В России еще не началась полноценная эпидемия равнодушного к людским делам COVID-19, а экономика страны уже сбросила стыдливые одежды «стабильности» и принялась демонстрировать свою суровую наготу.

«Черный лебедь» коронавируса в обнимку с рукотворным падением цен на нефть и девальвацией рубля принялся вносить свои коррективы на рынке труда.

Перемены обещают быть негуманными – миллионы россиян почувствуют себе ненужными, а их заработки драматически упадут или вовсе исчезнут. Иллюзии о своем месте в экономике у многих из нас развеются, и лучше к этому подготовиться заранее, чтобы пережить шок по возможности бодренько.

Первая волна напряжения уже прокатилась по соцсетям:

И это пока цветочки

Экономисты считают, что от эпидемии в России пострадают несколько отраслей: туристический бизнес, авиаперевозки, общепит, развлекательная индустрия, строительство, машиностроение и торговля. Опыт Китая показывает, что столь же тяжко придется производителям автомобилей, предприятиям индустрии красоты и продавцам люксовых товаров. Но это, знаете ли, аналитика навскидку. Тут и экономистом быть не нужно.

Если же чуть-чуть подумать, то станет ясно: ожидается резкое снижение спроса на любые розничные продукты, будь то товары или услуги, потребление которых связано с личным присутствием клиента или с его нахождением в толпе. А поскольку в паре с эпидемией работает довольно болезненная девальвация национальной валюты, нетрудно прогнозировать особенное падение спроса на весь импорт.

То есть, прощайте «ноготочки», аквагрим и детские игровые залы в торговых центрах. До свиданья новые смартфоны, посудомоечные машины, роскошные фены для волос и прочая не особо нужная в жизни бытовая машинерия.

Уже пора с печальным пониманием покивать участникам концертной и вообще event-индустрии. Виртуально (и только виртуально – вирус же) обнять музыкантов, парикмахеров, визажистов и портных. Пожелать держаться сантехникам и полудиким ремонтным бригадам, ведь клиенты станут приглашать их в свои квартиры лишь в исключительных случаях.

Нелегко даже в очень общих чертах охватить всю совокупность профессионалов, спрос на услуги которых обвалится в России в 2020 году. И это говорит нам вот о чем: экономическое положение миллионов людей в стране очень ненадежно, их карьера зависит буквально от поветрий и масштабных игр на мировых нефтяных, валютных и фондовых рынках.

То, что происходит сейчас и будет происходить в ближайшие месяцы, по идее, должно подтолкнуть разумного россиянина к ревизии собственной карьеры. Каждому пора задуматься над вопросом: «А не иллюзорна ли моя профессия»?

Несомненно иллюзорна. Но у всякого в разной степени

Если вы конструктор космических двигателей, мощный аналитик больших данных или исключительно хороший иллюстратор, вы, как правило, либо незаменимы, либо заменимы лишь частично и с неприятными потерями для бизнеса. Но вот если вы продавец-консультант, продажник на «холодных звонках» и все в таком роде – ваше экономическое положение висит на волоске. Вы пыль под ногами предпринимателей.

Бизнес делают во все времена около 5 % представителей человечества. Обычно им занимаются как минимум хитрые (как максимум – умные) и умеренно циничные люди. В моменты кризисов умеренность слетает с них, словно утренняя сонливость.

Бизнес – это в первую очередь извлечение прибыли. И только во вторую (и то не всегда) – дело жизни, хобби, переросшее в профессию, и прочие романтические варианты. Когда экономическая конъюнктура складывается неудачно, предприниматели урезают расходы.

Оплата труда наемных работников – это расходы и есть. Пока предприятие финансово в состоянии держать большой штат продавцов и линейных менеджеров, милые украшения в виде эйчаров, психологов и секретарей, оно их держит.

Как только выручка перестает позволять такое роскошество, предприниматели, не особо задумываясь, режут по живому: снижают зарплаты, отправляют лишних на данный момент сотрудников в неоплачиваемые отпуска, увольняют тех, кого в момент шторма считают балластом.

Как это происходит, мы можем наблюдать уже сейчас. Например, на днях один известный банк, часть работников перевел на удаленку, а часть отправил домой без содержания. Причем у тех сотрудников, что станут работать из дома, зарплата была урезана на треть. Очень любопытно – чем банк обосновал это снижение? Думается, что ничем заслуживающим внимания.

Здесь действует сама логика капиталистической экономики: наниматель хочет иметь физический контроль над работниками на своей территории. Если он его теряет, то его аж трясет: ну как, как им платить полную зарплату, если за ними нельзя следить? На самом деле бизнес увольняет людей, переводит их на удаленку с понижением оклада и отправляет куковать в неоплачиваемом отпуске по праву силы. Потому что может.

