что в стране создан благоприятный климат для тех, кто решит в ней работать, и я легко смогу найти здесь место. Вернувшись в Киев, приступила к поискам работодателя в ОАЭ.

Для этого я мониторила предложения на сайтах GulfTalent и naukrigulf.com, предназначенные в основном для поиска работы в странах Ближнего Востока, и активно «прокачивала» свой профиль в LinkedIn. Через эту сеть я и нашла работу. Ей пользуются не только рекрутеры, работодатели, но и бизнесмены, агентства. Главное – это быть активным пользователем: давать комментарии, регулярно писать статьи, делать посты и использовать другие фишки, которые дает LinkedIn. Свой профиль в сети я открыла в самом начале карьеры, и с тех пор я ее активный пользователь.

Там есть очень удобная функция поиска работы, но при этом надо сортировать вакансии по дате их размещения и подавать резюме только на те вакансии, которые поступили в последние 24 часа. На более поздние реагировать нет смысла – в течение первого часа после размещения вакансия набирает более 200 резюме!

Переехать и работать удаленно проще, если получить IT-специальность. Кстати, у нашего онлайн-университета TeachLine есть лицензия на ведение образовательной деятельности: все серьезно:) 

Когда я искала работу в Дубае, пользовалась LinkedIn целыми днями: делала посты, просматривала вакансии, откликалась на них. Обычно, чтобы найти работу при «прокаченном» профиле, требуется максимум месяц или два – у меня ушел месяц. Мне повезло, что я нашла работу удаленно через LinkedIn: чаще всего для найма необходимо находиться в самом Дубае, потому что, если вас заметят, важно, чтобы вы сразу могли приехать на собеседование. Назначать его повторно и ждать никто не будет.

Так выглядит мой профиль в LinkedIn

Работодатель в ОАЭ помогает получить рабочую визу, предоставляет медицинскую страховку. Он несет все расходы по оформлению документов – это гарантировано законодательством. Более того, если вам помогает найти работу рекрутинговое агентство, оно тоже не имеет права брать плату с соискателя.

Оформление документов обычно идет параллельно с тем, как человек уже работает на компанию, и занимает в среднем месяц или два.

«Я первой организовала пресс-конференцию»

Меня пригласили на должность маркетолога в международную торговую компанию Transmart, где я отвечала за работу с клиентами, вела корпоративные коммуникации, улучшала сайт и профили компании в соцсетях, работала с журналистами, организовывала мероприятия и участие в выставках. Там я поработала полгода и устроилась маркетологом в знакомую мне международную компанию PricewaterhouseCoopers, только в Дубае.

Обязанности по сравнению с теми, что были в Киеве, практически не изменились. Разве что в Дубае отдел маркетинга был раза в три больше, чем в Киеве, следовательно, больше было и задач. География тоже оказалась шире: отдел PricewaterhouseCoopers в Киеве отвечал за консалтинг и аудит в Украине, а в Дубае – за весь регион Среднего Востока.

Первый семинар в Дубае я организовала, когда в 2016 году устроилась маркетологом в BDO – это международное объединение аудиторских и консультационных компаний. Там я отработала почти три года. Я сама откликнулась на вакансию, и руководству понравилась презентация, которую я креативно подготовила в видеоредакторе. По сравнению с тем, чем я занималась в Киеве, обязанности тоже не изменились.

В сентябре 2016 года я организовала проведение в Дубае семинаров по НДС для 1400–1500 клиентов BDO в каждом из шести государств Персидского залива

Несмотря на то, что компания работает в Эмиратах более 50 лет, она ни разу не проводила мероприятия. Я была первой, кто организовал бизнес-конференцию, причем менеджмент даже не верил в успех и, соответственно, особо не поддерживал меня. Первое мероприятие не только посетило около 200 человек – мы также получили большой медиарезонанс и заключили несколько сделок.

Во время работы в BDO я выступала спикером с докладом и вела панельную дискуссию в конференции маркетологов, которая проходила в Дубае в 2018 году

«Получила лицензию за час»

В 2019 году я создала в Дубае агентство полного цикла и назвала его своим именем – Rita Rosen Marketing Agency. Получить лицензию можно за час, но для открытия своего бизнеса необходимы и другие сопроводительные документы. В их оформлении много нюансов, оно занимает от 3 до 6 месяцев в зависимости от типа компании. Поэтому лучше воспользоваться услугами юриста, который разбирается в тонкостях. Я получила лицензию очень быстро, а потом несколько месяцев доносила юристу необходимые документы.

Искать клиентов оказалось несложно. Когда я выступала в роли заказчика, в 90 % случаях получала от агентств стандартные предложения, которые меня не устраивали. Открыв свое дело, я уже понимала, что надо предлагать то, что отвечает нуждам конкретного заказчика, и быть готовой вносить корректировки. Люди, с которыми я проводила встречи, всегда охотно рассказывали о своих потребностях, и моя задача заключалась в том, чтобы их выслушать, понять и составить соответствующее предложение. Настойчивость и умение вести переговоры – важные составляющие успеха.

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году мы были меньше сфокусированы на мероприятиях, но сейчас снова активно работаем в этом направлении, так как статистика по заболеваемости очень хорошая, и локдауна не было давно. Из недавних проектов: работа в команде с агентством из Санкт Петербурга над проведением в Дубае Недели московского анимационного кино (MAFF). Фестиваль посетило более 2000 человек, которых познакомили с элитой московского кинематографа.

Смотреть галерею

Неделя московского анимационного кино в Дубае

Сейчас у нас есть клиенты не только из Дубая, но и из Германии, Люксембурга, Канады, России, США, Саудовской Аравии, Украины, ЮАР. Причем бизнес вырос исключительно за счет рекомендаций: в рекламу я не вложила ничего.

В Арабских Эмиратах пока недостаточно людей, которые отлично разбираются в маркетинге и местном менталитете. Поэтому успешным будет любой человек, являющийся профессионалом.

За три года работы агентства у меня было более ста клиентов почти из всех крупных стран мира, хотя в первый день его работы я абсолютно не знала, как их привлекать. Жалею только о том, что не попробовала вложить деньги в свой бизнес ранее.