Вместо тысячи слов

А наемные работники в массе своей этому ничего противопоставить не в состоянии. Почему? Потому что они НЕ незаменимы. Потому что, на рынке труда в плохие времена оказывается трепещущая толпа таких же условных специалистов, готовых идти в найм за меньшие деньги и на худшие условия. На «серую» и «черную» зарплату. В положение абсолютной социальной незащищенности.

В последнее десятилетие жители крупных российских городов совершенно напрасно привыкли к мысли, что рынок труда в стране цивилизовался. Людям застили глаза «белые» зарплаты, красивые офисы, корпоративные абонементы на фитнес и прочие декорации.

Все это было возможно в условиях, когда потребительский пирог в виде спроса и покупательской способности населения был достаточно велик. Однако вкусовые качества этого экономического блюда постепенно ухудшались, начиная с 2014 года. Песец, известный в России каждому, крался незаметно.

И вот шатания нефти и рубля в сочетании с эпидемией COVID-19 дают этому симпатичному животному ускоряющего пинка. В ближайшие месяцы бизнес вынужденно сбросит маску «цивилизованности» и начнет избавляться от всех, кто заменяем. Иногда с искренним сочувствием, но в основном – с расчетливой готовностью.

Безработица официальная и скрытая явит себя во всей красе. Пока этого еще не произошло, многим, кто понимает, куда дует ветер, разнося образцы вируса, стоит уволиться первыми и сменить сферу деятельности.

Из офлайна в онлайн: миграция туда, где будет спрос

По данным Statista, 68 % работающих американцев, готовы перейти на удаленку и потерять при этом 10 % оклада (заметьте – не треть, а десятую часть). 65 % считают, что их работа понравится им больше, если они станут выполнять ее из дома. Это показательно: люди понимают, что физический контроль работодателя им вовсе не необходим, и готовы «заплатить» нанимателю за такую потерю 10 % своего дохода.

Вероятно, массовый переход на удаленку даже в США – пока трудно исполнимая мечта. А уж в России и подавно. Свежее исследование HeadHunter показало, что только 16 % российских работодателей разрешили сотрудникам работать из дома из-за эпидемии. А около 80 % заявили, что не могут обеспечить работникам условия для организации удаленки. Вот это «не могут» – маркер для человека, делающего ревизию своей карьеры. Если работа не может делаться онлайн, а профессия не связана при этом с необходимостью физически контактировать с клиентом, то что-то здесь не то. А именно вот что: работодатель желает иметь вас на глазах и повелевать вами.

Некоторых нанимателей текущий кризис заставит пересмотреть свои хотелки. Но такие будут в меньшинстве. Поэтому стоит задуматься: если уж предприниматели считают, что мы для них источники прибыли, то почему мы должны зарабатывать им ее с дискомфортом? Тратить по два часа в день на дорогу до офиса и обратно? Перекусывать в общепите, что дороже, чем есть дома? Чувствовать на своей спине бдительные взгляды многочисленных начальников? Участвовать в бесплодных совещаниях и прочих корпоративных играх?

На самом деле нами управляют стереотипы. Мы привыкли все это делать, считаем ритуалы наемного труда нормой. А фрилансеры и убежденные удаленщики смотрят на эту «норму» с недоумением.

По сути, хороший специалист может многое диктовать нанимателю. Однако в отраслях, которых вот-вот начнет расплющивать кризис, делать это не получится. Как говорилось выше, работодатели примутся избавляться от людей тем или иным способом, а от строптивых – с особым удовольствием.

И хорошо, и прекрасно. Поскольку весь офлайн-бизнес за редким исключением собирается эффектно падать, из предприятий, с ним связанных, уже сейчас можно уходить. Лучше там не будет еще долгие месяцы.

Вместо второй тысячи слов

А вот онлайн-бизнес в России получит дополнительный стимул. Журнал «Форбс» заметил похожее явление в США. По его мнению, самоизоляция потребителей и их нежелание посещать общественные места предоставят новые возможности для развития электронной коммерции в 2020 году.

На самом деле очень многие товары можно продать через интернет. И многие услуги тоже. В связи с этим вынужденная самоизоляция россиян в сочетании с неплохо развитыми телекоммуникациями и IT-сектором неминуемо приведет к изменению потребительских привычек. Да и удаленная работа может понравиться тем, кто вынужденно на нее перейдет.

И, когда схлынет эпидемия, многие не захотят обратно в офис.

Два этих встречных потока могут довольно заметно изменить как культуру потребления, так и рынок труда. Предвидя это, можно сделать свою карьеру менее непредсказуемой.

В бизнесе, действующем в онлайне, деньги на удаленный персонал и фрилансеров будут водиться и в 2020 году, и далее. Поэтому что нужно делать сегодня тем, кто справедливо испугался потери работы или снижения зарплаты? Учиться востребованным профессиям, в которых можно реализовать себя в качестве удаленного сотрудника или (в идеале) фрилансера, работающего попроектно.

Скажем, такая сфера, как комплексное продвижение в интернете, всегда ждет новых героев – маркетологов, аналитиков, SMMщиков, авторов контента, иллюстраторов, дизайнеров и т. п. Трудно себе представить сегодня что-либо более актуальное, ибо бизнес умный – он немедленно рванет в онлайн, увидев свои потери в офлайне. И направит ресурсы на интернет-маркетинг. Вот тут мы его и будем поджидать со своими новыми навыками и умениями.

Еще одна перспективная отрасль – производство контента и обслуживание этого производства. Поскольку из-за эпидемии россиянам придется придумывать себе развлечения в домашней обстановке, и не все русские любят одни лишь баню, водку и гармонь по ТВ, онлайн-потребление разнообразного контента вырастет. Нетрудно прогнозировать, что люди начнут больше играть в компьютерные, мобильные и онлайн игры. Станут скупать настолки, которые снискали немалую популярность в последние годы.

Потребитель примется поглощать больше видео-контента: развлекательного и образовательного. Есть неплохие шансы на рост у рынка аудиокниг, электронных книг, подкастов, аудиоспектаклей и прочего в этом духе. Словом, неплохие времена могут ожидать целые сектора экономики, которые производят контент, доставляют его потребителю и рекламируют его.

Трудно даже просто перечислить профессии, которые будут востребованы «контентной экономикой». В ней понадобятся не только актеры, продюсеры, сценаристы, гейм-дизайнеры и программисты. Найдется место и для бухгалтеров, и для редакторов и корректоров, и для специалистов по авторскому праву и лицензированию, и для менеджеров по продукту, и для специалистов по интерфейсам, и даже для курьеров.

А как же? Удаленщики и фрилансеры, конечно же, станут заказывать еду в удобных онлайн-сервисах. Бумажный документооборот продолжит требовать пересылки оригиналов тех же договоров.

Поскольку производство контента не сосредоточено исключительно в Москве и Питере, да и недостаточно даже в столицах специалистов, чтобы покрыть все потребности бизнеса в очном найме, часть вакансий уже сейчас актуальны именно в виде удаленки.

Например, только объявлений о вакансиях удаленных учителей для нужд онлайн-образования в сервисе «Яндекс.Работа» на 18 марта 2020 года насчитывалось более 850. А всего объявлений о вакансиях на удаленке – более 150 тысяч. Текущие события позволяют с достаточной уверенностью предполагать: в ближайшие месяцы спрос на удаленных сотрудников не упадет, а скорее вырастет.

Что конкретно нужно делать, чтобы остаться на плаву?

Исходя из всего сказанного: с имеющейся профессией – ломиться на предприятия, которые тесно связаны с онлайн-экономикой, интернет-маркетингом, производством и дистрибуцией контента, онлайн-образованием и IT-технологиями. Если профессия никак не втискивается в этот коридор – изо всех сил переучиваться.

Третий вариант – фрилансерство (самозанятость или ИП). Но такой путь годится лишь в том случае, если вы умеете делать собственный продукт – скажем, тот же контент. Или являетесь важным звеном в его производстве. Или способны удаленно оказывать востребованную услугу – например, эффективно настраивать рекламные кампании в соцсетях.

Увы, актуальную профориентацию никто и никому не принесет на блюдечке. Настоящей текст не претендует на то, чтобы что-то сделать с карьерой читателя без усилий с его стороны. Заинтересованному в выживании человеку стоит начать самому вгрызаться в источники информации – аналитику рынка труда, экономическую аналитику, доступные в сети научные и коммерческие исследования. Самому изучать предложения о работе в профильных Телеграм-каналах, соцсетях, в сервисах подбора вакансий. И самому пытаться приспособить себя к рынку, ибо он циничен, и не в его природе – заботиться о пропитании и житейском счастье каких-то там наемных работников.

Время вынужденной социальной изоляции или внезапного неоплачиваемого отпуска можно провести в лени и обывательском паникерстве. А можно бодро взяться за пересмотр своих профессиональных (читай: жизненных) приоритетов.

Тонуть вместе со всеми или выскакивать на поверхность и как-то нетривиально грести – глубоко личный выбор. Как сделать его неправильно, автор хорошо знает – сам не раз такое проделывал. А вот куда грести – вынужден размышлять вместе с читателями, потому что готовых рецептов никакие авторитеты ни с каких кафедр не зачитывают.

#
Бизнес Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.